Всего в Воронеже 5 театров. Два из них условно можно назвать детскими, остальные – взрослые. Впрочем, почти в каждом театре существуют постановки, выходящие за рамки возрастной аудитории.
Все театры находятся в самом центре Воронежа, в шаговой доступности друг от друга. При этом строились они в разное время. Самой старой постройке уже более двухсот лет, самый молодой театр открылся в городе в 2014 году.
Академический театр драмы имени Кольцова
Где находится: Проспект Революции, 55
Как связаться: +7 (473) 255-54-72
Воронежский государственный Академический театр драмы имени Алексея Кольцова – один из старейших театров в России. Свое 200-летие он отметил больше 10 лет назад, в ноябре 2002 года.
Об истории театра можно писать отдельную книгу: появившийся еще в екатерининскую эпоху, театр пережил две революции, Великую отечественную войну и 13-летнюю реконструкцию.
Первый театр в Воронеже открылся в 1802 году. Во главе труппы был московский комический актер Петров, открывший сезон оперой Аблесимова «Мельник, колдун, обманщик и сват». К началу XIX века в театре, который к тому моменту успел сменить несколько трупп, было уже 37 пьес. Среди них трагедии Сумарокова, «Мещанин во дворянстве» Мольера и «Школа злословия» Шеридана.
После революции 1917 года театр переименовали в Большой Советский. В 20-е годы его часто посещает писатель Андрей Платонов, а в ноябре 1926 года здесь выступает Владимир Маяковский, а в 1935—1936 годах Осип Мандельштам, находившийся тогда в Воронеже в ссылке, заведует литературной частью театра. В 1937-ом его переименовывают в Воронежский драматический театр, в 1978 театр становится «академическим».
Вплоть до 80-х годов в репертуаре театра – классические произведения: Островский, Чехов, Горький.
В конце 1950-х здесь играл Леонид Броневой. Актер стал знаменит благодаря роли Мюллера в телефильме «Семнадцать мгновений весны». Созданный им образ шефа гестапо — не стереотипного садиста, а нормального человека, становится культовым, а фразы «Я старый добрый человек, ваш красавец-шеф злее меня в тысячу раз», «Верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе. Мне — можно» знает вся страна.
С 1991 года художественным руководителем театра становится Анатолий Иванов − режиссер, актер, сценарист. На воронежской сцене он поставил около пятидесяти спектаклей. Особое место в творчестве Иванова занимают постановки пьес А. Н. Островского «Бесприданница» (1996), «Доходное место» (1998), «Банкротъ» (2007).
В 1984 года и по сей день театр возглавляет Игорь Чижмаков. Актер и режиссер попал в труппу драматического театра в 1967 года. В 1960–1970-е годы сыграл около пятидесяти ролей, после чего ушел на руководящие должности.
С 2001 года театр закрыли на реконструкцию, которая затянулась больше, чем на 10 лет. Все это время труппа работала в «новом» здание театра на улице Театральной и упорно ждала «свое» здание. В это время большой популярность среди воронежцев пользуются популярностью такие постановки как «Зойкина квартира» Булгакова и «Вишневый сад» Чехова, поставленные Ивановым. Все они участвовали во всероссийских и международных фестивалях, некоторые до сих пор входят в репертуар театра и пользуются неизменным успехом.
В 2013-ом отреставрированный театр вновь открыл свои двери. Известный художник Юрий Купер, который стал одним из авторов проекта, воплотил в Воронеже концепцию «Зимнего театра». В своих интервью автор говорит, что старался придать зданию те величественные и простые формы, которыми театр обладал еще до революции. В современном здании, которое бесспорно сразу же стало одной из самых ярких достопримечательностей Воронежа, нет лепнины и «кондитерских» украшений. В отделке сделан упор на благородные материалы: керамогранит, серебристое дерево, венецианская штукатурка под мрамор. Из «роскоши» — хрустальные светильники простых форм, светящиеся капители, французские шторы. От сталинского ампира не осталось и следа.
Среди наиболее успешных спектаклей на новой сцене чеховская «Чайка», «Без вины виноватые» Островского, «Собачье сердце» Булгакова, «Ненормальная» Птушкиной.
