Двое детей пропали на прошедшей неделе в Воронежской области

Стало известно, какую сумму воронежский "Факел" платит за игры на новом стадионе

Глава СК РФ Бастрыкин в очередной раз взял на контроль дело о расселении аварийных домов на левом берегу Воронежа

Потепление и солнечную погоду пообещали воронежцам синоптики на короткой рабочей неделе

Гороскоп на 5 ноября: день возможностей

В Воронежской области дважды за ночь объявляли опасность атаки БПЛА: сбито 11 дронов

Воронежец получил срок за смертельное ДТП на снегоболотоходе

Воронежцев призвали не мешать реставрации памятника Юрия Хоя

Археологи обнаружили в Воронежской области захоронение эпохи бронзы

Желтый уровень погодной опасности установили в Воронежской области

Второй пострадавший при взрыве газового баллона скончался в воронежской больнице

В Воронежской области на 5 дней перекроют железнодорожный переезд на станции Битюг

Фрагмент БПЛА рухнул на административное здание в Воронежской области

Воронежцам рассказали, по какому графику будут работать отделы ЗАГС в ноябрьские выходные

Комиссию по защите чести и достоинства учителей создадут в Воронежской области

Сотрудницу швейной фабрики в Воронежской области оставили без 140 тысяч при увольнении

Почти все марки бензина вновь подорожали в Воронежской области

Воронежский «Факел» вылетел из Кубка России после проигрыша тульскому «Арсеналу»

Губернатор: более 25 дронов уничтожены над Воронежской областью в ночь на 31 октября

Сегодня довольно вялый день, увы. Продуктивности добиться будет трудно, для этого придется приложить значительные усилия

Пять БПЛА ликвидировали над четырьмя районами Воронежской области: люди не пострадали

Опасность атаки БПЛА сохранялась в Воронежской области почти 12 часов

В Воронежской области изъяли более 200 кг опасной выпечки

Сегодня потребуются большие эмоциональные усилия, чтобы получить значимый результат. Все из-за излишней неспешности

Стоимость электроэнергии может вырасти в Воронежской области

Спикера Воронежской гордумы Андрея Дьяченко уволили с военной службы в запас с присвоением звания полковника

Жалоба замерзающих без отопления воронежцев дошла до Бастрыкина

Ведущего производителя яблок в Воронежской области намерен обанкротить ВТБ

Под Воронежем полуторагодовалая девочка выпала из окна восьмого этажа и погибла

Сегодня день благоволит людям разумным, поэтому лучше обойтись без импульсивных поступков

Интервью

Наука на карантине: как воронежские ученые переживают это время

some alt text
Введение карантина практически без исключения затронуло всё общество и едва ли не весь мир. В необычных для себя условиях оказались и российские учёные – как представители естественных наук, так и гуманитарных, и в первую очередь педагогов из обеих этих областей. 
 
 
О том, как воронежское научное сообщество переживает сложившиеся условия, мы поговорили с Андреем Ивановичем Лазаревым, представителем Фонда Хованского – общественной организации, осуществляющей координационную деятельность между учеными воронежских университетов.
 
- Антивирусный карантин нарушил привычную и довольно размеренную жизнь учёных, особенно педагогов, которым в силу своей профессии приходится общаться со школьниками и студентами лицом к лицу, с чем сейчас возникли осложнения. О применении достижений современных информационных технологий в образовании речь идет уже давно. Есть и практический опыт, но, разумеется, в условиях тотального дистанционного обучения педагогам работать ещё не приходилось, поэтому у многих не выработан навык, или компетенция. Об эффективности IT-технологий дискуссии тоже идут долго, но больше как о вспомогательных средствах, а не основных. Сейчас цифровые технологии развиваются стремительно, но надо понимать, что они не сама цель. Настоящая цель – это повышение эффективности развития естественного интеллекта учащихся. И не только интеллекта. Не менее важная задача педагогического процесса – это воспитание, нравственное развитие, или, как теперь говорят, эмоциональный интеллект, задача которого создавать благоприятные, гармоничные условия в общении педагога и его воспитанников. 
 
- Как преподавателям удается организовывать взаимодействие со студентами в это время? 
 
