1. Перед походом в страховую компанию изучите законы.
Ознакомьтесь с основными положениями действующего законодательства, чтобы иметь представление о своих правах и обязанностях, как страхователя. Распечатайте и возьмите с собой эти
выдержки.
Можно даже заранее распечатать
заявление о страховании (Заявление о заключении договора ОСАГО). Но оно вряд ли пригодится. Процесс заключения договора автоматизирован и менеджер сам заполняет его на компьютере. Вам даёт только на подпись). А вот если страховать откажутся, то можно попросить написать отказ на вашем заявлении.
2. Отправляемся в страховую компанию.
Подаем заявление о заключении договора ОСАГО и необходимые документы. Велика вероятность, что представитель компании начнёт навязывать дополнительные виды страховки. Отказывайтесь чётко и недвусмысленно. Показывайте ссылки на законодательство. Поясните, что вы пришли за полисом ОСАГО, а требование приобрести помимо полиса любые другие виды страхования нарушают ваши законные права (ст.16 «Закона о защите прав потребителей»). Обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров запрещено.
3. Доказываем, что полис должны выдать сразу.
Часто сотрудники компаний говорят, что готовы застраховать без дополнительных услуг, но при этом предлагают написать заявление с такой просьбой. При этом сообщают, что оно будет рассматриваться месяц. Говоря о сроке рассмотрения сотрудник сошлётся на некую инструкцию ЦБ РФ, в которой он определён. Достаем распечатку п. 7 ст. 15 закона об ОСАГО. Этот пункт гласит, что вам обязаны выдать либо полис, либо письменный отказ. Говорим, что этот закон не устанавливает никакого 30 дневного срока, а федеральный закон об ОСАГО главнее любой инструкции.
4. На дают полис – предупреждаем об ответственности.
Если представитель страховщика отказывается выдать полис, достаём распечатку ст. 15.34.1 КоАП РФ. Рассказываем про штраф в 50 тыс. рублей. Если не помогает, то требуем письменный отказ с указанием причин, по которым вас не могут застраховать.
Случаи, когда сотрудники компании были оштрафованы за отказ в выдаче полиса, в нашем регионе уже были. Можете
рассказать об этом сотруднику компании, с которым вы общаетесь.
5. Снимайте своё общение с сотрудником компании на видео.
В страховую компанию желательно идти с кем-то из знакомых, который с первого момента начнёт фиксировать общение с представителем страховщика на видеокамеру. Хотя в большинстве офисов висят таблички о запрете видеосъёмки.
По мнению юриста центра защиты прав СМИ Светланы Кузевановой, такой запрет незаконен. Помещение страховой компании является общедоступным местом, а сам факт съёмки не нарушает ничьих прав. Но будьте готовы к тому, что в офисе внезапно пропадет электричество или зависнет компьютер. Это распространённый и отработанный ход во многих компаниях. Скажут, что и рады дать полис, но не могут по техническим причинам.
Сотрудники могут вызвать охрану. Объясните охране, что запрет на видеосъёмку неправомерен. Пуская попытаются доказать обратное и привести точные ссылки на пункты законов запрещающие съёмку. Если Вам начнут угрожать или применять физическую силу, то вызывайте полицию. Одному воронежцу пришлось вызывать полицию по причине того, что
сотрудница страховой отняла у него планшетный компьютер, на который он вел видеозапись.
6. Куда жаловаться если не выдали полис?
Если всё же Вам отказали в выдаче полиса, то пишите жалобы в подразделение Центробанка
(сервис приёма обращений) и УФАС
(сервис приёма обращений) . К ним прилагайте имеющиеся доказательства, видеозапись, показания свидетелей. При таких обстоятельствах страховщик будет гарантированно наказан.