Театр оперы и балета
Где находится: пл. Ленина, 7
Как связаться: +7 (473) 255 39 27 (касса), +7 (473) 253 14 11
Воронежский театр оперы и балета в столице Черноземья появился в 30-е годы прошлого века. Тогда в городе начал работать театр музыкальной комедии под руководством актера и режиссера Лазаря Лазарева. Труппа театра выступала на летней сцене Первомайского сада. В репертуаре театра были и современные комедии, и классические оперетты.
В 1961 году труппа въехала в современное здание театра, которое расположилось в историческом центре города, на площади Ленина. 25 февраля была показала опера Чайковского «Евгений Онегин», которая и ознаменовала новую эпоху: театр комедии реорганизовали в Музыкальный театр, а в последствии и в Театр оперы и балета. До сих пор эта дата считается днем рождения воронежского театра.
Период становления труппы того времени неразрывно связан с именем народного артиста РСФСР, лауреата Государственных премий Анатолия Алексеевича. Именно он создал в театре основы классического оперного и балетного репертуара. Под его руководством было поставлено более 10 спектаклей, в том числе «Аида» Верди, «Кармен» Бизе и «Пиковая дама» Чайковского.
На протяжении всего своего существования в воронежском театре работали артисты, известные не только в России, но и зарубежом. Так, оперы «Брестская крепость» и «Русская женщина», написанные Кириллом Молчановым впервые были поставлены именно на сцене воронежского театра.
В последующие годы всесоюзное признание получили не только сами произведения, но и Кирилл Владимирович – автор музыки к таким кинофильмам как «Дело было в Пенькове» и «Доживем до понедельника».
А имя балерины Марины Леонькиной, которая после окончания Воронежского хореографического училища совершенствовала себя в театре, вошло в изданную в США книгу «Лучшие исполнительницы Жизели». Помимо этого в разные годы она становилась лауреатом ряда международных конкурсов артистов балета в Москве, Париже и Варне.
С 1988 года и на протяжении долгих 25-ти лет, театром руководил заслуженный артист РФ Игорь Непомнящий. Под его руководством в театре были поставлены десятки произведений, а труппа театра начала активно гастролировать не только по России, но и зарубежом. Так, воронежская труппа показала свои постановки в США, Канаде, Германии, Франции и Нидерландах.
В 2013 году театр возглавил Николай Попов, до этого работавший на аналогичной должности в областной филармонии и некогда возглавлявший Воронежский русский народный хор имени Массалитинова.
Следуя современным тенденциям, в 2014 году в Театре оперы и балета открыли малую сцену, которая расположилась в пространстве фойе. Для зрителей предусмотрены места в партере, роль которого выполняет второй этаж и прямо вдоль перил. В ноябре в новом пространстве показали первый спектакль «9 жизней ожидания». Его поставила режиссер театра Жанна Чепела. Актеры Павел Сосин и Людмила Солод показали девять историй о взаимоотношениях мужчины и женщины.
Сейчас в репертуаре театра есть как классические произведения, такие как «Евгений Онегин», «Сильва», «Жизель», так и современные, экспериментальные постановки такие как модерн-балет «Ангелы смерти», рок-балет «Юнона и Авось» и многие другие.
В 2015 году в театре запланировано сразу несколько премьер. Также с 15 по 19 апреля пройдёт Второй Международный фестиваль современной музыки «Созвучие», в программу которого войдут его «Фантастические танцы» для фортепиано и вокальный цикл «Раздумье» на стихи Гейне.
В будущем году театр ждет долгожданная реконструкция. Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев назвал это одной из первостепенных задач, которые предстоит осуществить в регионе в 2015 году.
Воронежский театр кукол «Шут»
Где находится: Проспект Революции, 50
Как связаться: +7 (473) 255-17-36, +7 (473) 255-64-23
Кукольный театр появился в городе 8 октября 1925 года. Именно в этот день в зале Воронежского университета прошло первое представление любительского «Театра Петрушки», созданного на базе вуза. Просуществовав пять лет, театр был передан в подчинение областного отдела народного образования, после чего продолжит свою работу при Молодом театре.
