Информация о работе депутатов с обращениями граждан размещена на сайтах этих законодательных органов. Количество обращений к депутатам
городской Думы за прошедшие четыре года падало на 16% в год, к депутатам областной думы на 20% в год. В чем же причина такой тенденции? Есть два варианта. Либо люди лучше стали жить, реже сталкиваться с проблемами, и помощь депутатов им не требуется. Либо депутаты так отвечают на обращения, что люди просто не видят смысла общаться с ними.
Предлагаем посмотреть на итоги работы в цифрах.
На самом деле, количество обращений к депутатам может быть гораздо больше. Дело в том, что не все они регистрируются.
– Каждый год мне приходило не меньше тысячи обращений граждан. Но только 10% из них было от избирателей с моего округа. Только эти обращения регистрируются и попадают в статистику, а обращения жителей города с других округов и из области не регистрируются. Они считаются неофициальным письмом, – поясняет Галина Кудрявцева, бывший депутат воронежской городской Думы. – Работа с этими письмами занимала много времени и требовала много сил.
Оценить качество работы с обращениями граждан уходящего созыва городской Думы в целом Галина Александровна не может. По её словам, на уровне Думы это направление деятельности не обсуждают, так как оно является личной работой депутатов и не прописана в законе о местном самоуправлении. Снижение же зарегистрированных обращений, по мнению Галины Кудрявцевой, связано с тем, что жители города и области разочарованы в органах власти.
Согласен с этим Константин Ашифин, бывший депутат
областной Думы, нынешний депутат Областной думы.
– Вся эта конструкция, наверное, не вызывает доверия у граждан. Люди не верят, что депутаты помогут решить проблемы, – говорит Константин Григорьевич. – Эта работа очень важна. Ведь депутаты не только занимаются законотворческой деятельностью, но и являются представителями избирателей во власти. Без этого люди будут жить в своих домах, а депутаты в кабинетах.
Обращений, по его мнению, к депутатам идет намного больше, чем учтено в статистике.
– Не думаю, что обращения, которые я получал во время встреч в своём округе, как-то учитывались, – считает Константин Ашифин.
Возможно, что система учета обращений действительно не идеальна, но, так или иначе, тенденция по статистике видна.
Чего ждут граждане от депутатов, когда пишут им письма? Конечно, действий, которые решат проблему. Но чаще всего люди получают ответ с разъяснением или их письмо пересылается в те органы, которые призваны решать обозначенные проблемы. Конечно, депутат ничего не может сделать, когда вопрос не в его компетенции, и вынужден перенаправить обращение. Но гражданин это может воспринять как отписку.
Примерно такая же ситуация происходит на личном приёме граждан. Люди приходят за конкретной помощью, а получают разъяснение или перенаправление по компетенции.
Каждый раз во время принятия бюджетов всех уровней политики говорят о необходимости максимального сохранения социальных обязательств и удержания социальной сферы. Как раз к социальной сфере у жителей Воронежской области больше всего претензий.
Как можно обратиться к своему депутату?
Бумажные письма, конечно, ещё никто не отменял, у кого есть желание, пишите. Но на самом высоком уровне один год назад была дана установка создать цифровую систему взаимодействия граждан с органами власти. Сейчас с компьютера можно написать обращение в любой орган власти и ведомство.
Мы провели тестирование сайтов областной и городской Дум, правительства области и мэрии, хотя обращаться к ним пока не планируем.
Сразу скажем, что сотрудники редакции – это люди, которые чёрта лысого в сети могут найти, но никто из пяти сотрудников ранее не писал обращения через электронные приёмные в эти органы власти.
На сайте
правительства области кнопка «
Интернет-приёмная» находится на главной странице в "шапке". Найти эту кнопку ни у кого не составило труда.
На сайте
администрации Воронежа кнопка «
Электронная приёмная» также находится на главной странице справа. Нашли без проблем.
Кнопка
«Электронная приёмная» на сайте
городской Думы находится слева, ниже основной колонки разделов сайта. Находили её наши испытуемые с небольшой задержкой.
На сайте
областной Думы наши сотрудники после трёх-четырёх минут поисков говорили, что кнопки нет. Сервис этот есть, но спрятан. Он находится в разделе «Представительная деятельность», далее «
Электронное обращение». Думаем, что не все найдут.
Интересно, что во время телефонного разговора с секретарём общественной приёмной она нам сказала, что "этого сервиса нет", и предложила писать на электронную почту.
В ближайшее время мы планируем начать тестирование работы с обращениями граждан депутатов городской и областной думы. Нашим читателям есть, что у них спросить. Есть ситуации, которые требуют вмешательства с их стороны. Посмотрим, что они будут отвечать людям, и будет ли результат.
P.S.: Для тех, у кого нет Интернета, мы решили не сообщать номера телефонов и почтовые адреса городской и областной Думы, так как эти люди всё равно не смогут прочитать эту информацию на нашем сайте.