Редакция портала 36on.ru в полном составе поддерживает акцию. Мы заявляем, что критические высказывания медиаэксперта не могут быть приравнены к политической деятельности. В таком случае любая критика власти, принимаемых законов в стране, становится невозможной в СМИ, что противоречит ряду нормативных документов, включая Конституцию страны.
В пятницу обсудить ситуацию с Центром защиты прав СМИ собралось около 20 журналистов. Как только стало известно о возможном закрытии организации, редакторы и журналисты ведущих воронежских СМИ в тот же день собрались в офисе Центра. Галина Арапова рассказала, что может измениться в работе организации с включением ее в реестр «иностранных агентов».
2 марта Галина Арапова приглашена в управление, где ей придется подписать акт об административном правонарушении: руководитель Центра защиты прав СМИ не внесла организацию в реестр «иностранных агентов» в добровольном порядке. На какие деньги выплачивать штраф ― от 300 до 500 тысяч рублей ― Галина Арапова не знает: организация не имеет права свободно распоряжаться грантовыми деньгами.
Почему Центр защиты прав СМИ признали «иностранным агентом»
Начиная с 1996 года, с момента создания Центра, НКО существовало только на зарубежные гранты. Этого Галина Арапова никогда не скрывала, тем более, что с принятием пару лет назад поправок к закону об НКО, каждая организация должна публиковать подробный финансовый отчет на сайте Минюста.
― Мы существуем на средства нескольких грантовых программ. По двум из них мы получаем деньги из частных благотворительных фондов, которые поддерживают свободу слова в разных странах мира. К нам поступают деньги и из бюджета Совета Европы, которые нам выделяют на поддержку наших просветительских программ. Кстати, средства, полученные по этой программе, даже не облагаются налогами согласно постановлению правительства России, ― рассказала Галина Арапова.
Средства, которые организация получает по европейским грантовым программам, являются целевыми, то есть тратятся только на те нужды, которые прописаны в условиях. Таких пунктов немного: оплата командировок, проведение правовых семинаров, выпуск справочной литературы, небольшая зарплата работникам. Строки расходов по оплате штрафов в грантовых программах не прописано. Собственный доход организации от юридической поддержки СМИ совсем небольшой.
Иностранное финансирование ― одно из условий включения организации в реестр «иностранных агентов». Второе и, в случае с Галиной Араповой, более важное, ― ведение «политической деятельности». Именно так расценили сотрудники Минюста экспертные оценки медиаюриста, опубликованные не только в СМИ, но и в методических справочниках, издаваемых Центром.
«Госдума не смотрит на несколько шагов вперед», «Наши суды до сих пор еще не разбираются в Интернет-терминологии», «...практика развивается достаточно депрессивно» и даже «власть предержащие», ― все эти экспертные оценки, хоть и высказанные в публицистическом стиле, были признаны Минюстом «ярко выраженной политической деятельностью».
Обнаружили «политику» в действиях Галины Араповой внезапно: только в результате внеплановой проверки, которая проводилась в офисе Центра с 10 по 18 февраля 2015 года. Во время последнего визита Минюста в июле прошлого года ни о каком включении в реестр «иностранных агентов» речи не шло. Воронежское управление ведомства оправдывается: приказ о проведении внеплановой проверки был дан Москвой.
Отдельно в акте Минюста сказано, что Галина Арапова, которая входит в общественный совет ряда государственных структур, якобы имеет на них непосредственное влияние. Этот фактор тоже стал причиной включения организации в реестр.
В такой ситуации у правозащитной НКО есть два выхода
Первый ― отказаться от иностранного финансирования. Доля собственных доходов от деятельности Центра составляет 7% ― это те деньги, которые в качестве абонентской платы за «правовое обслуживание» платят организации средства массовой информации. На эти средства невозможно содержать НКО. Придется перерегистрироваться как частное предприятие и оказывать платные услуги, которые обойдутся журналистам в разы дороже. К тому же, речи об абонентском обслуживании в таком случае идти не может: каждая отдельно составленная жалоба, каждый поход в суд редакциям СМИ влетит в копеечку. И, вероятнее всего, практически никто, по крайней мере в Воронеже, позволить себе такой роскоши больше не сможет. И уж тем более можно будет забыть о просветительской работе Центра: справочниках, правовых семинарах. Банальное незнание законодательной практики фактически поставит под угрозу существование редакций.
Второй ― тот, который выбрала Галина Арапова ― включиться в реестр и носить на себе клеймо «иностранного агента». Это значит, всегда упоминать, в любом документе или публичном выступлении, что Центр защиты прав СМИ действует «в интересах иностранного государства». Какого именно? Текст акта Минюста не дает ответа на этот вопрос.
Журналисты единогласно заверили Галину Арапову, что даже «клеймо» не повлияет на авторитетность организации. Только вот теперь во взаимодействии с госорганами у Центра защиты прав СМИ будут проблемы. Грозят и штрафы ― от 500 тысяч до миллиона рублей ― если хотя бы раз организация не укажет, что якобы «действует в интересах иностранного государства».
Конечно, Центр защиты прав СМИ обжалует в суде решение Минюста. Но, к сожалению, юридическая практика пока не знает ни одного случая, когда НКО удалось бы выйти из реестра «иностранных агентов». Сколько организация сможет проработать с таким ярлыком ― сложно сказать.
Средства массовой информации могут просто остаться без защиты.
Журналисты устраивают акцию поддержки
2 марта в России стартует акция поддержки Центра защиты прав СМИ. О желании участвовать в акции уже заявили более 600 журналистов со всей России. В первый день акции «Слову ― свобода! Свободе ― защита!» Интернет-издания повесят на главной странице баннер «Нам нужен Центр защиты прав СМИ», а печатные издания в «шапке» укажут, что «Газета выходит благодаря Центру защиты прав СМИ».
Заявления в поддержку Центра защиты прав СМИ уже выпустили такие организации, как Европейская Федерация Журналистов, Союз журналистов России, факультет журналистики Воронежского государственного университета и ОБСЕ.
Сейчас участники инициативной группы собирают фото- и видеоистории от журналистов со всей России о том, как им помог Центр защиты прав СМИ. Чтобы присоединиться к акции, нужно написать текст или записать видео и отправить на e-mail: reprintsevajulia@gmail.com.
Фото и видео - Юлия Репринцева