К 1944 году немногочисленная труппа, которая на тот момент состояла из 5 актрис и двух актеров, под руководством директора Сергея Вольфа работала в помещении Театра драмы. Именно этот состав поставил спектакли «Красная шапочка», «Цветы мести», «Кот в сапогах», «Финист — ясный сокол», «Хрустальный башмачок», которые с тех пор стали классикой репертуара театра.
Свое здание театр получил только в 1984 году, когда со дня первого представления минуло уже более 50 лет. Для того, чтобы в центре города появилось необычная постройка со сказочными башенками, колонами и задорными фигурками, а фасад соседнего дома украсили уникальные часы с кукольными персонажами, деньги пришлось собирать всем городом.
Архитекторы Н. Топоев и А. Фролов, и скульпторы Э. Пак и И. Дикунов, работавшие над проектом будущего театра, были удостоены Государственной премии РФ.
C 1987 по 2003 год художественным руководителем театра был Валерий Вольховский, который внес огромный вклад в развитие не только воронежского театра, но и в целом искусство кукольного театра. В 1986 году Вольцеховский поставил в Воронеже свой первый спектакль − «Процесс над Жанной Д'Арк». Это был первый марионеточный спектакль, когда актеры не просто вышли из-за ширмы. Ширмы не было вовсе.
Во многом благодаря своему новому руководителю, воронежский «Шут» из обычного провинциального театра превратился в художественное явление мирового уровня. Приглашения на международные фестивали следовали одно за другим, а премьеры новых спектаклей поражали зрителей своей новизной и изобретательностью труппы.
После Вольховского уже мало кто мог представить себе кукольный театр чем-то легкомысленным и несерьезным. Теперь даже в детских спектаклях появлялись проблемы второго или даже третьего плана. Самыми знаменитыми и узнаваемыми работами воронежского театра в 90-е стали «Мертвые души» и «Шинель» Н. Гоголя и «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта.
Вольховский был приверженцем «авторского театра», главная роль в котором отводилась актеру и его взаимоотношениям с куклой. Поэтому в «Шуте» собралась не просто труппа, а единомышленники, которым были влюблены в марионеточное искусство.
В современном репертуаре театра есть как взрослые, так и детские спектакли. Зрителям постарше будет интересно посмотреть гоголевскую «Шинель», «Хитроумный идальго» Сервантеса, «Королевский стриптиз» Лорки или шекспировского «Короля Лир». Среди детских спектаклей наиболее популярны «Маленький принц» Экзюпери, «Солдат и Ведьма» Сперанского, «Белый Бим черное ухо» Троепольского.
Кстати, на площади прямо перед входом в театр есть памятник Биму, авторами которого стали Эльза Пак и Иван Дикунов. Примечательно, что работу над памятником начали еще в 1985 году и создавали его на собственные средства.
Гордость театра − музей марионеток, пожалуй, самый крупный в России. Санкт-петербургский режиссер Александр Веселов в конце 1980-х годов передал воронежскому театру свою коллекцию театральных кукол, которую собирал на протяжении долгих лет. С тех пор коллекция значительно подросла.
«Театр Юного Зрителя»
Где находится: улица Дзержинского, 10А
Как связаться: +7 (473) 255-73-33
Первые попытки открыть свой Театр юного зрителя в Воронеже были предприняты в далеком 1932 году. Правда успехом они не увенчались: по-настоящему громких постановок в театре того времени не было. А когда началась война, ТЮЗ был закрыт.
В 1963 году театр решили возродить. Режиссёр Борис Нарицевич возглавил труппу актеров из Ленинграда и Куйбышева, которые на протяжение пяти лет работали в столице Черноземья. После того как многие артисты уехали в свои родные города, директором театра стал Владимир Бугров, который руководил ТЮЗом вплоть до 1980 года. Именно в период его работы появились первые постановки, ставшие классикой воронежского театра: «Ревизор», «Прощание в июне», «Петля», «Девочка и апрель» и многие другие. А в труппе успели поработать заслуженные артисты России А.И. Введенская, Б.Н.Голощапов, А.А.Новиков, Ю.В.Овчинников.
