На днях российский парламент принял поправки к законодательству, согласно которым с 1 августа иномарки и автомобили отечественного производства подлежат утилизационному сбору.
Поправки, как стало известно 36on.ru Воронеж, начнут действовать с 1 августа этого года. Некоторое время назад предполагали, что поправки вступят в силу осенью, поскольку надо было провести ряд согласований с другими участниками Таможенного союза, однако последнее решение свидетельствует о том, что переговоры удалось провести в более короткие сроки.
Однако по сию пору неизвестны ставки утилизационных сборов – они будут утверждены правительством страны в ближайшее время. Эксперты Министерства промышленности и торговли и Министерства экономического развития предполагают, что базовая утилизационная ставка за новый легковой автомобиль может колебаться в пределах от 20 до 45 тысяч рублей, за грузовой автомобиль - от 150 до 400 тысяч. Ставка за подержанные машины будет в несколько раз больше. Уплата утилизационного сбора является обязательным условием для получения техпаспорта.
Законопроект предполагает некоторые исключения: они коснутся в первую очередь транспортных средств, принадлежащих беженцам и переселенцам, возвращающимся на родину, дипломатам и их семьям, и автомашин, которые поставляются из стран, входящих в Таможенный союз. Также поборов избегут машины, выпущенные более тридцати лет назад. По словам некоторых специалистов автомобильной отрасли, утилизационные сборы будут входить в цену машин, а, стало быть, введение нового закона приведет к подорожанию автотранспорта в стране.
Тем не менее, существуют и другие мнения по этому вопросу – некоторые эксперты полагают, что сбор никак не отразиться на стоимости машин. Например, руководитель компании «Фаворит Моторс» Владимир Попов утверждает, что подорожания не будет, поскольку большинство недорогих иномарок производится на территории России, а спрос на машины премиум-класса, изготовленные за рубежом, вряд ли изменится, если речь идет о сумме в 25-40 тысяч рублей. По его словам, введение сбора отразится лишь на импорте китайских машин, которые удерживают свою нишу на рынке именно за счет более низкой цены. В настоящее время стоимость автомобилей из Китая составляет от 300 до 450 тысяч рублей.
Также специалисты и эксперты предсказывают, что данный вид сбора ударит в первую очередь по российскому рынку недорогих подержанных автомобилей, пошлины на них серьезно уменьшаться после вступления страны во Всемирную торговую организацию. По мнению Михаила Пака из компании «АТОН», экспортеры рассчитывали именно на это обстоятельство. Специалисты предполагают, что ставки утилизационных сборов будут определены в таком размере, чтобы покрыть уменьшение пошлин на импорт автомобилей после присоединения страны к ВТО.
Предсказывают и то, что введение сборов вряд ли повлияет на уменьшение количества брошенных машин, поскольку правительство пока что не задумалось о том, как сделать программу утилизация автотранспорта экономически выгодной для компаний. Многие фирмы выражают готовность самостоятельно вывозить автомашины на металлолом, но доля такого рода металла от общего объема перерабатываемого в стране очень невелика. К тому же отсутствует какая бы то ни было инфраструктура и условия для развития подобного бизнеса. Напомним, что закон о введении утилизационного сбора ставит одной из своих задач выполнение «экологической миссии», однако в современных условиях эта цель носит явно декларативный характер.