Из года в год организаторы стараются сделать реконструкцию как можно более правдоподобной. Особое внимание уделяется деталям — форме, оружию. Поэтому на фашистских захватчиках и советских защитниках родины – точная копия формы времен Великой Отечественной войны. Многие предметы гардероба – оригинальные: пуговицы, пояса, фляжки и каски когда-то действительно были на поле боя. Что-то участники сами выкапывают из земли, что-то – заказывают через интернет. Признаются, что удовольствие не из дешевых. Форма красноармейца обойдется примерно в 30-35 тысяч рублей, немецкое обмундирование – чуть ли не вдвое дороже. На то, чтобы собрать полный комплект могут уйти годы.
− В принципе, если есть деньги, то все детали можно собрать за несколько месяцев, − признается участник из Орла. – У меня на немецкую форму ушло целых три года: ездил по разным городам, подбирал нужные элементы. Кстати, отдельные части этого костюма когда-то были выкопаны в Воронеже.
− Самое сложное в таких масштабных мероприятиях – это правдоподобно воссоздать действие. Все участники приезжают на место действия за собственные деньги, поэтому возможности подолгу репетировать, у нас нет. Обычно обсуждение реконструкции начинается в интернете и длится несколько месяцев.
Ровно в 14.00 начинается бой. Советская армия раз за разом штурмует ряды бойцов Вермахта. В ход идут газовые патроны, приклады винтовок и рукопашная схватка. Со всех сторон слышны выстрелы, из-за взрывов снег черными комьями разлетается во все стороны. Маленькие зрители визжат от восторга, некоторые пугаются: «мина» взорвалась слишком близко. В первых рядах чувствуется запах пороха.
В годы войны бои за Воронеж длились 212 дней. Сегодня справились за 30 минут. Участники признаются, что долго изображать ожесточенное противостояние просто не получается. Советские войска вновь идут в наступление, прорывают защиту и, в последний раз ударив по немцам, начинают с ними же обниматься. Воронеж освобожден. Среди многочисленных зрителей слышны радостные крики.
Все участники собираются в шеренгу, чтобы пройти перед зрителями торжественным маршем. Во главе колонны – легендарная «Катюша», украшенная советским флагом, который торжественно развевается на январском ветру.
«Фашисты» остаются в стороне от общего празднования: вылезают из окопов, делятся впечатлениями, заклеивают лейкопластырем боевые раны:
− Это еще что, − улыбается один из участников, убирая руку с порезом обратно в перчатку. – Военные реконструкции вообще довольно травмоопасный спорт. И вывихи случаются, и опасные переломы. Хорошо, что мы не в рыцарей играем. У них там вообще рубилово не детское.
− Пусть это будет единственный автомат, который ты в жизни будешь держать, − выдыхает один из пожилых офицеров Советской армии.
− Все, кто сегодня увидел «бой» вживую, наверняка уйдут отсюда другими, − считает руководитель управления культуры Иван Чухнов. − Такие реконструкции дают отдаленно прочувствовать, что такое война, зима, как тяжело было солдатам и офицерам отвоевать нашу свободу. Воронеж ведь был одним из самых разрушенных городов, и 25 января для нас – это второе рождение.
В 1943 году в боях за Воронеж немецкие войска и их союзники потеряли более 320 тысяч солдат и офицеров. Потери советской армии составили около 400 тысяч бойцов.