Сегодня, 19 февраля, в центре города прошел митинг против строительства крематория на улице 9 Января неподалеку от двух жилых кварталов – «Скандинавия» и «Новый Бомбей». По подсчетам организаторов, в нем приняли участие порядка 200 человек.
Митингующие начали собираться к 12 часам дня. Первое, что бросилось им в глаза – это огромный сугроб, который занял большую часть Никитинской площади. Организаторы митинга удивились, почему, несмотря на то, что администрация была уведомлена о мероприятии за 10 дней, подготовить видовое место города к нему не смогли. У некоторых даже сложилось впечатление, что снег специально свозили к сегодняшнему дню с ближайших улиц для «удобства» митингующих.
В итоге люди с плакатами выстроились на узком участке площади между памятником Никитину и сугробом. Тем, кто пытался добраться от начала шеренги к ее концу, приходилось преодолевать большую лужу. Видимо, из-за таких перипетий организаторам и ораторам пришлось рассказывать о «вредности крематория», стоя лицом к митингующим, которые и так были в курсе происходящего, а не прохожим, которые могли стать случайными зрителями мероприятия. И, может быть, поэтому оно было больше похоже на встречу депутата со своими избирателями или на общее собрание собственников жилья, нежели на митинг.
«Замкнутый цикл по извлечению прибыли»
Примечательно, что встречу длинной речью начал депутат от партии КПРФ Андрей Померанцев. Он рассказал о «не очень хорошей ситуации», которая складывается на сегодняшний день в городе. И обвинил в этом «молодого и неопытного» вице-мэра Алексея Антиликаторова, а также «мощные структуры», которые якобы «стоят за ним», «повсеместно выдавливают мелкий бизнес по всему городу» и «монополизируют рынок ЖКХ». Андрей Померанцев считает, что это такие структуры, «которые решили создать замкнутый цикл по получению прибыли». В середине своей просветительской речи он все же добрался до темы строительства крематория:
– Еще когда мэром был Колиух, он пытался требовать от областной власти, чтобы им выделили земельные участки, которые имеются в наличии области, но находятся на территории города, для организации похоронного дела. Область всеми правдами и неправдами блокировала эти участки. На сегодняшний день создан мощный искусственный дефицит земли. И он создаст потребность в этом крематории. Почему? Потому что когда нет земли под захоронение, вы либо должны будете заплатить хорошие взятки, чтобы вам выделили земельный участок, либо идти в крематорий. Но взятки могут платить только те, кто их берет. А те, кто зарабатывает честным трудом, к сожалению, заплатить от 80 до 120 тысяч, не смогут. Поэтому выход будет один – идти в крематорий. И так будет замкнутый цикл.
Андрей Померанцев
Перед тем как передать рупор другому оратору, Померанцев вернулся к критике чиновников. На этот раз досталось мэру Александру Гусеву: «нет хозяина в городе», «бизнесмены беспределят руками чиновников». А также губернатору Алексею Гордееву. Померанцев припомнил ему скандальное строительство отеля «Марриотт» в центре города. Кроме того, депутат обратил внимание на то, что чиновники, которые не заботятся об интересах населения, не должны быть у власти.
– Долой таких чиновников! – закричал Померанцев.
– Долой! Долой! – ответила пара-тройка «умирающих» голосов из двух сотен присутствующих.
Проект, которого нет
Следующий оратор, правозащитник Игорь Чебунин, раскритиковал проект крематория:
– Неудачное размещение, крайне низкая пропускная способность крематория, отсутствие в проекте резервной печи, помещения концентрации и глубокой заморозки, зала скорби и прощания. Что мы видим в итоге? Нужного миллионному городу прекрасного похоронного объекта, где люди смогут комфортно и цивилизованно попрощаться с умершим человеком, нет. Мы видим бесполезный для города, убогий классический цех с утилизацией ограниченного количества трупов. Все это делает крематорий глупой бессмысленной затеей.
Однако, как стало известно 36on.ru, проект, о котором шла речь в выступлении Чебунина, был предварительным. Окончательно сказать о том, что собой будет представлять крематорий, пока сложно, так как проекта, который можно было бы раскритиковать, еще не существует в природе.
Как ранее сообщали в пресс-службе «Воронежского похоронного бюро», проекты крематория, колумбария, зоны отдыха и парковки для посетителей будут разработаны в июле-августе 2017 года, после того как пройдут геологические, гидрометеорологические, геодезические и экологические изыскания. Далее проект должен пройти согласование в Центре гигиены и эпидемиологии, Роспотребнадзоре и Центре госэкспертизы.
– Строительство начнется только после получения положительных заключений надзорных ведомств. Информация о каждом этапе реализации проекта будет предоставлена общественности и СМИ в полном объеме, – отмечают в пресс-службе «Воронежского похоронного бюро».
В то же время, в «Воронежском похоронном бюро» поясняют, что в крематории действительно, скорее всего, будет лишь одна печь, так как по ГОСТу установка резервной печи носит не обязательный, а рекомендательный характер. Что касается пропускной способности, то она будет стандартной. Время кремации одного тела – от 70 до 150 минут, как и в других крематориях.
