День назад заголовки новостей многих популярных российских интернет-изданий и пабликов гремели о якобы признании Верховным судом Российской Федерации электросамокатов транспортными средствами, но, как мы выяснили, не всё настолько просто, как кажется.
Дело в том, что отнесение электросамоката к тому или иному виду ТС напрямую зависит от его технических характеристик. Кроме того, согласно действующему законодательству, транспортными средствами не могут являться устройства, чья предумостренная максимальная скорость не превышает 25 км/ч.
Мы связались с Urent – сервисом шеринга велосипедов и электросамокатов. Представители компании рассказали, что в настоящее время в Министерстве транспорта РФ разрабывается законопроект о внесении термина СИМ (средство индивидуальной мобильности) в ПДД. Туда отнесут устройства, чья скорость ограничена 25 км/ч.
Электросамокаты в Воронеже
Напомним, что электросамокаты начали замечать на улицах столицы Черноземья еще в 2020 году, а в 2021-м они окончательно закрепились в Воронеже, когда на рынок пришли несколько крупных шеринг-компаний. Местные жители отнеслись к нововведению неоднозначно: часть автомобилистов возмущалась, аргументируя свою позицию возможным увеличением числа аварийных ситуаций, а пешеходы попросту не привыкли к бесшумному транспорту на тротуаре, который может развивать скорость в 30 км/ч и выше.
Несмотря на это, нельзя отрицать, что электросамокат стал не только атрибутом развлечения, но и девайсом для делового человека, так как появилась возможность за считанные минуты добраться из точки «А» в точку «Б». Но что о безопасности? Лоялен ли Воронеж к относительно новому виду транспорта? На этот вопрос нам ответил представитель общественного движения «Город и транспорт» Виталий Иванищев:
– Даже зная город, ехать впервые по незнакомому маршруту довольно страшно, но со временем привыкаешь и чувство опасности уходит. Я езжу по-разному, в зависимости от активности пешеходного и автомобильного трафика на улице. К примеру, на Пушкинской или Студенческой – по проезжей части, соблюдая ПДД, как велосипедист. В светлое время суток держусь около метра от обочины, а после захода солнца стараюсь не кататься. На улицах, где движение активнее – на Московском проспекте или на Кольцовской, – я не выезжаю на обочину, а пользуюсь исключительно тротуаром, – рассказал общественник.
Добавим, что в Воронеже есть и такие улицы, где пользоваться электросамокатом в принципе невозможно: это дорога до Шилово и в Тенистый, улица Студенческая, к примеру. Там число ухабов на дорогах просто не позволяет держать равновесие. Другими проблемами являются и неправильно припаркованные автомобили, а также пандусы или их имитация, но электросамокаты прочно вошли в быт горожан, поэтому инфраструктуру для них необходимо создавать.
– Я считаю, что СИМы и самокаты – будущее, к которому мы уже пришли. Благодаря им город становится доступнее и комфортнее. Создание подходящей инфраструктуры для электросамокатчиков необходимо. Стоит начать с велодорожек, – отметил Виталий Иванищев.
Правовые аспекты
Вернемся к положению ПДД. К слову, пока что Верховный суд РФ еще не принял окончательного решения о признании электросамокатов транспортным средством, так как для получения новомодными устройствами нового статуса необходимо внести правки в ПДД. Если же такое произойдет, то все нижестоящие суды будут обязаны руководствоваться этим постановлением, но как это отразится на жизни граждан? Более подробно об этом нам рассказал Геннадий Пешков, управляющий партнёр юридической компании «ПРО.Закон»:
– Сначала отмечу, что ввиду принятия такого решения может возрасти число ДТП, так как у данного вида транспорта нет сигналов поворота, зеркал заднего вида, а также фар или иного источника света. Если же устройства признают ТС, это может навредить работе службам шеринга электросамокатов и доставок, так как к водителям могут предъявить дополнительные обязательства, – подчеркнул юрист.
Здесь же поднимается и финансовая тема. Если электросамокат станет полноценным ТС, то по аналогии с автомобильным транспортом на него могут ввести налог. Такими образом, число тех, кто хочет приобрести новомодное устройство, может существенно снизиться. На это также может повлиять и то обстоятельство, что водителем электросамоката, вероятно, сможет стать не каждый: есть низкий шанс введения экзаменов для получения специальных водительских прав.
Пока что управление этим устройством регламентировано лишь сводом правил, о которых напомнил Геннадий Пешков. Тут все просто:
– Управляющий электросамокатом обязан перемещаться исключительно по тротуарам, пешеходным и велодорожкам. В случае если тротуаров или дорожек нет, двигаться по обочинам дорог или по краю проезжей части. Делать это необходимо навстречу потоку движения. В темное время суток нужно иметь на одежде светоотражающие элементы, – отметил Геннадий Пешков.
Как итог, общественность находится в ожидании принятия окончательного решения Верховным судом РФ, а также завершения разработки законопроекта Министерством транспорта. Тогда станет яснее, в каком формате дальше будет осуществляться деятельность, связанная с электросамокатами.
Фото – Pixabay, Мария Кирова.