Российских автомобилистов уже не первый месяц возмущает работа страховых компаний. А именно, продажа полисов ОСАГО с обременением дополнительных, то есть необязательных, услуг. Таких как страхование жизни, здоровья, приобретение диагностических карт и прочих сопутствующих товаров. Ситуация схожа с продажей дополнительной гарантии в крупных магазинах бытовой техники. 36on.ru ранее сообщал, что «нагрузка» идет в обход законов РФ. Сегодня напомним, как не платить лишнего при обязательном страховании автомобилей.
Современная «мозоль» каждого автомобилиста
3 июня общественные активисты совместно с сотрудниками Роспотребнадзора и УФАС коллективно обсудили насущную «автомозоль». Заметим, что кроме них к открытому диалогу еще были приглашены, но не явились представители прокуратуры, Банка России и непосредственно страховых. Если Банк России прислал письмо, в котором было объяснение неявки и развернутый комментарий проблемной ситуации, то страховые компании, очевидно не захотели «краснеть» за свой сервис.
- Воронежская область попадает в рисковые зоны страны. В Воронеже, равно как и по стране, законодателем моды страхового бизнеса является «РосГосСтрах», - пояснил руководитель Воронежского отделения Антимонопольной службы Владимир Рохмистров. - Как ни странно, но официально предложения дополнительных услуг страхования выглядит, как личная инициатива менеджеров на местах. Если автовладельцу навязывают страхование здоровья, прохождение медобследования только у конкретного врача и прочих услуг, то нужно обращаться непосредственно к руководителю филиала, а затем и в центральный офис компании.
Также Рохмистров пояснил, что для обращения за помощью в решении вопроса по страховке в суд или правоохранительные органы нужно в письменной форме. А воронежцы обычно этого не делают. Например, в Антимонопольную службу с заявлением в 2014 году никто не обращался.
Однако, чтобы доказать свою правоту и собрать необходимую доказательную базу автовладельцу необходимо «вооружиться» аудио- и видеозаписывающими устройствами, и в сопровождении двоих свидетелей прийти в офис страховой кампании. Если менеджер заявит, что бланков нет, или назовет другую причину, по которой не станет оформлять договор обязательного страхования, то необходимо получить письменный отказ в оформлении полиса ОСАГО. С этим документом можно смело обращаться в Роспотребнадзор, УФАС, Банк России, суд и прочие правозащитные организации.
- Доказательная база при обращении граждан обычно отсутствует, так как аудио и видеозаписи в судах, в качестве доказательств не рассматриваются, - сообщила эксперт Роспоспотребнадзора Мария Рыкунова. - Поэтому в Росподребнадзор следует обращаться с документами заключенных договоров и оплаченными чеками, и если нам удастся собрать доказательную базу, то деньги за дополнительные услуги вернуться автомобилисту после суда.
Кроме того, эксперт пояснила, что большинство заявлений на обязательное страхование ОСАГО компании оформляют, по форме свободного договора, а не как личный договор. Что есть грубейшее нарушение статьи 426 Гражданского кодекса РФ.
Общественный активист Константин Квасов и член Воронежской Общественной палаты, поделились личным опытом решения проблемы и озвучили предложения поправок к закону об ОСАГО:
- Если в крупных городах эта проблема более-менее решаемая, то в районах - это беда, - заявил Константин Квасов. - Когда у страховых компаний заканчиваются бланки, пусть тогда на старых полисах ставят штампы «действительно до...», то есть, того числа, когда у них появятся бланки. На самом деле, есть проверенная схема получения страховки ОСАГО: обращаетесь в страховую компанию, и в случае отказа, который они обязаны по требованию предоставить в письменной форме, обращаетесь с жалобой через интернет к руководству компании, на следующий день вам должны позвонить и пригласить получить полис без нагрузки.
Напомним, что недавно практически все страховые компании региона заявили о нехватке простых бланков ОСАГО. Как сообщают менеджеры страховщиков, «на данный момент у нас нет обычных бланков, остались только формы с дополнительным страхованием». Но это в лучшем случае, чаще они просто называют сумму, которая в полтора-два раза превышает привычные суммы.
Не будет секретом, что общество у нас достаточно лениво, инертно и юридически безрамотно. Автомобилисты, как правило, дожидаются, когда срок страховки вот-вот истечет, и только тогда идут продлять документ. А без него никак: штраф 800 рублей с конфискацией номеров, то есть фактически до первого жезла. Такого не надо никому, поэтому автовладельцы, обив пороги нескольких страховых компаний, все-таки соглашаются на предлагаемые условия.
Еще отметим, что в случае ДТП с серьезными последствиями получить компенсацию за причиненный вред здоровью довольно сложно. Везде работает избитая схема: для получения выплаты необходимо предоставить увесистый пакет документов, заполненный по форме, где соблюдены все запятые. Чтобы собрать все бумаги для «пакета» нужно обить не один порог и отследить правильность заполнения каждого бланка. Одного желания здесь будет мало, понадобятся еще время, нервы и знание законов. А как показывают новостные сводки, с тем и другим у россиян дефицит. В результате, простой вывод: во всех смыслах дешевле - с тяжким вздохом оплатить предлагаемую долнительную страховку.
Чтобы не оказаться в запутанной ситуации и быть в курсе законодательной базы и правовых актов следите за автоновостями на 36on.ru.