Будущий работодатель заявила: компания здесь не шаляй-валяй, кого попало на работу не берут. Здесь нужны водители со стажем не менее пяти лет, со свидетельством индивидуального предпринимателя, с отличным знанием города, а если на отечественном автомобиле, то не старше 2005 года. Я ответил, что пяти лет водительского стажа у меня нет, что "Лада" моя постарше будет, что город я знаю так себе (правда, есть навигатор) и свидетельства ипэшника у меня не имеется. O кей, сказали, ты принят на работу. Из рассказа таксиста о том, как он недавно нанимался на работу.
Игра в шашечки
В начале года только и разговоров было, что о новых правилах для таксистов. Дескать, город заполонили "бомбилы": налогов не платят, ездить на такси - сплошной риск...Что же изменилось спустя почти год? "Воронежские таксисты постепенно выходят из тени - новый закон действует, - считает ведущий советник областного департамента промышленности, транспорта и инноваций Иван Муковнин. Сейчас Воронежская область в числе лидеров по ЦФО по количеству легальных таксистов, им выдано 5439 разрешений на работу".
Напомним, упорядочение рынка такси началось после принятия в апреле прошлого года федерального Закона № 69 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Согласно этому закону с 1 сентября таксомоторная фирма или частный предприниматель-таксист должны иметь разрешение, причем на каждую машину. За отсутствие информации о водителе, тарифах, перевозчике или невыдачу пассажиру кассового чека или документа строгой отчетности водителей наказывают штрафом в 1 тыс. рублей, должностные лица в 10 тыс. рублей, юридические - в 30 тыс. Отсутствие на автомобиле цветографической схемы легкового такси и (или) шашечек на крыше влечет за собой штраф водителю 3 тыс. рублей, должностным лицам 10 тыс., юридическим - 50 тыс. За перевозку пассажиров без разрешения водитель заплатит штраф 5 тыс. рублей.
Рейд сотрудников ГИБДД, как показывают наблюдения, похож на набег: останавливают всех подряд, а штрафуют только самых невезучих. Организованная охота заканчивается через час-другой таксисты по своим каналам быстро передают информацию. На поверку водители с разрешением оказывались не совсем легальными: путевых листов нет, графа "Работник" в трудовом договоре не заполнена. Несколько не слишком больших штрафов и все. Те, кто знает ситуацию изнутри, утверждают: в нашей области отсутствует традиция вести этот бизнес легально. Шумиха с принятием закона поутихла, перевозчики "сориентировались" и формальности соблюли.
На форумах воронежские таксисты откровенничают о том, почему, на их взгляд, ничего в лучшую сторону на рынке услуг воронежского такси не меняется. Таксист фирмы "Везет" по имени Александр видит ситуации так: "Проблема рынка услуг такси не конкретно в какой-то компании, а в отсутствии законов, защищающих права водителей и пассажиров. Сегодня на рынке появились организации, называющие себя службой такси. Но по факту это лишь диспетчерские службы. Любой имеющий права и личный автомобиль может заключить договор с диспетчерской службой о скидывании заказов, например, на мобильный телефон. Диспетчерская служба взимает с каждого заказа 15 - 20% от его стоимости. Требования к водителям - только личный автомобиль и положительный баланс на счету в компании. На стаж, состояние автомобиля и другие вещи никто не обращает внимания".
Обычная прибыль с типичного заказа, по рассказам тех, кто сидит за баранкой, колеблется в пределах 50-60 рублей. Пробки увеличивают расходы (бензин, амортизация), поэтому прибыль, по мнению таксистов, работающих через диспетчерские службы, может и вовсе приближаться к нулю. Соответственно и качество обслуживания оказывается под вопросом: ждать машину можно часами, и довезут ли заказчика - неизвестно. Исключение составляют фирмы, имеющие свой автопарк. Они, по мнению форумчан, и есть настоящее такси, но их услуги дороже на треть. Да и фирм таких в нашем городе меньшинство.
Идите в баню!
В редакцию пришло письмо от читательницы "ВК" Елены Климовой, оказавшейся не так давно в роли пассажирки одной из довольно раскрученных в городе службы такси.
"15 ноября я вызвала к девяти вечера такси на переулок Славы, 13, к бане № 8 (Коминтерновский район). Вызвала предварительно - за час. Этим такси пользовалась всегда, и претензий никогда не возникало. В бане я была с девятилетней дочкой.
В назначенное время нам перезвонили, и пришло сообщение, что такси прибыло синее "Рено". Выходим -- машины нет. Звоним диспетчеру отвечает: ищите, машина прибыла. Ищем результата ноль. Связывалась с диспетчером раз шесть. Мы стали бегать вокруг бани в поисках машины, заодно спасаясь от холода.
