Торговля по телефону. Сколько можно скинуть и о чем говорить?
Начинаем разговор с уточнения вскользь: вписан ли собеседник в ПТС и нет ли ограничений на регистрационные действия. Все это мы потом проверим, при личной встрече. Много вариантов «продаю машину сам, помогая другу-владельцу». На деле бывает и такое, но... Владелец, желающий получить за товар даже минимальные 100-150 тысяч рублей, потратит время, терпеливо отвечая на однообразные звонки. Или передаст эту заботу другому, разумеется за пять-десять тысяч комиссии. Которую включит в цену, уменьшив для вас потенциал торга.
И самое главное - только владелец сможет вам рассказать, где проводили кузовные работы или какая марка масла залита.
Запомните: по телефону ваша задача выяснить не реальное состояние машины (этот невозможно), а установить контакт с продавцом, чтобы получить лучшие условия для торга.
После переходим к разговору о приблизительном техсостоянии машины. Это же и есть ваша цель, не так ли?
В первую очередь, уточняем состояние кузова. Это – самая дорогая часть автомобиля. И поверьте, на фото часто все совсем не так, как на самом деле. Даже без всякого фотошопа - само качество цветопередачи и низкое разрешение на сайте, как правило, сильно улучшает вид машины. Помню, поехал я смотреть черного немецкого красавца. Сфоткан на солнце: лак блестит, семнадцатые диски внушают, даже крепления отсутствующих накладок на пороги не портят вид –прямо брутальненько! Приехал, а там… Задняя дверь под замену, арки вырезать и наваривать, накладки на пороги нужны, ибо без них он на самом деле выглядит как трактор. Зато кожа в салоне оказалась на удивление приличная, а по фото этого не видно.
В общем, спрашиваем все подробно и в лоб. Так как машина нас с вами интересует пожившая, то ни одного продавца не возмутит вопрос: где именно есть жучки, и что замазывалось в косметическом плане. Зато толщиномер (которым щеголяют сейчас почти все специалисты) можно брать сугубо по желанию, не обязательно – 90 процентов машин за 15 лет все равно где-то и кем-то бились и красились. Не все, да. Нам с вами нужно, чтобы они были биты не сильно, без поведенных лонжеронов, и были восстановлены качественно. Кстати, по этой же причине оцинкованные кузова 90-х годов и даже начала 2000-х мы встречаем со сквозными дырами. Сам видел Ауди А6 поколения С5 с проржавевшими передними крыльями. Может, и китайская кузовщина после аварии стоит – там никакой технологии. Поэтому знаменитые Ауди 100 и 80 тоже смотрите не менее тщательно.
И еще забавный момент, каждый второй продавец немецких авто с четырьмя кольцами мне с гордостью пытался объяснить:
- Буквы ZZZ в VIN-номере – это «тройная оцинковка». Особый кузов, вечный вариант!
На самом деле в Ингольштадте так заполнили пустующие знаки. Повод осадить продавца, толкующего про «вечный» кузов - вечного нет ничего. Но авто 90-х на самом деле делали не на пять-десять лет, как сейчас. Те же «сотки» конца 80-х бегают до сих пор.
Далее, спросите, дымит ли двигатель, особенно на холодную. Как мне поведал воронежский автогуру Алексей Шамарин, такая штука на «японцах» – путь к капиталке. И его слова тысячу раз подтвердились реальностью. Вроде бы невинный признак, после прогрева пропадает, но на профильных форумах все владельцы пишут: много раз пытались отделаться сменой маслосъемных колпачков – не получится! Уж это хозяин скрывать не станет, шила в мешке не утаишь - сразу оговорите, что при личном осмотре автомобиль должен быть холодным.
Далее, по подвеске и ходовой. Как вы понимаете, продавец хочет выставить свой товар в выгодном свете. Поэтому строчки в объявлениях «ходовая, подвеска и двигатель – в отличном состоянии» - не редкость. Кстати, у меня была поездка в Елец, где один из вариантов загнали на подъемник. Список дефектов подвески насчитывал восемь пунктов, причем попадались довольно серьезные, не только «косточки» стабилизатора. Но и после этого недобросовестный продавец не изменил текст объявления. До сих пор в нем написано, что машина в хорошем состоянии.
Важно, что мы рассматриваем довольно старые авто, поэтому понимаем, что десять-пятнадцать лет не могли пройти бесследно, так ведь? Для нас главное – не то, в каком состоянии родные узлы и агрегаты, а как давно их сменили на новые! Поэтому по телефону спрашиваем, что меняли в последний год. Не факт, что продавец вам скажет правду, но ответ «ничего, все в идеале» должен вас направить на дальнейшие поиски.
