Как правильно отказаться от предложения страховой компании и от ОСАГО с «нагрузкой»
Советские времена томик Дюма, Купера, Рида или Артура Конана Дойля (одним словом – просто хорошую книгу) в обычном книжном магазине можно было купить только с «нагрузкой». В качестве таковой прилагалось пяток неинтересных и никому не нужных брошюр. В страховой компании банка «РГС», судя по всему, решили вспомнить «хорошо забытое старое». Не просто вспомнить, но и возродить традицию: теперь купить полис ОСАГО без дополнительной нагрузки – дело проблематичное. Но навязчивость сервиса преодолеть можно.
Иван Р. собирался в отпуск. Ехать планировали на машине. Заглянул в полис ОСАГО и понял, что срочно следует его обновить. По дороге на работу заехал в ближайший офис «РГС».
Иван Р.:
«Приобретаю у них полисы автострахования уже 5 лет. Рядом с работой, мне удобно. С собой в тот момент у меня было чуть более 3-х тысяч рублей. Полагал, что хватит, поскольку за все пять лет ни одной аварии. Система скидок за безаварийную езду и все такое… Девушка смотрит в монитор и говорит: «С вас 6 тысяч рублей». Как так?! Я ж у них сколько лет страхуюсь! А она виновато улыбается и сообщает, что у них был сбой в системе, и вся она слетела, обнулилась. Восстанавливают. А пока не восстановили, все платят на равных. Ситуация не понравилась, но скандалить и «качать права» не стал: некогда было. Купил полис на общих основаниях на сколько хватило денег».
Продлевать полис Иван приехал через несколько месяцев. Готовый к любым сюрпризам: времени в отпуске было достаточно, чтобы покопаться в интернете и поближе познакомиться с «новыми» методами работы страховой компании банка с клиентами.
Иван Р.:
«Начитался и насмотрелся и про то, как «базы данных» у них частенько «слетают и обнуляются», и про то, как они обязательным условием заключения договора автострахования ставят приобретение еще одной страховки жизни или здоровья. Цена возрастает в полтора-два раза. Надеялся, что базу восстановили. А уж навязывание ненужных услуг пресечь смогу: юрист все-таки. Но такого я не ожидал. Вместе с полисом мне предложили приобрести диагностическую карту. Показываю действующий талон техосмотра, а девушка мне говорит, что в их базе данных информации об этом нет и, что заключение договора страхования автомобиля без их диагностической карты не возможно. Потому что - это "внутрикорпоративное правило"».
История завершилась вполне благополучно. Полис ОСАГО был приобретен без «нагрузки». Обязательность требований «внутрикорпоративных правил» разлетелась в пыль перед обязательностью исполнения требований закона.
Прокурор Левобережного района г.Воронежа Вячеслав Поляков:
«В принципе, ни одни внутрикорпоративные правила не могут, не должны и просто не имеют права противоречить законодательству. Это первое. Второе: представитель компании уверяла, что его данные по техническому осмотру отсутствуют в их базе данных. Они там вообще быть не могут. Согласно ФЗ № 130 от 28 июля 2012 года, данные об осмотре поступают в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра, доступ в которую есть только у полиции и сотрудников пунктов технического осмотра. И главное: для оформления полиса страховые компании обязаны принимать диагностические карты, которые представляет им клиент. Кстати, талонные технического осмотра и старого и нового образца, выданные до 1 августа 2012 года, если они еще действуют, тоже должны приниматься страховыми компаниями. И диагностическую карту в этой ситуации они требовать права не имеют, тем более навязывать. Это тоже требования закона».
С точки зрения закона – полис ОСАГО относится к категории публичных договоров. Это отговорено федеральным законом № 40 от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Там же дается ссылка на статью в Гражданском Кодексе, которая регламентирует порядок заключения публичных договоров. Кстати, приобретение товаров в магазине – это тоже форма публичного договора.
Прокурор Левобережного района г.Воронежа Вячеслав Поляков:
«Статья 426 Гражданского Кодекса РФ обязывает заключать публичный договор с любым обратившимся без навязывания дополнительных услуг. Если говорить применительно к ситуации приобретения полиса ОСАГО, то любое предложение дополнительных каких-то страховок или той же диагностической карты является грубым нарушением требований закона. Если вам все же пришлось столкнуться с таким навязчивым сервисом, выходов у вас несколько. Жалоба в Федеральную антимонопольную службу, в прокуратуру, Роспотребнадзор, иск в суд».
Если же времени нет, а полис ОСАГО нужен срочно, можно просто проголосовать ногами, т.е. отправиться в любую другую компанию. И последнее, прежде, чем отправиться за полисом, подсчитайте, во сколько он приблизительно должен вам обойтись. Если ваша цифра намного меньше той, что предлагает заплатить страховая компания, внимательно прочтите, что подписываете и за что платите. Вам могут просто «нечаянно забыть» сказать, что в платеж внесли стоимость дополнительной страховочной услуги.