Кампания по выборам мэра Воронежа, до завершения которой осталось несколько дней, привнесла несколько новых интересных элементов в местную политическую культуру. Сейчас, когда кандидаты и их штабы практически исчерпали свой агитационный потенциал. Едва ли какие-либо сложные в изготовлении агитматериалы появятся в оставшиеся до голосования дни. Разве что заготовленные заранее ушата с совсем уж грязным компроматом. Пока же можно подвести предварительные итоги негласного конкурса изобретательности местных политмейкеров.
Одно из важных отличий завершающейся кампании от предыдущих – в ней был активно задействован Интернет-сегмент информационного поля. Неудивительно: мировой сетью сейчас пользуется не только молодежь, но и люди средне-активного возраста, избиратели. При этом местные интернет-ресурсы все еще несут в значительной степени традиции «молодежности», предполагающей рискованный юмор и своеобразную «культуру оскорблений». Что хорошо заметно по тем агитационным продуктам, распространявшимся в последние недели и месяцы в Сети.
Из трех, считающихся сильными кандидатами в воронежские мэры, всерьез к агитации в Интернете отнеслись двое – коммунист Константин Ашифин и единоросс Александр Гусев. Третий претендент на кресло градоначальника, Галина Кудрявцева, по понятным причинам не вполне понимает, что такое мировая паутина и ее возможности. Поэтому никакой самостоятельной активности кандидат от «Альянса зеленых» не проявляла, хотя по Сети неплохо разошлась видеозапись одного из ее интервью, в котором Кудрявцева довольно резко отзывается о своем конкуренте, коммунисте Ашифине.
Константин Ашифин начал вкладываться в собственные интернет-ресурсы и «вирусные продукты» несколько месяцев назад. К несомненным достижениям его команды надо отнести «городской конструктор». Другие плоды креатива под маркой Ашифина однозначно оценить нельзя. За время кампании пиар-группа кандидата от КПРФ создала 8 различных видеороликов, в т.ч. два анимационных, которые можно найти на YouTube и сайте кандидата. Самыми популярными стали: анимированная рэп-повесть "Твой город" и анимация "Ашифин на красном коне".
Идея выбора рэп-стилистики для агитации не кажется удачной ни с какой точки зрения. Рэп – городская маргинальная субкультура. Говорить языком деклассированной молодежи кандидату в главы миллионного города не вполне уместно. А неизбежная причесанность текста и видеоряда не сделают его популярным даже среди аутентичных носителей рэп-культуры. Впрочем, последние на выборы и не ходят. Что касается мультика про «красного коня», то здесь подвела исполнительная техника. «Сделано на коленке». Понятно, что если нет желания вкладывать деньги и время в материалы, которые не принесут реальных голосов, то тогда зачем их вообще делать?
Вышесказанное относится и к нарисованным якобы «фанатами Ашифина» комиксам, в который политические противники кандидата сравниваются с враждебными персонажами «Властелина колец». В Воронеже нетрудно найти художников, которые сумели бы добиться хотя бы убедительного портретного сходства. А ощущение халтуры от материалов (в рэпе, например, он с сине-черным лицом) неизбежно распространяется на отношение к самому кандидату. Такое ощущение, что команда Константина Ашифина спешит и часто совершает заметные промахи (вспомним баннеры, на которых голова Ашифина просто загораживала его фамилию).
Александр Гусев начал агитационную кампанию гораздо позже основных конкурентов, в том числе и в Интернете. Но в последние дни вице-губернатор уверенно догнал красного хипстера если не по объему, то по популярности и широте распространения креативных агиток в сети со своим участием. Но все ли они санкционированы самим Гусевым — это большой вопрос!
Официальные материалы Гусева можно найти на его сайте «Воронеж — 2018», где он рассказывает о проектах, которые планирует реализовать. Там же есть и видеоролик «Город и Человек», который рассказывает о биографии кандидата. Но из всех видеоматериалов, в которых присутствует Александр Гусев, можно отметить два наиболее распространившихся: клип рок-группы Cover Brothers "Лола беги" и "Потешный мульт про Воронежские выборы". В рок-клипе Гусев упоминается лишь косвенно и периодически появляется в кадре на рекламных плакатах. Т.е. не кандидат заигрывает с молодежью, а, напротив, нахальная молодежь пытается приобрести популярность за счет политического паровоза.
А вот о «Сказе о воронежских выборах» существует много различных мнений и слухов мнений. Сторонники конспирологических теорий утверждают, что этот мультфильм сделан по заказу самого губернаторского кандидата. Однако, в штабе вице-губернатора отрицают какую-либо причастность к его производству.
Мультфильм отличается визуальным минимализмом и относительно неплохим качеством стихотворного текста. Лаконичность визуального ряда не позволяет говорить о халтуре, это «такая стилистика», а некоторые решения просто великолепны. Особенно изображение избирателей одного из гусевских конкурентов в виде «четких пацанчиков». При этом мультфильм достаточно грубый – в нем допускаются шутки «ниже пояса» и личные нападки на некоторых конкурентов, в другом формате недопустимые. Но – «это Интернет, детка». Как мы уж и говорили, авторство «Сказа» до сих пор достоверно неизвестно, а изначально мультфильм был опубликован на «мусорном» ресурсе (или, как они себя называют сами, "интернет-крокодиле") woronka.ru.
Несмотря на то, что несанкционированные «прогусевские» ролики в сети буквально на днях, по количеству просмотров они практически уже опережают креатив команды Ашифина. Даже люди, которых не отнесешь к числу сторонников вице-губернатора, охотно распространяют их в социальных сетях. Неизвестные «предвыборные партизаны», пытающиеся пиарить своими методами Александра Гусева имели значительно меньше времени на подготовку материалов, но быстро поняли, что нравится воронежским избирателям и, вероятно, внесли значительный вклад в рост популярности прогубернаторского кандидата.