Православие и экстрасенсы
Во время митинга свою позицию высказали не только политики и общественники, но и жители кварталов «Новый Бомбей» и «Скандинавия». Их выступления в основном сводились к жалобам на чиновников и призывам работать на благо народа. Одна из выступающих задала риторический вопрос: возьмет ли на себя ответственность Александр Гусев, если количество онкологических заболеваний после строительства крематория у жилых домов возрастет? Другая – старшая по дому в квартале «Новый Бомбей» – рассказала о кромешных ужасах, которые ожидают воронежцев, если власти не одумаются:
– Я глубоко верующая православная, – начала свое выступление пожилая женщина в пуховом платке. – Еще до перестройки ученые на Новодевичьем кладбище делали фотографии ночью. И они сказали, что там такое делается, что можно сойти с ума! В нашем же районе мы в центре двух кладбищ. Мы взяли ипотеку, каждый месяц надо платить по 19 тысяч, чтобы мальчику 19-ти лет была квартира. Ну как же этот мальчик будет жить, если вчера по телевизору показали, как на одном из перекрестков без конца происходят аварии, разбиваются люди?! И вот пришли экстрасенсы и сказали, что это памятники все притягивают. Уберите все на кладбище, и тогда все перестанется.
– Как же наши дети будут жить? – сорвалась на крик старшая по дому. – Если мы в центре двух кладбищ, и нам еще крематорий поставят? Будут травмы детям, будут люди убиваться, будут одни несчастья!
Резолюция
Митинг продлился около часа. Все это время люди, не опуская, держали в руках транспаранты, выражающие критику власти и протест против строительства крематория. Некоторые из присутствующих почему-то прятали лица за плакатами, когда журналисты наводили на них камеры фотоаппаратов. Примечательно, что на нескольких ватманах было изображение недавно задержанного по подозрению во
взяточничестве бывшего главного архитектора города Антона Шевелева. Именно он был председателем на
публичных слушаниях по строительству крематория на улице 9 Января. Что, по мнению участников митинга, должно наводить на некоторые размышления.
Итогом акции протеста стало принятие резолюции против строительства крематория. В дальнейшем она будет направлена губернатору Алексею Гордееву и мэру Александру Гусеву. Главными аргументами против строительства похоронного объекта стали «ухудшение экологической обстановки», «обесценивание жилья в двух кварталах» и «глумление над чувствами верующих». В резолюции митингующие потребовали:
1. Полностью аннулировать данный проект и разрешение на его реализацию.
2. Перенести место строительства дальше от жилых кварталов.
3. В полной мере соблюсти действующее законодательство и требования СанПиН.
4. Действовать открыто, в тесном контакте с горожанами, и руководствоваться их интересами.
Для справки
На днях между департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области и
победителем аукциона на право арендовать земельный участок у Юго-Западного кладбища был подписан договор на 5 лет. По условиям контракта «Воронежское похоронное бюро» будет ежегодно отчислять в бюджет города 3 329 950 рублей. Таким образом, за пять лет в городскую казну поступит 16 649 750 рублей. В пресс-службе компании поясняют, что участок площадью 0,8 га разрешено использовать только под ритуальную деятельность, в том числе под строительство крематория. Все финансирование проекта будет осуществлено за счет «Воронежского похоронного бюро».
Специалисты компании подготовили ответы на вопросы, волнующие воронежцев:
Почему крематорий планируют построить у Юго-Западного кладбища?
– Назначение данного земельного участка не позволяет использовать его под другие объекты. Вокруг располагается зона промышленного назначения (лесные насаждения со стороны поселка Придонской до ЖК «Новый Бомбей» и «Скандинавия», участок от Юго-Западного кладбища до Правобережных очистных сооружений). Близость окружной дороги в этом случае несет только удобство для горожан, которые смогут легко добраться до объекта из любого конца города. На прилегающей территории находится офис МКУ «Администрация городских кладбищ», которое ведет учет, выдает справки и разрешения. Таким образом, все вопросы захоронения или получения документов воронежцы смогут решить, приехав в одно место.
Не слишком ли близко крематорий будет от жилых домов?
– Размещение крематория возможно на земле, выделенной в соответствии с законодательством РФ и с соблюдением расстояний до жилой застройки. Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» размер санитарно-защитной зоны до жилых домов должен быть 500 метров. Расстояние до ЖК «Новый Бомбей» составляет 700 метров, до ЖК «Скандинавия» – 900 метров.
От крематория будут вредные выбросы в атмосферу?
– В крематории запланирована установка специализированного оборудования «Tabo» производства Чехии. Оно отвечает российским и европейским стандартам и требованиям безопасности и экологии, используется в сооружениях подобного типа и у нас в стране, и за рубежом. На сегодняшний день – это самое передовое и экологичное оборудование, именно поэтому предпочтение было отдано ему. Оборудования подобного класса безопасности, но отечественного производства, сегодня просто нет.
Кремационная печь – двухкамерная. В первой происходит кремирование тела с гробом. Во второй камере (камера дожига) из отходящих газов выжигаются все продукты сгорания (вредные примеси, твердые дымообразующие частицы). Таким образом, из трубы печи выходит нагретый воздух без следов дыма, гари и без запаха.