Портал 36on.ru представляет новый исследовательский проект «Воронежцы». Мы решили поговорить с людьми, которые по долгу своей службы имели и имеют возможность видеть воронежцев в разных условиях и состояниях. Это социологи, историки, организаторы массовых праздников и т.п.
Своими мыслями поделилась воронежская поэтесса Мария Соколовская.
- Считаете ли вы себя воронежцем?
- В Воронеже я прожила почти 20 лет, и хотя родилась в другом городе (Бельцы, МССР), здесь стала чувствовать себя как дома.
- Почему считаете себя воронежцем (личная история)?
- Вопрос даже не "почему", а "когда". Тогда, когда перестала унывать и захотела перемен. Не было литературного клуба, который пришелся бы по душе? Мы его создали (с друзьями были организаторами творческого объединения "Союз свободных поэтов и менестрелей"). Мало казалось выступать в библиотеках и друг перед другом? Стали читать на улицах. Захотелось общаться с андеграундом? Пожалуйста. Пойти на контакт с Союзами писателей, да притом не с одним, а с обоими, хотя они не ладят между собой? Легко.
Когда меняешься сам, меняется и мир вокруг.
- Что для вас значит понятие «воронежец» с профессиональной точки зрения?
- Так как работа моя связана со словом (журналист, ученый, учитель, писатель, библиотекарь в детской библиотеке) и организацией собственного досуга и досуга знакомых поэтов (концерты, выступления, фестивали), в профессиональном плане меня интересует лик культурного Воронежа.
Когда я только начинала свою деятельность, на читающего поэта на улице смотрели ошарашено. Сейчас - нет. Да не то, что прохожие: сами улицы меняются. То, что в центре уже не летает мусор в таком количестве как раньше, - отличный бонус к облику культурного Воронежа, пожалуй, гораздо больший, чем новые галереи, театры и клубы и антикафе. Конечно, на фоне общей активизации и пустого "современного искусства" развелось, но это черта времени - значит, наши часы не отстают.
Воронежец теперь может выбрать из внушительного списка событий, куда сходить вечером. Культурная среда стала богата самой разнообразной фауной. Творческая молодежь стала востребована и успешна, что не может не радовать.
- Изменился ли облик воронежцев за то время, которое вы их (нас, вас, себя) наблюдаете?
- Я не могу ответить на этот вопрос. Воронеж изменился. Но изменились ли воронежцы? Я еще не видела ни одного человека, который совсем не изменился со вчерашнего дня.
Однако сейчас, когда я оказалась в длительном отпуске, я могу наблюдать за воронежцами немного с другой стороны. Мне нравятся яркие образы, которые я замечаю в парках, на базарах, у подъездов и на фоне памятников. Но они были всегда. Просто когда-то я о них еще не думала.
Текст опубликован в рамках гранта Гильдии аналитических журналистов
"Мы разные, но мы вместе".