В воронежских судах продолжаются процессы по жалобам Центра защиты прав СМИ. В Ленинском районном суде руководитель Центра Галина Арапова пытается добиться исключения ее организации из реестра иностранных агентов, так как не считает свою деятельность политической. В Центральном районном суде медиаюрист борется за отмену штрафа в 300 тысяч, который должна заплатить ее организация по требованию регионального управления Министерства юстиции. Однако дела идут очень медленно.
На прошлой неделе представители Минюста попросили суд назначить экспертизу, которая должна установить, является ли деятельность Центра защиты прав СМИ политической. Для этого специалисты должны изучить все высказывания Галины Араповой, которые публиковались в СМИ, а также видео с ее участием и книги, авторами которых являются сотрудники Центра.
Ленинский районный суд удовлетворил ходатайство Минюста. Однако определение судьи для медиаюристов оказалось неожиданным: экспертизу будут проводить не политологи и социологи, а психологи и лингвисты. Кроме того, удивил юристов и список вопросов, на которые должны быть получены ответы.
– Во вторник утром нам было сообщено, что судья определился с назначением экспертизы, но мы еще не знали, какой. Вечером нам выдали копию определения, в которой говорилось о психолого-лингвистической экспертизе. В ней вопросы сформулированы так, что, по моему ощущению, после этого меня даже в тюрьму не возьмут. Ощущения такие, будто я специально формирую какие-то негативные, критические настроения в обществе, подвигаю людей к тому, чтобы они чуть ли не государственный строй свергали, – говорит Галина Арапова. – При этом понятно, что по этому делу (и это тоже в суде обсуждалось) должен быть установлен один единственный факт: есть ли в деятельности Центра прав СМИ политическая составляющая? Как могут лингвист и психолог ответить на вопрос, если они не являются специалистами в области политологии?
Психолого-лингвистическую экспертизу будут проводить в Южном федеральном университете, расположенном в Ростове-на-Дону, что тоже не особо вдохновило борцов за свободу слова.
– Как я уже говорила, лучше бы сразу на Колыму. На Колыме хотя бы политические ссыльные были, там хоть понимают, что такое критическое мнение, что такое свобода выражения мнения. Ростов такой достаточно консервативный регион.
Галина Арапова вспомнила историю о журналисте Сергее Резнике, который был приговорен к 1,5 годам колонии общего режима за оскорбление представителя власти, заведомо ложный донос и коммерческий подкуп. В Ростове считают его политзаключенным и уверены, что дела в отношении него были сфабрикованы из-за ряда разоблачительных публикаций о работе региональной полиции и прокуратуры.
– На мой взгляд, такого рода экспертиза должна назначаться в авторитетную научную школу, где есть одновременно все ученые, которые могут ответить на поставленные вопросы. Я считаю, что это не может быть Воронеж, потому что мы и Минюст находимся здесь. Это должно быть что-то более серьезное, фундаментальное. Москва или Санкт-Петербург, Екатеринбург или Пермь, – говорит Галина Арапова. – Если на ростовских экспертов будет оказано давление со стороны Минюста, а я не исключаю этого, то понятно, что атмосфера, в которой будет приниматься решение относительно ответов на вопросы, поставленные перед экспертами, будет не совсем нейтральная.
Результаты психолого-лингвистической экспертизы будут известны примерно через 1,5 месяца. А пока что производство по делу в Ленинском районном суде приостановлено. В Центральном районном суде, где
Галина Арапова требует отмены постановления Минюста о назначении штрафа в 300 тысяч рублей, процесс также еле движется вперед. Сегодня, 16 сентября, заседание вновь было отложено в связи с болезнью судьи.