Темнота, баня закрылась, люди разъехались, рядом дома под снос, где обосновались бомжи... И мы с дочкой с мокрыми головами и баулами с банными принадлежностями мечемся в поисках такси. Ребенок предложил ловить частника. Но я воспротивилась: мол, дядя ехал к нам через пробки, чтобы довезти до дому, тратил бензин, время... Через полчаса из темноты выплыло наконец долгожданное такси. В машине стоял стойкий запах перегара, извиняться перед нами никто не собирался. Водитель молоденький паренек заявил, что, если нас что-то не устраивает, мы можем идти... в баню. Окоченевшие, мы все-таки поймали частника и добрались наконец до дому. Из машины я снова позвонила диспетчеру, чтобы хоть как-то прояснить ситуацию. Но она заявила: "Это ваши проблемы!". В результате мой ребенок заболел, а я очень долго расстраивалась и написала-таки жалобу в Роспотребнадзор с требованием разобраться. Так много говорят о реформе службы такси, а на деле все становится только хуже".
Машины вне времени
В управление Роспотребнадзора корреспонденту "ВК" сообщили, что жалоба Елены Климовой к ним не поступала.
- В нынешнем году поступило 11 заявлений от граждан, которые жалуются на работу городских маршрутных и легковых такси, рассказали в управлении. Жалуются на невыдачу документа, подтверждающего проезд; на отсутствие информации о перевозчике, об условиях оплаты; на нарушение сроков исполнения заказа; на курение водителей за рулем. При подтверждении данных фактов, указанных в заявлениях граждан, к руководителям и организациям применяются меры административного воздействия, согласно КоАП РФ.
В ГИБДД статистики по количеству задержанных пьяных таксистов тоже не оказалось.
Они обычные участники движения не более того, заявил автоинспектор службы пропаганды регионального ГИБДД Дмитрий Прибытков. С участием пьяных водителей, среди которых, возможно, есть и водители такси, за 10 месяцев в регионе было зарегистрировано 162 ДТП, а за вождение в нетрезвом виде были остановлены более 12 тыс. автомобилистов.
И вообще какой-то отдельной статистики по нарушениям таксистов в ГИБДД не оказалось.
Кто-то пользуется такси по нескольку раз за день, другие - раз в месяц, а то и год, но все равно большинство из нас с этой службой в своей жизни так или иначе сталкиваются. Принятие закона должно было как-то облегчить работу легальных таксистов и сделать жизнь обычных пассажиров более комфортной. На деле у тех же вокзалов и автовокзалов все те же "бомбилы". А вызывая такси по телефону, нельзя быть уверенным в том, что машина приедет исправной, вовремя и водитель будет в состоянии довезти вас туда, куда нужно.
Семь лет государство не вмешивалось в работу такси, поэтому нельзя ожидать быстрого эффекта от новых правил -- считают компетентные в этой области люди. Причины того, что новый закон о такси не работает, многие находят в его сырости. В частности, тех его положений, которые касаются контроля исполнения. Ространснадзор не может регулировать работу из-за недостатка сотрудников и, по сути, отказался от этой работы, а для ГИБДД таксисты такие же участники дорожного движения, как и все остальные автомобилисты.
Возможно, в нашей области и стало больше таксистов, которые получили лицензию на свою деятельность, но стал ли рынок такси более прозрачным, выведены ли из тени частники и, соответственно, повысилась ли безопасность пассажиров вопросы, на которые пока нет однозначных ответов.
Тебе водить
"Оформить все документы, включая свидетельство предпринимателя, стоит 22 тыс. рублей, говорит Михаил, водитель старой "Волги", из тех, кого в народе зовут "бомбилой". Где мне их взять, если за смену бывает всего две-три поездки? Пока ничего делать не собираюсь. Надеюсь, законодательство изменят. Или будут по-прежнему закрывать на нас глаза".
Парень раньше работал у частного предпринимателя, который сегодня является одним из первых в Воронеже, кто лицензировал все свои машины. Вспоминает о своей работе без восторга: цена аренды автомобилей высокая, график работы утомительный, отношения в коллективе трудные. Личный бизнес, пусть и нелегальный, выгоднее.
Впрочем, и нелегалы, как выяснилось, работают в Воронеже вполне организованно. Вот что ответили на одной из стоянок такси на вопрос, можно ли новичку ждать здесь пассажира:
- Да вы что! Здесь каждое место уже куплено. Если кто-то новый вдруг появится, мы даже гнать не станем, просто позвоним.
Кому станут звонить нелегалы и у кого будут просить защиты от конкурентов, водители не сказали.
Другие материалы автора читайте на сайте газеты "Воронежский Курьер".