Волшебную жидкость под названием «Боярышник» победить государству пока не удается: запретили безрецептурную продажу настойки в аптеках - но «фуфырики» под более разнообразными названиями и видом косметических лосьонов тут же проявились в табачных киосках и сетевых ритейлерах на полках с бытовой химией. Приняли поправки в Закон об обороте алкоголя, который ставит производителей и продавцов бытовой спиртосодержащий продукции под более стройки контроль - но забыли, что он не распространяется на парфюмерию и лосьоны, которые продолжают пить люди.
– А что рассказывать? Угощаешь? – поинтересовался Сергей. – Давай сотню, пойдем, всё покажем.
– Сколько? – спрашивает женщина, зная, что он не за мороженым пришел.
– Четыре, – отвечает Анатолий.
– Разницы между названиями флаконов нет, спирт есть спирт. В день, чтобы нормально себя чуствовать, мне нужно десять пузырьков, – рассказывает бродяга. Это лучше чем левая водка, которая ацетон разбавленный...
«Боярышник», «Настойка коры дуба» и другие подобные «напитки» чисты перед законом почти на 96% - как спирт. Правоохранительные органы не могут предъявить претензию ни к продавцам, ни к производителям. Ведь они выпускают и продают «косметическую продукцию». А то, что её кто-то пьёт, так это личное дело свободных граждан. При желании можно и свой новый телефон в ближайшей подворотне съесть.
Мы приобрели несколько флаконов в магазине, где их берет Толик, и разобрались, что они из себя представляют. Это косметический лосьон, упаковка и этикетка которого полностью соответствуют ГОСТу 31679-2012 «Продукция косметическая жидкая». На этикетке указано, что это средство наружного применения для ухода за кожей.
На производство и продажу такой продукции не распространяется действие закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта», так как она внесена в специальный список. Торговать ей можно в любом ларьке или магазине.
В индустрии по изготовлению и продаже выведенного из-под акцизных сборов спиртного под видом косметических средств присутствует даже реклама, маркетинг и креатив.
В нашем распоряжении оказались 5 флаконов под названиями «Чистый аромат», «Хлебный», «Пшеничный», «Боярышник» «Кедровый». Произведены лосьоны на заводе во Владикавказе, один «Хлебный» в Ставрополе.
«Чистый аромат» по оформлению этикетки похож на бутылочку медицинского спирта – скупой дизайн в синем цвете. Из этой мимикрии под водку или спирт выбивается «Кедровый».
Компания ООО «ГолденФарм Трейд» - одна из многих, которая занимается оптовой продажей лосьонов, на своем сайте утверждает, что после этих двух сортов популярностью пользуются «Хлебный», «Чистый аромат» и «Кедровый». Всего же в ассортименте фирмы есть 9 сортов. Сайт ориентирован на оптовых покупателей лосьонов. Конечно, не сказано и слова о том, кто является покупателями этой продукции и что они с ней он будет делать. Но есть рекомендации по ассортименту и принципам продажи, расписаны преимущества продукции, приведены даже размеры предполагаемой прибыли при закупке определенного объёма. Оптовая цена на сайтах производителей от 8 рублей за флакон, в рознице продают вдвое дороже.
На сайте упомянутой компании сказано, что крупные торговые сети берут у них лосьоны машинами – это 115 000 флаконов. Прибыль от такого объёма продажи составляет 1 миллион рублей.
Вот что пишут на их этикетках:
«Пшеничный» — экстракты злаков стимулируют процессы обновления клеток и естественного увлажнения, обладают успокаивающим эффектом и снимают стресс.
«Кедровый» — экстракт кедровых орехов оказывает тонизирующее, питательное, увлажняющее действие.
«Боярышник» — подходит для чувствительной и сухой кожи, рекомендован для увлажнения кожи.