- На этой неделе многим преподавателям приходится впервые проводить онлайн-лекции, с помощью системы Zoom. И здесь многое зависит от самих информационных систем, качества связи, операционной памяти и других элементов. В этих условиях нужно освоиться. Большой опыт в организации дистанционного обучения наработан в ВШЭ (Высшая школа экономики), которая сейчас позволяет использовать свои ресурсы в работе преподавателей других вузов, делится опытом. Эти недели показали, что связь представителей теоретической педагогики с айтишниками пока ещё не достигла совершенства. В этом направлении нашим педагогам предстоит ещё много работы. Организация межпредметного и межвузовского взаимодействия как раз входит в задачи общественных организаций как первичных гражданских объединений, обладающих собственной инициативой. Хотелось бы, чтоб это нарушение годами складывающейся структуры и порядка стало не прорехой, а настоящим технологическим прорывом. Очевидно, что на текущую реальность и на ближайшее будущее эти события окажут значительное влияние.
 
- Как отразился карантин на привычной деятельности педагогов?
 
- Волей-неволей в такой ситуации нужно не только страдать от возникших затруднений, но и находить в них свои преимущества. Не секрет, что преподаватели испытывают серьезные должностные нагрузки, в том числе и в связи с бесконечными отчетами, тогда как первая неделя карантина высвободила хоть немного времени, для того чтобы закончить какие-то длящиеся проекты, подумать о перспективах, о развитии вообще. Раз уж сложились такие обстоятельства, которые в привычном течении жизни было бы непросто имитировать. Конечно, этот момент нужно использовать, что называется, по максимуму. По-моему, сейчас очень важно организовать эффективное взаимодействие тех, кто занимается разработкой педагогических методик с теми, кто может их реализовать чисто технически. Из этого кризиса нужно извлечь максимум пользы, потому что вред от него уже очевиден, и задача учёных, как раз в том, чтобы преобразовать разрушительную энергию кризиса в конструктивную, направить её на созидание. 
 
- Удается ли вам находить такие решения, и как вы это осуществляете? 
 
- У нас сейчас очень много работы в рамках развития воронежской педагогической школы. К 100-летию ВГУ мы в целом закончили описание более чем полуторавекового научно-педагогического наследия нашей региональной школы. Тут не без удовлетворения можно сказать, что с этим проектом мы отличились в целом российском научном сообществе. Определенно, такими же результатами едва ли могут похвастаться в других регионах. Но эти достижения, конечно, состоялись не на пустом месте, а во многом благодаря журналу «Филологические записки» – без преувеличения флагману российской педагогики XIX века. Сейчас мы переносим эти достижения в современный формат, в облачные технологии. Задача текущего дня состоит в том, чтобы сначала научить искусственный интеллект, я имею в виду различные образовательные программы, тех же голосовых помощников, а потом с их помощью повысить качество развития естественного интеллекта и учеников, и студентов. 
 
- Вы можете привести какой-нибудь конкретный пример?
 
- Например, в последние годы активно обсуждается вопрос взаимодействия школьных и религиозных учреждений. Речь заходит даже о возможности преподавания церковнославянского языка в школе. А это дело очень деликатное, учитывая светский характер нашего государства, определяемый действующей пока Конституцией.
 
С начала этого года в рамках развития регионального педагогического наследия мы разрабатывали специальное приложение для обучения церковному языку всех желающих, что можно будет делать с его помощью, не обязательно вовлекая в этот процесс государственную школу. Версия 1.0 этого приложения уже готова и называется «Кирилл и Мефодий: от Ѣ до Ё». Это приложение бесплатное – подарок нашей общественной организации для всех, кто интересуется не только религией, но и историей языка, историей педагогики. Это также результат многолетней работы воронежских педагогов, который и в условиях карантина позволит решать образовательные и коммуникативные проблемы.
 
Наша методика «Живое слово», при её правильном применении в информационных технологиях, способна на многое. Педагогам хорошо известно, что студенты любят черпать информацию из источников вроде «Википедии», поэтому ещё одна задача сейчас состоит в том, чтоб повысить качество и этих сайтов. Как раз недавно, после обязательных рецензионных процедур, мы сделали ряд тематических статей о воронежской педагогической школе и на этом ресурсе. Так что теперь даже голосовые помощники смогут рассказывать об этом, причем выдавать вполне адекватную информацию.
 
Интервью и фото – Фонд Хованского.