ВОДИТЕЛИ БУДУЩЕГО
В трех воронежских школах вводится экспериментальная автопрограмма
С января 2013 года в Воронеже стартует проект «Водитель будущего». Основная его цель - научить вежливой манере вождения. Обучение будет проходить на базе школ, поскольку рассчитано оно лишь на учеников десятых классов.
К старту готовы
- Десятиклассники - это ребята, на которых еще можно воздействовать. Тем более что ни у кого из них нет водительских прав, поэтому научить их культуре вождения гораздо проще, нежели переучить тех, кто за рулем сидит уже не первый год, - объясняет Сергей Бережной, координатор проекта «Водитель будущего». - Кроме того, в образовательной программе 10-го класса есть небольшие прорехи, которые как раз можно заполнить нашими факультативными занятиями.
Школьник сможет пройти всю программу в течение полугода. Чтобы не создавать дополнительных нагрузок, занятия будут проходить два раза в неделю. Учебный план уже разработан: 40% времени посвящается изучению ПДД, еще 40% - именно культуре вождения, а 20% - преподаванию младшим классам и изучению истории транспорта. Кстати, это одна из особенностей программы: ученики не только будут знакомиться с правилами дорожного движения, но и передавать свои знания в интересной форме младшеклассникам. Организаторы проекта считают, что это поможет лучше освоить полученную информацию.
Задачей «Водителя будущего» является не только подготовка ребят к сдаче экзамена в ГИБДД (а в большинстве автошкол как раз этим и занимаются), но и обучение грамотному вождению - такому, которое позволит максимально сократить вероятность попадания выпускников в ДТП. В учебной программе также будет блок, посвященный оказанию медицинской помощи. С каждым учеником планируют заниматься, пока не появится уверенность, что он не забудет все после сдачи теории, не растеряется и сможет оказать пострадавшему медицинскую помощь.
- Как-то стояли с женой у пешеходного перехода в Петербурге, ждали разрешающего сигнала светофора. За спиной услышали разговор не знакомых нам ребят: «А давайте перейдем дорогу по-воронежски?». Оборачиваемся, спрашиваем, как это. А нам отвечают: «Ну как угодно и куда угодно». Мне так стыдно стало за свой город, – признается Бережной. - Причем, действительно, у нас нарушают правила все: и водители, и пешеходы. И делают глупейшие ошибки. Беда в том, что культуры вождения нет.
Конечно, в автошколах обучают ряду обязательных правил, например уступать отъезжающему от остановки автобусу. А есть негласные правила - допустим, если видишь, что кто-то попал в беду, нужно предложить свою помощь. Иными словами, дорожные ситуации будут рассматриваться с точки зрения общечеловеческих качеств, чтобы минимизировать количество пробок, аварий и жертв на дорогах.
Уроки вежливости
Инициативная группа, разрабатывающая проект (а это 17 человек), уже провела не одну встречу с представителями власти и департамента образования, науки и молодежной политики, которые одобрили внедрение программы. Поэтому после новогодних каникул десятиклассники трех школ - № 27, № 62 и лицея № 8 - смогут приступить к изучению ПДД и, главное, культуры на дороге.
Автошколы тоже откликнулись на этот проект и согласились предоставить автомобили, инструкторов и преподавателей. Благо, занятия будут проходить в тех школах, где уже есть оборудованные для обучения правилам дорожного движения классы.
Кстати, если поучаствовать в программе захотят и одиннадцатиклассники, разработчики «Водителя будущего» пообещали пойти им навстречу. Инициативная группа не стремится заработать на этом новшестве, поэтому весь полугодовой курс - абсолютно бесплатный. Вопрос финансирования обучения в трех школах уже практически решен. Остается тем не менее один нюанс: что даст обучение ПДД в 10-м классе? Согласно закону, сесть за руль автомобиля подросток может только с 18 лет, даже если и обучался с 16. Но для «водителей будущего» создатели проекта хотят разработать свидетельство государственного образца, разрешающее управлять автомобилем в присутствии родителей. Сторонники утверждают, что при взрослых дети лихачить не будут и постепенно привыкнут к грамотному вождению.
- В Воронеже 123 школы, в среднем по 50 десятиклассников в каждой. То есть наш курс смогут пройти около 5 - 6 тыс. человек в год. Как следствие, хороших водителей будет становиться все больше, а аварий - меньше. И, возможно, вежливое вождение станет нормой. По нашим подсчетам, лет через пять результат будет заметно ощутим, - рассуждает Бережной. - Моей дочери 11 лет, но я уже знаю, что она в 18 лет сядет за руль. Поэтому мне очень важно, какая ситуация будет на дорогах. Главное, чтобы через несколько лет «водитель будущего» все же стал «водителем настоящего» - честным, вежливым, ответственным.
Другие материалы автора читайте на сайте газеты "Воронежский Курьер".