– Какое питание? Какое увлажнение? Спирт - он сушит кожу! – поясняет косметолог. – В крайнем случае, при таком количестве спирта эти жидкости можно использовать как локальный антисептик, гнойничёк обработать, но не большие поверхности кожи. Лосьоны для кожи – это средства, которые не содержат такого количества спирта.
В этом году в России будет выпущено 500 миллионов литров спиртосодержащих жидкостей. Такие данные нам привел Вадим Дробиз, глава центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя "ЦИФРРА". Это все, что производится под видом косметических и бытовых средств, но употребляется населением внутрь.
Акцизные сборы составляют 500 рублей за литр спирта в крепкой алкогольной продукции. В бутылке водки это 100 рублей. Производители лосьонов эти деньги государству не платят.
Жидкости эти разной крепости. Предположим, что среднее содержание спирта в них будет 50%. Акцизные сборы, если бы это был легальный спирт, составили бы 125 миллиардов рублей. Всего же в 2014 году в бюджет поступило 168,3 миллиардов рублей акцизных сборов с продажи алкоголя крепостью свыше 9 градусов.
Весь рынок нелегального спиртного в России вместе с лосьонами и просто подделками составляет порядка 65%, в Европе и США нелегальный алкоголь — это 12-15%.
– Людям нужен определенный объём алкоголя, чтобы прийти в необходимое для них эмоциональное состояние. Если денег на этот объём легального алкоголя не хватает, человек будет искать то, что дешевле, – говорит Вадим Дробиз. – Бороться с продажей нелегального алкоголя можно только приведением цены легального алкоголя к уровню доходов населения. Во Франции на пособие по безработице человек может купить 200 бутылок крепкого алкоголя и там никому не приходит в голову пить лосьоны. У нас на среднюю зарплату - 40-50 бутылок. На западе понимают, что лучше продавать недорогой легальный алкоголь, чем бороться с суррогатом. А пока не будет дешевой водки по 50 рублей за бутылку, огромная часть населения будет пить лосьоны.
С 1 июня 2015 года вступили в силу изменения в Закон о производстве и обороте алкогольной продукции. Теперь для производства и продажи непищевой спиртосодержащей продукции, содержащей более 0.5%, спирта необходима лицензия. Производители также должны вложиться в оборудование, которое предоставляет информацию об объёмах производства в единую базу федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.
Хорошее ли это решение? Нет. Потому что не действенное: 0,5% - это тот порог, который сводит на нет весь смысл поправок.
– Получение лицензии для многих некрупных продавцов обернется большими трудностями, и они действительно могут отказаться от таких товаров , – поясняет Вадим Дробиз. – Но тогда этот рынок просто уйдет в тень, будут торговать из-под полы.
Наши лосьоны под действие закона, как раньше не попадали, так и сейчас остались в стороне. Хотя, казалось бы, именно из-за них нужно было вводить поправки вообще.
Мы позвонили на завод, где изготавливают лосьоны. Директор предприятия объяснила, что на продукцию, несмотря на нововведение, продолжает действовать постановление правительства от 25 июня 2007 г. N 401 "Об утверждении перечней парфюмерно-косметической продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Это список косметики и парфюмерии, содержащий спирт.
Открываем список бытовой химии, не попадающей под действие закона, и выбираем товар по вкусу. К примеру, берем «средства моющие для автомобилей».
Редакция портала 36on.ru дарит производителям идею нового напитка. Причем его аудитория может быть шире, чем аудитория лосьонов. Представляем вашему вниманию, средство для очистки стёкол автомобилей «Стеколочиститель коньячный «Ара рад».
P.S.: Возвразщаясь к теме законодательства, можем подарить и еще одну идею: установить порог содержания спирта не 0,5%, а, например, 15%. И не делать исключений для производителей «парфюмерной» продукции, даже если эти производители крайне милы кому-то в Минпромторге. Косметике и парфюмерии, большинству чистящих и моющих средств, столько спирта в составе хватит.