На сегодняшний день ТЮЗ возглавляет заслуженный артист России Александр Латушко. А репертуар театра предусматривает спектакли сразу для трех возрастных групп: для детей младшего школьного возраста, для среднего школьного возраста, спектакли для старшеклассников, студентов и взрослой публики.
ТЮЗ активно гастролирует по России и Европе и уже не раз становился участником различных международных фестивалей.
В числе наиболее популярных спектаклей театра – классические «Недоросль» и «Бедные люди», хулиганский «Том Сойер», новаторские «Тряпичная кукла» и «Я буду жить».
«Я буду жить» − постановка уже не новая, но из всего репертуара ТЮЗа – одна из самых популярных. Отчасти за счет своей актуальности, отчасти за счет формата: перед зрителями разворачивается целое ток-шоу, в центре которого 25-летний молодой человек Коля, который только что умер. Спрыгнул с крыши. По бокам – циничные Бог и Черт. Понять кто из них кто можно только по цвету смокингов. Пьесу Данилы Привалова «Пять – двадцать пять» на воронежской сцене поставил один из самых известных воронежских режиссеров Вадим Кривошеев.
Камерный театр
Где находится: улице Карла Маркса 55А
Как связаться: +7 (473) 240-40-48, 780-12-70.
Камерный – самый молодой из воронежских театров, – был учрежден в городе в 1993 года. Первый спектакль «Береника» по трагедии Расина труппа, которая тогда состояла всего лишь из четырех человек, актеров Олега Мокшанова, Сергея Лялина, Сергея Козлова и Натальи Шевченко, сыграла 21 июня 1994 года. Вплоть до 2014 года театр не имел своего собственного здания, и арендовал помещение в местном Дворце культуры железнодорожников. Тем не менее, бытовые трудности не мешали увеличившейся со временем труппе ставить новые спектакли.
В 1995 году за создание Камерного театра и постановку спектаклей «Сторож», «Персона», «Jamais», художественный руководитель театра Михаил Бычков был удостоен Премии имени К. С. Станиславского. А в 1996 маленькая труппа впервые отправилась на гастроли в Москву.
Со временем постоянная труппа театра увеличилась до 12 человек, которые играли более 180 спектаклей в год. В репертуаре театра появились такие постановки как «Игроки» Николая Гоголя, «Электра и Орест» Еврипида, «Дураки на периферии» Андрея Платонова, «Циники» Анатолия Мариенгофа и другие произведения, быстро полюбившиеся воронежцам.
Кроме того, театр активно гастролирует. Воронежские спектакли уже увидели в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Екатеринбурге, Ереване (Армения), Люблине (Польша), Риге (Латвия) и других городах.
21 июня 2014 года Воронежский Камерный театр отметил свое 20-летие. За время своего сосуществования в стенах театра было придумано 43 постановки и сыграно 3200 спектаклей.
10 сентября 2014 года театр открыл двери своего нового здания. Для того, чтобы попасть в одну из самых необычных и современных построек Воронежа придется проявить смекалку.
В отличие от остальных театров, которые расположились на главных улицах города, Камерный спрятался за старинным домом XIX века. Театра, спроектированный воронежским архитектором Сергеем Куцеваловым, выполнен в стиле лофт.
Здесь нет пафосных бархатных занавесов и лепнины. Зато в разноуровневом 4-этажном здание можно найти незакрытые коммуникации, кирпичные стены и бетонные полы. В театре два зала – малый и большой – выполненные по принципу «black box» (потолки, стены и сцена – все выполнено в темных тонах и ничто не отвлекает от главного действа), несколько выставочных и творческих пространств, в числе которых «Галерея Гальперина» и «Театральный клуб», где каждую неделю проходят встречи с именитыми актерами и режиссерами.
Первой постановкой в новом пространстве стал эскиз спектакля «Борис Годунов» Александра Пушкина, одной из самых успешных премьер постановка «День города» − спектакль-эксперимент, превративший театральные подмостки в улицы города.
В декабре 2014 года в малом зале Камерного под руководством режиссера Германа Грекова запустили новый проект – «Автор. Сцена. Текст», в рамках которого проходят читки пьес современных авторов. Театральные читки — сравнительно новый для России формат, прототеатр, в котором актеры уже играют, но еще не интерпретируют замысел пьесы, а представляют сам текст.