Второй кластер, «трефы» в колоде воронежской власти, состоит из таких политических фигур, которые своим возвышением ни Гордееву, ни Гусеву не обязаны. Они стали топами еще в «доисторическую эпоху» – лихие девяностые или раннепутинские нулевые. Но и тогда, и сейчас их бизнес строится на присутствии во власти или близости к власти, прежде всего – к государственному и муниципальному бюджету. Это олигархи в классическом смысле – те, кто из власти извлекает коммерческую выгоду, а потом покупает себе еще больше власти. Гордеева они побаивались и добровольно встраивались в его вертикаль. Хотя некоторые при внешней лояльности пытались вести свою игру.
Александра Гусева эта почтенная публика воспринимает в лучшем случае как «первого среди равных», но уж точно не как «великого и ужасного». Ведь «трефы» – собственники средних или крупных компаний, а Гусев в их глазах как был, так и остался наемным менеджером. Их цель – сохранить за собой думу, исключить попадание туда «гусевских выскочек». Так они получат возможность диктовать свои условия губернатору, прежде всего – при отстаивании своих бизнес-интересов. Щупальца свои «трефовый» спрут пустил повсюду. Это и есть самая настоящая оппозиция Гусеву, которой ни коммунисты, ни справороссы, ни уличные антивластные активисты по своей опасности для губернатора и в подметки не годятся.
ЛЕГЕНДА: значение карточных рангов ∆
Масти карт – политические кластеры, а сами карты – это не столько личности, сколько роли в политической игре. Одну и ту же роль могут играть несколько фигур, поэтому для олицетворения карты мы выбирали самую подходящую, знаковую или типичную из ряда других.
Джокер – фигура, которая олицетворяет ту формальную инстанцию или неформальное объединение на федеральном уровне, которое может оказать поддержку региональному кластеру в реализации его политических амбиций.
Туз во всех мастях - традиционно губернатор, поскольку он в ответе за все и всех. Однако для разных кластеров он предстает в разных образах.
Король – это «кингмейкер», т.е. олицетворение тех, кто будет продвигать или через кого будут продвигать кандидатов в депутаты. Это персонализация идейных и неформальных лидеров входящих в кластер группировок.
Дама – это те, кто обеспечивает так называемый административный ресурс: воздействие на исход выборов сверху путем мобилизации различных сегментов электората. Пол здесь значения не имеет, но чтобы никому не было обидно – из соответствующего ряда выбраны именно женщины.
Валет – кандидат в спикеры регионального парламента, наиболее подходящий для масти, выбранный опять же из нескольких кандидатур.
Десятка – руководитель предвыборного штаба, наиболее подходящий для данного кластера.
Девятка – это типичный представитель тех лиц, которые обеспечивают реализацию политических амбиций кластера финансами и прочими материальными ресурсами.
Восьмерка – лидер группы общественной поддержки, лидер для лидеров общественного мнения, которые публично агитируют за партию и ее кандидатов.
Семерка – это единственная карта, обозначающая тех, кто входит не в политическую или деловую элиту, а является представителем медиасообщества. Олицетворение карты призвано показать, с кем и как предпочитает иметь дело политический кластер для выстраивания коммуникации с обществом.
Шестерка – это единственная карта, которая никого не олицетворяет, а выражает ключевое или уникальное преимущество кластера в предвыборной борьбе. Чтобы опять же никого не обижать, в эту карту вписаны не люди, а организации, структуры, которые, собственно, символизируют указанные преимущества.
Джокер – председатель совета директоров
ООО УК «Роснано» Владислав Путилин.
В таком качестве он де-юре является начальником Анатолия Чубайса, который возглавляет правление этой организации, управляющей всеми активами ОАО «Роснано» (акции на 100% принадлежат государству, инвестирует в нанотехнологичные проекты). Ранее Путилин возглавлял и совет директоров ОАО «Роснано», но в прошлом году этот пост занял бывший вице-премьер Аркадий Дворкович. Пиком же карьеры Путилина была служба на должности первого заместителя председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ в ранге министра (этот правительственный орган, возглавляемый сейчас лично Владимиром Путиным, формирует гособоронзаказ). В общем, нетрудно догадаться, что генерал-полковник Путилин давно вхож в высшие правящие круги.
Однако нас этот уроженец села Листопадовка Грибановского района интересует как президент региональной общественной организации «Землячество “Воронежцы”», приглашенный на этот общественный пост Алексеем Гордеевым, увидевшим в именитых выходцах из области «громадный потенциал, который можно и нужно использовать в столице для созидательных процессов на нашей воронежской земле». Помимо Путилина, в землячество входит еще несколько десятков москвичей воронежского происхождения с обширными связями, которые могут лоббировать интересы ходоков с малой родины практически в любых столичных инстанциях. А «трефам» лучше всех известно, как находить общий язык с потенциальными лоббистами.
