Проблема бездомных животных обсуждалась на круглом столе в рамках проекта Гильдии аналитических журналистов «Цепная реакция». Проект предполагает встречи журналистов и общественников для создания дискуссий в СМИ. На встрече присутствовали зоозащитники, кинологи, представители исполнительной власти и люди, которые пытались решить проблему непопулярными мерами.
На круглом столе разобрали причины появления большого количества бездомных собак на улицах города. С распадом СССР прекратила существовать жёсткая система контроля разведения домашних животных. Сейчас этим занимается кто угодно и зачастую только ради прибыли, а не в рамках селекционной работы. Заводчиков-коммерсантов не интересует дальнейшая судьба щенков. Хозяева, которые не справились с воспитанием животного или просто потеряли к нему интерес, проявляют гуманизм и отправляют собаку на улицу. Причем количество собаководов за последние десятилетия росло, люди начали заводить собак в угоду моде, заводить породы, раскрученные кинематографом и масс-медиа.
Даже добросовестный заводчик не застрахован от того, что его щенок окажется на улице. Присутствовавший на встрече главный специалист управления дорожного хозяйства администрации Воронежа Владимир Котенёв рассказал свою историю. Он продал щенка людям из Липецка. Через год ему позвонили из липецкого клуба собаководов и сообщили, что нашли собаку. Владимир до передачи собаки новому владельцу клеймил её, а информация была внесена в федеральную базу.
Сергей Колесников Владимир Котенёв
– Он не убежал. Девушка, которая нашла наша собаку, рассказала, что люди привязали его рядом с газовой заправкой к столбу и уехали, – пояснил Владимир Алексеевич. – Собаку били. Она была шоколадного цвета, а стала просто седой. Она до сих пор смотрит на людей с опаской.
Полно собак в городе живет на свободном выгуле, особенно в частном секторе. Такие собаки часто пополняют ряды бездомных, да и просто могут представлять угрозу для окружающих. Способов борьбы с такими хозяевами нет, разве что самые жестокие.
– У нас в районе человек выпускал свободно гулять своих овчарок, – рассказывает Сергей Колесников, сотрудник пресс-службы областной Думы. – Делали ему замечания, не помогало. Потом этих собак кто-то показательно пристрелил. Он завёл новых, больше не выпускает.
Уровень потребления в обществе за последние десятилетия существенно вырос. Горожане производят огромное количество отходов, а система их утилизации работает не лучшим образом. Кормовая база для бездомных животных просто огромная. Помогают выживать бездомным животным и псевдозоозащитники, так называемые «мисочники» или «кастрюльники», подкармливающие целые стаи. Кормят собак и в гаражах, на стройках, где они как бы и под присмотром, а как бы и бездомные.
До недавнего времени собак отстреливали. После волны протестов зоозащитников и появления законодательной базы, регулирующей вопросы бездомных животных, это было прекращено. Органы исполнительной власти теперь должны заниматься отловом, стерилизацией и возвращением животных в среду обитания, но часть из них можно умертвить. Возврат в среду обитания обоснован не гуманизмом, не тем, что собачки милые и имеют право на жизнь, а тем, что нельзя оставлять пустой эту нишу в экосистеме города. Конечно, прекращение отстрела привело к росту популяции, но зоозащитники считают, что не это главная причина.
Анна Воронина
– На данный момент отстрел не решит проблемы, – считает зоозащитний Анна Воронина. – Нельзя перестрелять всех собак так, чтобы их больше не появилось. По данным исследований, 80% собак на улице - это бывшие домашние животные. Надо прекратить их поступление на улицу.
На какие именно исследования ссылалась Анна Воронина - поинтересовался кинолог Андрей Курбатов. Зоозащитница ответила, что эти исследования были проведены как активистами, так и представителями научного сообщества, в частности, лесотехнической академии.
– Как определяли – это бездомная собака или бывшая домашняя? Какие критерии? – задал вопрос, на который не прозвучало ответа, Андрей Курбатов.
Воронежец Алексей, который одно время имел опыт решения подручными способами проблемы бродячих собак в своём районе, не согласен с тем, что 80% животных раньше были домашними.
– Я не вижу стай овчарок или пуделей на улицах, – отметил Алексей. – Меньше, чем у 10% собак, можно заметить признаки какой-либо породы. Мы видим дворняг, собак, вторично одичавших, полностью приспособленных к выживанию на улице в условиях города.
Что касается ликвидации собак в отдельно взятом районе, то, по его наблюдениям, популяция восстанавливается за два-три года. Причем собаки эти, опять же, не несут признаков породы.
- Как же так? Это живые существа! – возмутился Юрий Шамарин, владелец нелегального приюта для собак. – В Бога верите? У меня даже письмо от патриарха есть, в котором он говорит, что собака – это творение Божье.
Алексей заявил, что не имеет никакого отношения к этой системе мировосприятия, давно не предпринимает никаких действий, да и животных ему искренне жалко. Кинолог Андрей Курбатов отметил, что в Писании собака упоминается как грязное животное.
Решения по регуляции численности бездомных собак сейчас нет. Муниципалитет на данный момент может изымать с улиц и уничтожать только собак, которые ведут себя агрессивно. Условий для стерилизации и возвращения в среду обитания пока не создано.