Уже после того, как вы поговорили обо всем вышеперечисленном минут пять-десять, стоит спросить, уместен ли торг. На моей практике, почувствовав, что звонит не лох и не перекуп, сразу уступали тысяч десять. Рекорд – двадцатка, и это без всякого нажима. Аргументированный нажим может быть лишь при личном осмотре.
Запомните: не стесняйтесь торговаться за каждый недочет, продавец сам понимает, что это требует денег. Торг в десять процентов от суммы - это норма! Если покупатель не возьмет автомобиль, то продавцу придется все равно тратить деньги на устранение недостатков. Или по полгода искать простачка.
Осмотр авто перед покупкой.
Если вам примерно ясно состояние авто и устраивает предварительная цена, можно ехать смотреть. Ездить придется много, как уже писалось в первой статье. Не жалейте время и денег на поездки – отбирать достойный экземпляр придется среди кучи… недостойных. Вы же хотите взять авто, который не расстроит вас и ваш бюджет? Сразу скажу – финальный осмотр на яме или подъемнике необходим в любом случае, но сначала нужно решить, стоит ли вообще гнать авто туда. Осматриваем машину сами, проехавшись на ней с продавцом.
Главное в ситуации, когда владелец показывает вам свой автомобиль – это доброжелательность. Есть известный на Ютюбе подборщик (не путать с перекупщиком) Ильдар, он даже видя откровенный хлам, не тыкает носом продавца. Это отличный пример. Самое важное, что вы сами видите все косяки авто, а владелец уступит только если у вас будет психологический контакт. Обычно продавцы сами сразу начинают обращать ваше внимание на то, что вы в любом случае увидите. Вздувшаяся краска над рамкой лобового или классическая «болезнь» у всех старых авто – задние арки и нижние кромки дверей. Не стоит акцентировать на этом внимание – поверьте, такие вещи он уже включил в цену. Повод для реального торга – то, что он не показал, а вы нашли сами. Отлично, если вы покажете ему, что авто был бит. Не доказывайте ему это – пусть он сам это увидит. Например, один из владельцев авто с явно крашенным крылом твердил, что его просто заменили, ибо старое «устало». Пришлось открыть лючок бензобака и показать ему, что он снимался (видно по болтам). «И что это значит?» - спросил уверенный в себе владелец. Спокойно и доброжелательно констатирую, что лючок снимают тогда, когда машина не на ходу после аварии. Лючок в таком случае везут малярам для подбора цвета, если нет возможности приехать на самой машине. Вопрос был снят. Кстати, сильный удар, повредивший лонжерон, подтвердился впоследствии, на подъемнике.
Далее, электрика. Очень хорошо, если в объявлении описана максимальная комплектация автомобиля: электролюк, электрозеркала, подогрев сидений, парктроник, климат-котроль… Наверняка хоть что-то из этого работать не будет. А неработающее электрозеркало, о котором умолчал продавец – это не придирка: в машине солидного возраста всего одна отказавшая электроцепь может говорить о проблемах старой проводки в целом. У проводов на самом деле тоже есть «пробег» в годах, и вскоре элементарно откажет остальная электроника. В том числе датчики, из-за которых двигатель, не дай Бог, заглохнет на трассе или будет есть топливо, как тепловоз, да еще и не развивать обороты. Так что реально торгуйтесь в таком случае – это не такая мелочь, как может заявить владелец.
Ну и третье, что можно оценить на ходу при любом уровне подготовки - посторонние шумы. Неровная и шумная работа двигателя может свидетельствовать, как о масляной коррозии проводов, так и о глубоких механических проблемах мотора. Уже выбрав свой экземпляр, я продиагностировал его со специалистом прямо в городе покупки. Выяснили, что сопротивление части высоковольтных проводов превышает расчетное, зато по механической части двигатель в порядке. На месте с продавцом оценили скидку на замену блока зажигания и проводов. Хотя можно было ездить и так, но машина должна работать ровно. На том и порешили.
Стуки в подвеске вы услышите также безо всяких приборов. Помню, вез меня один из продавцов по бульвару Победы. До этого внешне осмотрели кузов (увы), двигатель (просто залит маслом) и решение я принял отрицательное. Тут он сказал о большой скидке на восстановление кузова... Из раздумий меня вывел внезапный грохот при проезде какой-то ямы.
- Ну это ничего - просто ямы тут у вас слишком большие, - сказал напрягшийся владелец авто.