Среди них -- КамАЗы в коммунальном и транспортном исполнении, городские и междугородные автобусы ЛиаЗ, легковые Mercedes, Volkswagen и «десятка». Газобаллонное оборудование было установлено на заводе. Как уверяют участники пробега, вместо тяжелых металлов, двуокиси углерода и прочей мерзости «голубые» машины пополняют атмосферу паром. В подтверждение к выхлопной трубе КамАЗа поднесли белое полотенце -- оно осталось чистым.
«Ничем не отличается от бензиновых двигателей: уверенно заводится даже в сильный мороз, хорошо разгоняется, а баллоны занимают совсем немного места, -- водитель метанового Mercedes E200 с московскими номерами распахнул багажник, где под спинкой заднего сиденья спрятались две черные емкости, смонтированные по-немецки аккуратно. -- Электроника следит за уровнем топлива, и сама при необходимости переключается с газа на бензин или обратно. Единственная разница в цене топлива: бензин 25 рублей, а метан -- 9 рублей за литр. Многие уже почувствовали выгоду: маршрутки из Тулы в Москву бегают на метане, в других городах предприниматели-транспортники интересуются газом, просят, чтобы построили побольше заправок».
Российский парк автомобилей, работающих на природном газе, оценивается примерно в 86 тыс. единиц. В 58 регионах действуют 249 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, 206 из них -- в собственности ОАО «Газпром». Через российские АГНКС в 2010 году реализовано 345 млн кубометров компримированного природного газа. Наиболее развитыми рынками по итогам 2010-го являются Краснодарский и Ставропольский края, Свердловская, Тульская и Челябинская области, Республика Башкортостан: на них пришелся 41% от общего объема реализации КПГ. «Газпромом» подписаны договоры о сотрудничестве в сфере использования природного газа в качестве моторного топлива с Калужской, Орловской и Тамбовской областями. Региональные законодательные акты, направленные на развитие локальных рынков КПГ, приняты в Волгоградской, Костромской и Томской областях. Нынешний «Голубой коридор» -- пятый по счету. 19 октября он стартовал в Екатеринбурге, маршрут протяженностью более 3,5 тыс. км проходит по 11 городам. Финиш 2 ноября в Москве перед офисом «Газпрома».
Игорь ФИЛОНОВ