На протяжении всего этого времени было немало споров на тему «Как сделать систему ОСАГО удобнее?».
В 2019-м вступает в силу новый пакет законодательных инициатив, призванных усовершенствовать «автогражданку». Рассказываем о самых значительных изменениях.
Для КБМ отменят «срок давности»
Одно из важнейших ожидаемых нововведений в системе ОСАГО – изменение порядка присвоения и сохранения коэффициента бонус-малус (КБМ), благодаря которому аккуратный водитель может получить при оформлении полиса значительную скидку, а человек, часто попадающий в ДТП, вынужден платить больше. Чем ниже КБМ – тем выше скидка.
Но сейчас, если водитель год не оформлял полис, его коэффициент вновь приравнивается к единице. Иногда люди лишаются и 50% скидки, а злостные нарушители, прожив год без полиса, выходят с «чистой» репутацией и впоследствии платят за ОСАГО столько же, сколько впервые выехавшие на дорогу автовладельцы.
– За рулем почти 20 лет, езжу без лихачества, страховалась все время. Скидка по ОСАГО дошла до 50%. Тут у меня появился внук, и дочь временно «экспроприировала» авто, чтобы возить ребенка на массажи. Разумеется, нет ничего более постоянного, чем временное. Моя машина осталась у дочки, а новый автомобиль я приобрела только через полтора года. При оформлении полиса ОСАГО узнала, что бонусов моих больше нет и их восстановить нельзя! – рассказывает жительница Воронежа Елена П.
И действительно, больше всего жалоб на ОСАГО связаны с КБМ. Об этом в интервью
56orb.ru рассказал
Филипп Габуния, директор департамента страхового рынка Банка России:
- Сейчас более 50% всех жалоб на ОСАГО, поступающих в Банк России, касается именно коэффициента бонус-малус (КБМ). Многие проблемы вытекают из-за несовершенства самой системы. Мы планируем сделать систему КБМ простой и понятной. Сейчас, если человек в течение года не был вписан ни в один полис ОСАГО, его КБМ обнуляется. Также он сгорает и у аварийного водителя, который на год не вписывается в страховку и водит машину по полису мультидрайв, то есть без ограничения водителей.
Что будет при новой системе: если человек по какой-то причине долгое время не был вписан ни в один полис ОСАГО, егокоэффициент обнуляться не будет. Таким образом, при паузе в вождении даже в несколько лет бонусы при оформлении полиса сохранятся.
Систему избавят и от «задвоения» КБМ, когда водитель вписан в ОСАГО по нескольким машинам. С 2019 г. КБМ больше не будет «привязан» к транспортным средствам: он будет присваиваться конкретно к водителю и не меняться в течение года.
– Все эти огрехи мы намерены исправить в ходе самого первого шага реформы, – поясняет Габуния. – У каждого водителя теперь будет только один КБМ. Причем для тех, кто имел несколько КБМ на этапе старта новой системы, будет выбран наилучший, то есть предоставляющий наибольшую скидку.
Недобросовестным страховщикам увеличат штрафы
Среди проблем, связанных с ОСАГО, на которые жалуются россияне, – невозможность купить полис и навязывание дополнительных услуг. Банк России предлагает с этим бороться путем увеличения штрафов для нечистоплотных страховщиков. Также для своевременного выявления нарушений со следующего года планируется обязать страховые компании записывать процесс оформления договора автострахования на видео и аудио.
В обсуждении находится отмена учета износа деталей и запчастей при расчете денежной компенсации за ущерб в ДТП. На данный момент страховые компании рассчитывают стоимость выплат на ремонт авто с учетом износа деталей. Нововведения позволят сделать так, чтобы денег от страховой хватало на ремонт.
В целях предупреждения мошеннических действий введут следующие ограничения: схема «брошу свою развалюху под самосвал и получу деньги на новую машину» не сработает. При полной гибели автомобиля будет возмещаться его реальная стоимость.
Лимит ответственности повысят
Речь идет о повышении лимита ответственности по ОСАГО за вред, причиненный жизни и здоровью пострадавших в ДТП. Сейчас жизнь пассажира маршрутного транспортного средства оценивается вчетверо выше, чем жизнь пешехода или пассажира обычного авто. То есть, в случае страшной аварии, близкие погибшего под колесами маршрутки получат 500 тыс. рублей, а родственники погибшего в той же аварии пассажира общественного транспорта – 2 млн рублей. В течение нескольких лет планируется повышение лимита страховых сумм, выплачиваемых самим пострадавшим или их наследникампо ОСАГО, до тех же двух миллионов.