Воронежцы категорически воспротивились строительству магистрали через Нагорную дубраву и потребовали от городских властей найти другие пути решения транспортных проблем в этом районе, более продуманные и менее разрушительные.
Напомним, в понедельник 11 декабря в
Доме архитектора состоялось общественное обсуждение концепции развития транспортной инфраструктуры, или строительства так называемой Воронежской кольцевой автодороги (КАД). Этот проект сейчас привлекает пристальное – и довольно критическое - внимание горожан, экспертов и СМИ. Неудивительно, что 11 декабря зал Дома архитектора был переполнен людьми, несмотря на «рабочий полдень» понедельника, а сами слушания очень скоро переросли в бурные дебаты с чиновниками городского управления транспорта и лично главой ведомства Олегом Котовым.
Самый проблемный и болезненный узел концепции – строительство автобана через Нагорную дубраву, уникальную заповедную территорию со статусом государственного природного заказника. По замыслу чиновников многополосная магистраль должна пройти от улицы Антонова-Овсеенко через улицу Ломоносова и Нагорную дубраву, обойти вплотную санаторий Горького и далее уйти на левый берег, через некий будущий второй северный мост.
Очевидно и безусловно – автобан нанесет огромный и невосполнимый урон экологии уникального заповедника, затронет интересы жителей микрорайона, а также десятков тысяч воронежцев, любящих Нагорную дубраву.
Чиновники же любят свой проект, никакой альтернативы пока не предлагая. Концепция, которую представил господин Котов – этот тот самый проект, который мэрии пришлось забраковать и навеки списать еще в 2013 году, под давлением будущего мэра Александра Гусева, давшего твердую гарантию - никакой трассы через Нагорную дубраву не будет. Тогда решение нашло отражение в правовых документах – уникальному заповеднику присвоили статус государственного природного заказника и особо охраняемой территории, а также исключили из генплана города, напомнила представительница инициативной группы горожан Юлия Жидко.
Между тем, предлагаемая сейчас концепция – точная копия прежней. На основании каких нормативно-правовых актов она разрабатывалась? Активисты несколько раз настойчиво пытались выяснить это у главы дорожного управления, однако Олег Владимирович внятного ответа не дал.
Прения быстро перешли в «горячую стадию». Несмотря на эмоциональность, выступления участников были весьма аргументированными, доказывающими, что трассу через Нагорную дубраву строить категорически нельзя.
Активисты напомнили чиновникам, что здесь находятся два важнейших объекта здравоохранения – санаторий имени Горького и детская областная больница №1. Санаторий имеет статус федерального и славится чистейшим лесным воздухом, необходимым для людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. Детская областная больница №1 специализируется на лечение онкологических и других серьезных заболеваний, и находящимся здесь на лечении или реабилитации детишкам также остро нужен чистый лесной воздух. А не выхлопные газы от автомагистрали.
Как и жителям улицы Ломоносова, жилых комплексов «Лесная поляна», микрорайона «Березка». И это еще один важный аргумент против проекта чиновников.
- Мы покупали здесь квартиры 5-10-15 лет назад именно из-за леса и чистого воздуха. Мы не дадим вам построить здесь дорогу. Мы не позволим превратить зеленый, тихий, чистый район в грязную и шумную придорожную обочину! - обратилась к чиновникам Елена Новомлинцева, жительница ЖК «Лесная поляна». Слова активистки были поддержаны единодушными аплодисментами.
Еще один аргумент «против» - автострада затронет интересы не только местных жителей, но и многих тысяч воронежцев, любящих это место всей душой. Для них Нагорная дубрава - уникальный заповедник, где так прекрасно гулять с детьми, отдыхать, заниматься спортом, купаться, кататься на лыжах и велосипедах, где можно проводить выходные напролет, где замечательно во все времена года. Безусловно, Нагорная дубрава нужна горожанам – «это национальное достояние, которое нельзя променять на дорогу», подчеркнула Юлия Жидко.
Следующий аргумент – для строительства дороги понадобиться уничтожить 10 гектаров леса, то есть около 7% от общей площади заказника. При этом «под топор» пустят самую уникальную территорию, где произрастают старовозрастные дубы, внесенные в специальные федеральные реестры, и редкие деревья, в том числе «краснокнижные».
- Уничтожать такую дубраву – позор - заявил писатель, публицист, кандидат исторических наук Павел Попов. - В соседних городах таких зеленых зон уже не осталось, все были вырублены.
Нагорная дубрава – самая уникальная в Центральном Черноземье, о чем Павел Попов писал в одной из публикаций:
«Нигде более в нашем Черноземье не сохранилось такого природного и исторического комплекса: растянувшаяся на 22 км дубрава растет на одном месте уже более четырех тысяч лет и хранит под своей сенью уникальные городища и другие памятники археологии и градостроительства. Понятно, что вблизи трасс и эстакад лес будет хиреть целыми кварталами».
Дискуссия горожан с чиновниками длилась два часа, были высказаны все возможные аргументы, почему дорогу через Нагорную дубраву строить нельзя. Из-за ограниченности регламента упомянуть альтернативные варианты удалось лишь вскользь. Юлия Жидко напомнила, что магистраль целесообразней было бы строить в обход старейших участков дубравы, жилых районов, санатория и больницы, по уже имеющейся двухполосной дороге, ведущей в сторону Рыбачьего. Проектировщики не исключают и другие варианты – например, строительства трассы в районе улицы Шишкова.
Результаты голосования (единогласно против), к сожалению, напрямую никак не повлияют на окончательное решение мэрии, где и как строить дорогу. Однако аргументы, высказанные против проекта, будут учтены, о чем заявил Олег Котов, подводя результат слушаний. В каком объеме, и насколько внимательно власти отнесутся к требованиям и протестам горожан, покажет ближайшее будущее. В ином случае добиваться отмены проекта активисты будут уже через суды, а также на массовых митингах и масштабных акциях протеста. Вполне реально, что на защиту уникального заповедника
Нагорная дубрава встанут тысячи людей, знающих ценность и уникальность этого места, и понимающих, что «менять национальное достояние на дорогу нельзя».