Досрочно прекращена лицензия на добычу никеля в Воронежской области

В Воронеже ограничат движение и парковку в православные праздники

Жители Воронежа пожаловались на жуткий запах гари

Сегодня лучше всего поставить дела и планы на паузу. Посвятите день самому себе.

В мае воронежцы получат новые квитанции за свет

Виновница жуткого ДТП, в котором погибла девушка, избежала колонии в Воронежской области
 

Женщине отрубило кисть на воронежском заводе
 

На воронежском кладбище обнаружили следы странного обряда

Желтый уровень погодной опасности сразу по двум критериям объявили в Воронежской области

В Воронеже может появиться бассейн с функцией волны для серфинга

В Воронеже парад Победы пройдёт без торжественного концерта

Воронежцы пожаловались на прошедший в городе «грязный» дождь

Над обвиняемым в убийстве двоих бойцов ЧВК «Вагнер» начался суд в Воронеже

Воронежцев предупредили о магнитных бурях, которые будут бушевать два дня

Электрика из Воронежа мошенники обманули почти на 2 млн рублей

Банду обнальщиков, обогатившихся на 20 млн рублей, задержала полиция в Воронеже
 

Густой туман накрыл Воронеж 24 апреля

В центре Воронежа перекроют улицы 25 апреля

Опоздавшая к рейсу семья из Россоши пыталась вернуть 255 тысяч рублей за билеты

Воронеж должен установить абсолютный температурный рекорд из-за аномального тепла в апреле

В пригороде Воронежа осколки сбитого беспилотника упали на СНТ: произошел пожар

Призывник из воронежской Бутурлиновки получил штраф за уклонение от военной службы

Воронежцев испугали похожие на взрывы громкие звуки

Бухгалтера управления физкультуры и спорта обвиняют в присвоении 6 млн рублей в Воронежской области

Жители домов в Железнодорожном районе Воронежа временно останутся без холодной воды

Трудовая инспекция начала свое расследование после смертельного пожара на воронежском заводе
 

Воронежцев эвакуировали из ТЦ «Галерея Чижова»

«Это портал?». Воронежцы поделились кадрами огромной ямы у парковки 

История об избиении 14-летней девочки в Воронеже дошла до Бастрыкина 

За год в Воронежской области сократилось количество крупного рогатого скота

Интервью 14393

Сергей Горшков: «Быть художником – значит быть свободным»


36on.ru начинает серию интервью с известными деятелями искусств – экспертами областного летнего лагеря талантливой молодежи «Культпоход». Музей-заповедник Дивногорье – очень удачное местно для разговора о современном и традиционном искусстве, о месте художника в современном обществе, о карьере в искусстве, если сейчас можно говорить о такой. Своими размышлениями с 36on.ru поделился один из преподавателей творческого лагеря, художник и скульптор, художественный директор галереи Х.Л.А.М. Сергей Горшков.
 
- Сергей Иванович, вы, как и все ваши коллеги, некогда были начинающим художником. Как вы видели тогда свою дальнейшую карьеру и жизненный путь?
 
 
 
- в Советском Союзе у художника было два пути. Основной была линия официальная: учишься в училище или институте, становишься членом союза художников, получаешь мастерскую, работает, ездишь в дома творчества, делаешь карьеру, получаешь награды и в конце концов становишься академиком. Это идеальное описание, ведь и не все лейтенанты становятся генералами, но принцип был тот же.
 
А можно было быть свободным художником. Когда я юношей начинал заниматься искусством, в начале 70-х годов, уже происходили какие-то неформальные акции, квартирные выставки в Москве и было довольно много людей, которые интересовались свободным художественным процессом. Но это был путь полной неопределенности.
 
Информацию о нем мы получали, в основном, из художественной литературы, о французских художниках начала ХХ века. Как они сидели в кафе, пили вино, обсуждали всякие проблемы, читали стихи друг другу, и вдруг, к ним приезжали коллекционеры, покупали у них картины. Карьера собственно заключалась в том, что приехал какой-то коллекционер и купил у тебя картину, и ты будешь тогда жить как Пикассо. Но были отчаянные головы, которые становились на этот путь и всем рисковали, абсолютно. И жили интересной, насыщенной, веселой жизнью, по сравнению с той унылой, которая была у тех, кто делал карьеру.
 
- Но в наши дни никого не загоняют в творческие союзы и не заставляют быть соцреалистами.
 
Союз художников и система рангов и званий никуда не делись. Но действительно, ситуация сильно изменилась. Тот путь, который для нас был размытым и туманным совершенно, он уже обозначился. Сегодня можно быть неофициальным художником, можно заниматься современным искусством, но быть встроенным в систему, которая сейчас у нас в стране появляется.
 
Появляются институции, их очень мало, в Воронеже тем более это как призрак такой, который бродит неприкаянный до определенного времени, но начинает получать свои очертания. Появились арт-критики, которые могут более или менее правильно поставить диагноз, чем занимается молодой художник. Занимаешься ты изобразительным или визуальным искусством, или акцианизмом, или перфомансом, или театральной какой-то деятельностью, писательской, - есть знающие люди, есть с кем посоветоваться.
 
Существуют фестивали, в которых молодые художники могут участвовать и там находить своих единомышленников и своих гуру. Эти фестивали проходят по всей стране, от столицы до Владивостока. Я знаю, наши воронежские художники многие участвовали во многих проектах современного: в Москве, Перми, Калининграде, Красноярске, Нижним Новгороде, и во многих других местах. И в других странах тоже. Для молодого художника, который начинает этим заниматься, с каждым шагом путь становится все более отчетливым, дорога под ногами становится все более твердой и явственной.
 