Туз – «равноудаленный» губернатор Александр Гусев.
С «трефами» главе области, понятное дело, крайне некомфортно. Ведь они с почтением, но практически на равных общались с его бывшим шефом Алексеем Гордеевым, видя в Гусеве на его предыдущих постах лишь скромного исполнителя гордеевской воли. И сейчас того же отношения к главе области, какое было у них к Гордееву, не чувствуется. В такой ситуации Гусеву, прямо как Владимиру Путину в 2001 году, ничего не остается, как добиваться равноудаленности олигархов от власти, принуждения их к игре по единым, прозрачным правилам.
Король – почетный гражданин
Воронежской области Геннадий Макин.
На своем пике был вторым лицом в регионе, имея два мощных источника власти – доверие Гордеева и одновременно уважение в определенной части элиты. Той, которой свойственны дух барства и приверженность принципу «сильный всегда прав». Боялись его даже больше Алексея Васильевича, для которого он, собственно, и играл роль опричника при добром царе. Сейчас у него нет никаких постов, но демонический образ не до конца развеялся. Для «треф» он остается духовным авторитетом. И отсюда вытекает его возможность быть «кингмейкером», влиять на политические судьбы нынешних депутатов и будущих кандидатов. Хотя сам он в областную думу баллотироваться вряд ли станет, какие бы слухи на этот счет ни появлялись.
Дама – заместитель председателя комитета
облдумы по предпринимательству и туризму Оксана Ярковая.
Секс-бомба» регионального парламента, как ее называет одно желтое издание, одновременно и показательна для этого ранга «треф», и контрастно выделяется из общего ряда. Какими путями никому не известная работница малого бизнеса просочилась на проходные места в партсписке «ЕР» – большая загадка, которая до сих пор является источником самых неприличных сплетен. Это показательный момент относительно того, как подбирались кандидаты в депутаты в 2015 году. Но сама Ярковая стала заметной фигурой в думе и лицом ряда партийных инициатив. Это резко выделяет ее на фоне других партайгеноссе, фирменный цвет которых – серый. Но это в зеркале масс-медиа. На деле наши парламентарии – весьма колоритные личности, которые имеют серьезный бизнес в своих округах или регионе и являются мощным источником административного ресурса. Но они привыкли, что все решают они, а не народ – даже на выборах. Поэтому своему публичному образу среднестатистический депутат уделяет мало внимания. В отличие от действительно яркой Оксаны Ярковой.
Валет – член Совета Федерации РФ Сергей Лукин.
«Крестному отцу» воронежского строительного бизнеса, чье политическое влияние в регионе велико, пожалуй, ничего не стоит занять кресло председателя облдумы. …Если сенаторское уже не тешит честолюбие нашего строительного магната, если ему хочется стать большой рыбой №2 в нашем маленьком региональном озере. Нынешний спикер Владимир Нетесов по своему происхождению и ментальности органичен именно для «трефовой» масти. Но, несмотря на слухи о наличии у него мощной поддержки в Москве (связи в столице действительно есть, но не того уровня, чтобы отбить любую политическую угрозу своему положению). Для некоторых «треф» он остается человеком, случайно оказавшимся на вершине региональной политики, несмотря на старательные и зачастую успешные усилия по укреплению своих политических позиций. Его собственный бизнес (на него лично, конечно, ничего не записано) – куда скромнее, чем у большей части соседей по масти. В число влиятельных лиц, на которых он целиком и полностью может положиться, можно отнести, пожалуй, только его друзей: депутатов-бизнесменов Сергея Почивалова и Евгения Китаева. Но даже у «треф», далеких от высоких моральных образцов, к тем накопились вопросы по части их поведения. Нетесову, правда, не откажешь в таланте подковерной борьбы, которая только и может помочь ему сохранить свое кресло на фоне разногласий по кандидатуре спикера между центрами влияния.
Десятка – гендиректор «ИМА-Консалтинг» Вартан Саркисов.
«Трефы», привыкшие все покупать и с презрением относящиеся к местной пиаровской тусовке, любят брать «штабы под ключ» у столичных политтехнологов. ИМА – одна из самых раскрученных PR-контор, работающих по политическим контрактам. Наверное, только ей удавалось в новейшей истории выигрывать тендеры у московской «Единой России» и Мосгоризбиркома, делая тем и другим наружную рекламу в одном фирменном стиле. Именно эту компанию приглашали для работы на первых выборах экс-губернатора Владимира Кулакова в 2000 году, когда местные «нобили» решили скинуть с трона его предшественника Ивана Шабанова. Имя политменеджера и название компании здесь взято произвольно.
