Что происходило на выставке, можно увидеть в
нашем фоторепортаже. Это действительно яркое событие. Воронежцы за два дня в социальных сетях разместили, можно сказать без преувеличения, десятки тысяч фотографий с этого мероприятия.
Как сказано на сайте департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области, выставка проводится с целью демонстрации современных достижений в сфере ландшафтной архитектуры и строительства, садово-паркового искусства, стимулирования творческих процессов.
Стимулирование вполне удалось. Судя по количеству фото, размещенных в социальных сетях, с творческими процессами у воронежцев все в порядке.
Но у нас работа такая: мы вечно ищем смысл в том, что происходит на наших глазах. «Город-сад» - как салют на день города. Красиво, шумно, многолюдно - и все... Зрелища, которых вечно требует народ после хлеба? Плебейские радости? Не может такого быть. Есть в этой выставке что-то еще. Но вот что?
И мы стали размышлять. Уж извините... Мы хотим понять, ЗАЧЕМ? Зачем Воронежу такой двухдневный выброс ландшафтного адреналина? Зачем этот аттракцион невиданных красот и чудес? В чем практический смысл выставки «Воронеж - город-сад»?
Будут ли хотя бы частично на улицах нашего города реализованы представленные на мероприятии дизайнерские идеи и ландшафтные изыски? А между тем ежегодные затраты на демонстрацию возможностей сопоставимы с годовым бюджетом по озеленению Воронежа... Не верите? Давайте посмотрим на цифры.
Цена праздника
Первым делом посчитаем, многоуважаемые кроты, во что стимулирование творческих процессов нынче обходится воронежскому бюджету?
На сайте «Госзакупки» есть три аукциона, связанных с выставкой. Заказчиком выступает департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области. Источник финансирования - областной бюджет. Первый аукцион - на общую организацию, которая обошлась в 6 миллионов 649 тысяч рублей.
За эти деньги была разработана общая концепция мероприятия, его сценарий, дизайн выставочных объектов и полиграфии, проведено освещение мероприятия в СМИ, приглашены иностранные специалисты сферы ландшафтного дизайна и ведущие мастер-классов, организована научно-практическая конференция «Зелёные города. Черноземье». Также аукцион предполагал ряд технических работ, связанных с павильонами и сооружениями.
Второй аукцион - на техническое сопровождение. Оно обошлось в 5 миллионов 280 тысяч рублей. За эти деньги была оформлена сцена, напечатана полиграфическая продукция, изготовлены флаги, изготовлена входная группа, арт-объекты, снят телевизионный сюжет и создан фотоархив. Также средства были потрачены на размещение гостей выставки в гостинице и транспорт.
Ещё один аукцион был проведён на создание экспозиции проекта мемориального парка «Осетровский плацдарм». Обошёлся он в 450 тысяч рублей. Заказчиком, в отличие от двух других аукционов, выступил «Нормативно-проектный центр». Это учреждение подведомствено департаменту архитектуры и строительной политики и занимается территориальным планированием и архитектурно-строительным проектированием.
Экран, на котором, по всей видимости, должна была идти презентация. Проект не работал.
Осетровский плацдарм – это мемориальный комплекс, который планируют возвести на месте проведения операции «Малый Сатурн» рядом с трассой М4 «Дон» в Верхнемамонском районе.
Разваливаться сооружение стало до окончания выставки.
Всего затраты на выставку-ярмарку «Воронеж-Город-Сад» по трём аукционам составили 12 миллионов 379 тысяч рублей. Много это или мало? Для того, чтобы это выяснить, мы обратились к специалистам ландшафтникам. Интересно в принципе понять, что можно сделать для города за 12 миллионов рублей. Мы напишем об этом в ближайшее время.
Сколько тратят на озеленение и красоту Воронежа
То, что город не стал зеленее после выставки – это факт. Понятно, что осень на дворе, но, тем не менее... Мы окинули своим журналистским пристальным взглядом варианты дизайнерских решений в ландшафтах Воронежа, и вот что обнаружили. Клумбы, клумбы и клумбы. Незамысловатые цветочные узоры, радующие глаз жизнерадостной простотой. Яркий пример - территория между администрацией города и библиотекой имени Никитина.
Просто и без изысков.
Сколько же стоит такая красота в масштабах всей столицы Черноземья? Какие средства выделяются на сближение метафоры и реальности? За какие деньги планируется у нас городу-саду цвесть? Редакция портала запросила эти цифры у администрации города.
Посадка деревьев
- 2013 год: 8 миллионов 287 тысяч рублей
- 2014 год: 6 миллионов 897 тысяч рублей
- 2015 год: 4 миллиона 133 тысячи рублей (данные на середину лета)
Обустройство цветников
- 2013 год: 21 миллион 878 тысяч рублей
- 2014 год: 21 миллион 121 тысяча рублей
- 2015 год: 7 миллионов 19 тысяч рублей (данные на середину лета)
Одуванчик селекционный, сорт «Воронежский»
Как видите цифры вполне сопоставимые. Только одна посадка деревьев за год - составляет почти две трети стоимости фестиваля. Может сажают мало? Это мы о деревьях...
По идее, это туя стелющаяся, но больше похожа на тую растоптанную.
Куда уходят деньги на фестивале
Организация такого масштабного праздника требует колоссальных затрат: строятся павильоны, целая соломенная деревня, арендуется сцена и звуковое оборудование, печатается полиграфия и размещается реклама.
Хотели мы расписать все в деталях, да передумали. Понятно, что мероприятие масштабное, техники много, промо-затрат не меньше. Так и должно быть.
Вопрос в другом - а что в остатке? Когда вся страна обсуждала бюджеты олимпийского Сочи, пролилось немало потоков грязи. И кто, и сколько, и доколе...
Олимпиада прошла - и уже никто не вспоминает об этих скандальных разборках. Зато теперь у нас есть курорт мирового уровня с современной инфраструктурой и шикарными спортивными объектами. Вы скажете: «Нельзя сравнивать». А мы скажем: «А почему, собственно?».
Даже если сделать скидку на кризис и вынужденное сокращение бюджетов на социальные проекты, придется признаться, что утомили эти красивые рублевые замахи типа «Воронежского пульса», конкурсов по ренновации водохранилища или реконструкции Брикманского сада. Уже хочется жить не в режиме прибоя, когда волна откатывается, а ты сидишь на песочке голенький и зябкий...
Выставка отшумела, её экспонаты демонтировали, а Советскую площадь принялись приводить в порядок. На поляне, где стояла деревня из соломы, полностью исчезла трава, её вытоптали.
P.S. Кто-то скажет, что некорректно, мол, сравнивать затраты на озеленение с затратами на проведение фестиваля. Ведь это имидж города, региона. Как тут без вложений?! А мы ответим так: нам просто хочется, чтобы о Воронеже говорили как о самом настоящем городе-саде, где все вокруг будет цвести всегда, а не два дня в году!