По оценкам экспертов численность постоянного населения Воронежа к 2010 году может вырасти к началу 2020 года не до 1 миллиона 10 тысяч, а до 1 миллиона 50 тысяч.
Эти выводы сделаны в том числе на основе расчета объемов строящегося жилья: жилищный фонд города за период 2013-2020 годов вырастет с 25,4 миллиона квадратных метров до 31,4 миллиона (даже с учетом сноса ветхих строений).
Поэтому одно из главных направлений корректировки Генерального плана — обеспечение инженерной инфраструктурой на базе существующих сетей города с условием их развития и реконструкции, а также «планы по упорядочиванию проектных мощностей основных головных сооружений инженерной инфраструктуры» — то есть, по-видимому, речь идет об их увеличении в связи с возрастающей нагрузкой.
Об этом на заседании коллегий при мэре говорилось в докладе института «Воронежпроект», который в свое время и подготовил Генплан. Руководитель управления главного архитектора Антон Шевелев, зачитавший доклад, обратил внимание на два основных типа территорий для размещений жилья.
Первый тип – зоны в границах города на общей площади 1200 га. Здесь за шесть лет возведут более 4 миллионов квадратных метров жилья — возведут жилые районы Шилово, Озерки, Северная Отрожка и Масловский. Это не говоря об уже запланированных жилых районах на землях ВГАУ.
Второе тип – территории ветхого и аварийного фонда в ныне существующей двухэтажной застройке послевоенных лет, подлежащих реконструкции. Это, в первую очередь, микрорайоны, примыкающие к улицам 9 января, Ленинградской, Ростовской и Московскому проспекту в районе ул. 45 Гвардейской дивизии. Общая площадь реконструируемых территорий составит 314 га или более 2 миллионов 600 тысяч квадратных метров жилой площади.
Для всей этой жилой махины придется развивать и социальную инфраструктуру: планируется построить дополнительно 22 спортивно-оздоровительных объекта, 81 объект образования и 5 – здравоохранения.
Однако мэр Воронежа Александр Гусев не смог признать корректировку Генплана «готовой к употребления» из-за сложности долгосрочного панирования, особбено в финансовом плане:
– Я могу согласиться с предложенной концепцией как уточнением Генплана, но… временным. Это важные и ожидаемые нами текущие градостроительные решения, но я не готов воспринимать документ как генеральную стратегию развития. В представленной корректировке мне не хватило ответов на ряд важнейших вопросов. Городская власть должна представлять себе объемы предстоящих затрат и уже сегодня планировать – где взять средства? Эти суммы должны предусматриваться в бюджете до 2020 года, или придется искать другие источники финансирования, например, инвестиционные. Иными словами нам нужна долгосрочная стратегия развития, четкое понимание бюджетных обязательств. Нужна четкая корреляция градостроительных планов со схемами тепло- и водоснабжения, санитарной очистки города, комплексной схемы организации пассажирских перевозок и развития дорожного строительства. Иначе придется вновь наступать на те же грабли, что и сегодня. Логично определить нормативы сохранения или строительства зеленых зон, для чего уже сегодня в градостроительных документах должны появиться стандарты озеленения.