Девятка – депутат Государственной Думы РФ Сергей Чижов.
Конвертация финансовых ресурсов в политические и наоборот – дар, которым он награжден сполна. Сейчас он испытывает некоторые затруднения со своим бизнесом (официально он предпринимательской деятельностью, конечно, не занимается). Но по-прежнему – наряду с молочным королем Аркадием Пономаревым – является символом финансовой мощи «треф». Однако при всем богатстве, которым располагают представители этого политического кластера, нельзя не упомянуть об одном их качестве, которое ограничивает применение такого актива в политических целях. «Трефовые» денежные мешки, скажем так, – чрезмерно бережливы. И заставить их раскошелиться на выборы, если они сами не избираются, может только очень серьезная угроза. Но, похоже, в регионе они и впрямь уже никого не боятся.
Восьмерка - председатель комиссии Воронежской гордумы
по работе с муниципальными предприятиями Сергей Колиух.
Экс-мэр Воронежа до сих пор имеет куда большую узнаваемость, чем нынешний градоначальник Вадим Кстенин. С учетом его харизмы и природного обаяния Колиух является идеальным кандидатом, чтобы стать лидером группы общественной поддержки для «треф». Далеко теперь Алексей Гордеев, который отодвинул его как предводителя «политических карликов» – вместе с теневым партнером Леонидом Зенищевым – от серьезных рычагов управления городом. Можно и реанимировать «Родной Воронеж» с его сетью лояльных домкомов-уличкомов и опытом «выборных каруселей» (нелегальная технология обеспечения нужного голосования). Лучший общественный штаб – тот, который состоит из низовых общественников, близких к простому гражданину, как героиня Нонны Мордюковой из «Бриллиантовой руки».
Семерка – владелец медиахолдига Abireg Дмитрий Орищенко.
«Трефы» крайне низкого мнения о журналистах как классе, считают их тотально продажными. Если о ком-то из представителей этого кластера выходит в СМИ нелицеприятный материал, то доказать им, что это просто гражданская позиция автора, что это выполнение социальной миссии по бичеванию социальных пороков, – попросту невозможно. Они во всем ищут заказ. И в этом смысле Орищенко для них – честный малый, который не скрывает своего мнения: хорошая журналистика – журналистика с высоким прайсом. Именно Дмитрий Васильевич – номер один в медийном пуле «треф».
Шестерка – строительная компания «Выбор».
Мы взяли именно эту организацию из сотен, которые контролируют представители кластера, только ввиду ходивших когда-то слухов об увольнении ее работника за неявку на митинг по просьбе руководства. Причем увольняли того прораба, как говорили, вовсе не по требованию владельца компании, депутата облдумы Александра Цыбаня. Просто менеджеры среднего звена перестарались. В контроле над подобными структурами со строгой начальственной иерархией и тысячами дисциплинированных работников и заключается ключевое электоральное преимущество данного кластера.
«Трефы» могут и хитростью обойти установку Гусева на обновление депутатского корпуса, делегировав в думу под видом «новых лиц» своих топ-менеджеров. В регионе уже был опыт депутатства «по доверенности». Как известно, лучше внедрять своих агентов в ряды противника, чем иметь в собственных рядах бойцов, за которыми стоят кукловоды со стороны.
****
Выигрыш «треф» в борьбе за мандаты даст им ощущение всемогущества, как у олигархов из украинского сериала «Слуга народа», которые хотели сделать президента своей марионеткой. В случае проигрыша им придется почувствовать себя строптивыми, но укрощенными боярами, которым надо идти на поклон к царю. Некоторые, возможно, будут вынуждены уйти из политики и даже своих бизнесов, которые могут функционировать только как присоска к бюджету. Хорошо, если уходить придется всего лишь в кэш.
Для общества возможный политический триумф «треф» – это просто беда. Регион станет терять занятые ранее лидерские позиции и превращаться в болото. Ведь наши олигархи будут ставить коммерческий интерес выше общественного, а также всячески оберегать свои владения от инорегиональных, иностранных конкурентов. Мы далеки от наивности создателей сериала «Слуга народа», в котором победа над олигархами привела к превращению Украины в космическую державу. Но выдворение бизнесменов из власти – это действительно хороший импульс для развития региона.
Если вы хотите себе реальную колоду с представителями всех 4-х мастей, отправьте заявку на адрес promo@36on.ru. Как только карты будут готовы, мы вас уведомим ответным письмом о возможности и условиях их получения. Посмотреть на всю колоду можно здесь>>>
Читайте также: