– Мы заказали две очень серьезные научные работы, которые должны лечь в основу развития нашего прекрасного города-миллионника на много лет вперед. Мы вместе должны оценить ситуацию, в которой находимся сегодня, а также четко понимать те перспективы, которые увидим в результате выполнения работы. Я бы очень хотел, чтобы мы создали такой Генеральный план, такую транспортную схему, которые не легли бы в стол, но стали бы документами развития. Мы четко понимаем пределы нашей бюджетной обеспеченности, но и не можем не ставить перед собой амбициозные цели, – отметил Вадим Кстенин, открывая совещание.
Вадим Кстенин обозначил две существенные проблемы, которые препятствуют развитию города. Мэр подчеркнул, что центральная часть Воронежа после войны была восстановлена в первоначальных параметрах, без учета перспектив его развития на период в 20-30 лет и более. Тогда никак не учитывалось, что в городе будет такой уровень автомобилизации. Кроме того, в начале двухтысячных годов город потерял рельсовый транспорт.
– Хотя мы прекрасно понимаем, что модернизация и реконструкция трамвая была бы намного проще создания подобной системы с нуля. А без цивилизованного общественного транспорта Воронеж обречен на вечный транспортный коллапс.
Но внимание требуется и другим видам общественного транспорта, которые существуют в Воронеже сейчас. И поэтому к 2020 году власти рассчитывают кардинально перестроить эту систему. Подразумевается целый комплекс мер: максимально жесткие договорные условия с предприятиями перевозчиками, внедрение системы безналичной оплаты за проезд по единому билету.
- Будут закупаться новые автобусы, могут быть организованы выделенные полосы и так далее, но без четкого понимания темпов и направлений развития города это все будут только полумеры, которые смогут решить только локальные проблемы, – отметил Вадим Кстенин.
Вадим Кстенин также поднял проблему депрессивных территорий города. Вопрос их развития связан со строительством легкорельсового транспорта на принципах транзитно-ориентированного проектирования. Это позволяет создавать зоны с максимальным доступом к общественному транспорту. Глава города добавил:
– Территория не может развиваться в отрыве от транспортной и иной инфраструктуры. Очевидно, что самое интенсивное развитие получат те места, которые окажутся в непосредственной близости к пересадочным узлам рельсового транспорта. Это надо учитывать и в Генплане, и в разработке схемы организации дорожного движения. Кроме того, меня особо интересует развитие центральной части, которую, как ни странно, тоже можно отнести к депрессивным территориям. Есть наша прекрасная историческая застройка, представляющая архитектурную ценность, которую необходимо беречь, но если вы свернете с проспекта Революции в какую-нибудь арку, то поймете, о чем я говорю. Центральная часть города – самая ценная территория – используется неэффективно. Там сегодня можно увидеть всё что угодно: старые гаражи, покосившиеся нежилые здания, непонятные пустыри, занятые мусорками, и так далее. Это неправильно, эта часть требует обновления. Я не говорю о какой-то крупной застройке – архитектурный облик должен быть сохранен, но в рамках разработки проектов должны быть предложены решения, которые позволят использовать центр максимально эффективно. Это поручение губернатора Александра Гусева.
– Для решения проблем, которые сейчас стоят перед Воронежем – оптимизация транспортной сети, создание легкорельсового транспорта, который станет эффективным решением для города-миллионника – следует рассматривать применение принципов проектирования, которые позволят придать экономическую целесообразность этому строительству. Также необходимо планировать развитие тех районов, которые будут прилегать к маршрутам прохождения ЛРТ и к транспортно-пересадочным узлам. В таких местах должен быть сконцентрирован бизнес, административные здания, места массового привлечения горожан. Также там должно появляться жилье для работников учреждений и организаций. Мы уже определили пять пространств, для которых подготовили пространственно-объемные решения, – рассказал Такаюки Ишикава.