- Дали говорил молодым, мол, сначала научитесь писать как старые мастера, а потом уже занимайтесь своим на свое усмотрение. Сам, кстати, этому принципу соответствовал. Как сегодня соотносятся художественное образование и самостоятельное творчество?
 
- На молодых людей, которые учатся или учились в традиционном учебном заведении, худучилище или академии, сильно давит та учеба. Поскольку система обучения осталась от старого режима, а жизнь вокруг меняется. Внешне меняется, внутренне, цели, задачи, общество меняется, а система образования осталась, как тяжелое наследие прежнего режима. Молодых людей в художественных вузах готовят непонятно к чему. Как Эдуард Бояков заметил, готовят будущих алкоголиков.
 
Т.е. люди действительно хорошо умеют то, чему их научили, но к жизни это умение никак не относится. Люди заканчивают учебное заведение, ощущая себя мастером, виртуозом кисти - м вдруг, оказывается, что виртуоз как-то не востребован и никакого интереса особого не вызывает. И вынужден жить не как Пикассо или Ван Гог, весело, ярко, насыщенно, а вот именно, шаг за шагом делать какую-то такую хилую карьеру, двигаясь в сторону академика, которым он должен стать годам к девяноста. А до этого времени выполнять какие-то бюрократические функции. Вероятно, преподавать в том же заведении, которое закончил, писать отчеты, докладные, заниматься бумажной работой и следить за тем, чтобы его студенты не баловались, посещали занятия и усердно выполняли то, что им приказывается.
 
У многих этот штамп остается на всю жизнь: на областных выставках союза художников часто появляется ощущение, что вот эти 50-ти, 60-ти летние художники, по-прежнему готовятся к просмотру, они получили задание написать натюрморт или пейзаж. Делают просмотр на выставке, выполнили его и и ждут, когда учитель поставит им оценки. Но, разумеется, всегда так было и всегда будет, что в каждом сообществе находится белая ворона или гадкий утенок, который потом становится прекрасным лебедем, который нарушает правила.
 
- Сейчас современные художники – это беглецы из традиций. А где-нибудь на свете учат арт-объектам, инсталляциям, современному искусству?
 
- На свете много где, в Москве, например, есть Институт современного искусства, школа Бакштейна. Его читают лекции как раз современные художники, искусствоведы, поэты,. проводят практические занятия, что очень важно. В Европе давным-давно существует ситуация, когда знаменитые художники, которые в обществе слывут хулиганами, приглашаются читать лекции в институт и опять же проводят практические занятия со студентами. Студент погружается в гущу ярких, необычайных событий. Эта практика существует с 60-х годов в Германии, ее завел Бост, был такой самый знаменитый, наверное, тогда профессор, который не только читал лекции, но и ходил со студентами студентов устраивать перформансы и акции. И они, таким образом, проходили практическую школу современного искусства.
 
- Вы, не первый раз работаете экспертом, преподавателем на «Культпоходе». Какие задачи вы для себя ставили, на какие вопросы, на какие запросы вы отвечали и насколько на ваш взгляд успешно?
 
- Я, прежде всего, хотел, чтобы молодые люди, которые приехали на короткий срок сюда в Дивногорье, расширили рамки своего представления о мире вообще, и о том, какое место должен художник занимать в этом мире. Прежде всего, объяснить ребятам, что если они хотят быть художниками они должны быть, прежде всего, свободными людьми. Если ты собираешься совершить открытия и удивить весь мир – нужно быть свободным.
 
И нужно тот свой багаж знаний, который у тебя есть, положить в карманы и не выбрасывать ни в коем случае. И найти в этих карманах место свободное, куда ты мог бы складывать еще новые знания, новый опыт какой-то.
 
Если ты встречаешь на своем пути людей, которым ты доверяешь и тебе интересно то, чем они занимаются нужно к ним стремиться, с ними советоваться, показывать то, что ты делаешь, следить внимательно за тем, что они делают. Если есть возможность читать книги - читай! Сейчас огромное количество интересной литературы. Посещать выставки обязательно, ни в коем случае не замыкаться в самом себе. Нужно, насколько это возможно, быть встроенным в эту жизнь, в это сообщество которым ты живешь. И не занимать ни в коем случае пассивную позицию, в этом случае начинается затухание всех желаний, творческих возможностей. Ты набиваешь себе шишки, ломаешь ногти, копаешь эту землю и, в конце концов, докапываешься до истины, до того, что ты любишь, что ты должен знать и уметь.
 
- И вы видите результаты ваших лекций и мастер-классов?
 
- Многие ребята, приехавшие на «Культпоход», ходили здесь на этюды, рисовали милые пейзажи с коровами или без коров. Когда начинаешь им рассказывать про современное искусство, они кивают головами, но такое впечатление, что это все мимо них проходит. Но оказалось, не проходит, а просто доходит постепенно. Нужно время, чтобы это все переварить и усвоить. В июне, например, проходит «Культпоход», потом продолжается лето, они видимо, июль и август продолжают ходить на речку, писать этюды с коровами. И когда наступает осень, и они приезжают в город, начинается переосмысление. Они смотрят эти свои этюды, но эти этюды у них ассоциируются с лекциями, которые здесь происходили, с поэзией, с музыкой, которая здесь звучала в их ушах и они на своих коров смотрят уже другими глазами. Я смотрю потом осенью на этих ребят в галерее ХЛАМ, а они уже среди тех, кто строит Воронежский центр современного искусства. Они общаются, записывают ссылки на адреса в интернете, делают фотографии странных арт-объектов и спрашивают: «а какие будут проекты?», - где бы они тоже хотели бы принять участие. Им все это страшно нравится и интересно, они хотят быть членами вот этого сообщества. Думаю, и предстоящий выставочный сезон нас многим удивит.

ТЕКСТ: Леонид Диденко