36on.ru стало известно и публикаций газеты "Воронежский Курьер", что в Воронеже одновременно сносятся оставшиеся корпуса бывшего мыловаренного завода "Финист" (а когда-то - трубочного) и здания бывшего трамвайного парка № 1. На их месте появятся жилые комплексы. Редакция огорчена тем, что город теряет уникальные объекты, где работали наши земляки - гениальный писатель Андрей Платонов, поэт и переводчик Самуил Маршак (ему в нынешнем году исполняется 125 лет), а также современный прозаик и большой друг "ВК" Александр Ягодкин.
На сайте ООО "Финист-парфюмер" его собственная история описана простенько. В 1891 году на окраине Воронежа Николай Клочков основал маслобойный завод, где открыли мыловаренное производство. Оборудование выписали из Германии. Мыловаром стал Яков Маршак, отец Самуила Маршака. После революций на территории производства создали жиркомбинат "Воронежский", а уже на его основе появился "Финист". За XX век Воронеж многократно вырос, улица Пограничная оказалась почти в самом центре. В общем, "обстоятельства нового времени" потребовали выноса производства за город, новый модернизированный завод в 2009 году открылся в Хохольском районе. Компания, по ее собственной информации, работает с клиентами из семи федеральных округов, а также из ряда стран ближнего зарубежья.
Бывший мыловаренный завод "ФИНИСТ"
К славным вехам мыловаренного завода, располагавшегося на улице Революции 1905 года, стоит отнести его работу в 1915-м на нужды боевой артиллерии. И то, что в 1916-м литейщиком на него устроился Андрей Платонов. Примерно в то же время в заводской конторе трудился переводчиком Маршак. Но если в память о публицисте на центральном здании предприятия, используемого под офисы, висит полинявшая табличка "Здесь на бывшем Трубочном заводе в 1916 году работал писатель Андрей Платонов", то о поэте и переводчике с мировым именем никаких упоминаний нет. И, очевидно, уже не будет. Через забор видно, что слева от оставшегося комплекса (дом № 31 на улице Революции 1905 года) орудует экскаватор.
Экскаваторы рушат здания бывшего трамвайного депо №1
Работники офиса не скрывают, что дни здания сочтены. А его сносу вроде бы ничто не мешает. По крайней мере, в Госреестре объектов культурного наследия Воронежа за 2009 год есть только дом № 33 на той же улице - флигель купца Михайлова 1873 года постройки. Впрочем, охранники "Финиста", следившие за тем, как мы фотографируем остатки некогда смердившего на всю округу завода, констатировали, что старая промплощадка множество раз перестраивалась и не сохранила исторической ценности.
Новостройка жилого комплекса "Финист" на фоне старого административного здания завода
Вешать памятные доски о работе здесь Платонова и Маршака местным краеведам, видимо, придется на новых домах. Инвестиционно-строительная компания "Финист" строит неподалеку многофункциональный одноименный комплекс. Он состоит из группы жилых домов переменной этажности со встроенными и пристроенными торгово-офисными помещениями, подземным паркингом. Близость с улицами Плехановской и Кольцовской обеспечивают не только транспортную доступность, но и коммерческую привлекательность (цена одного квадратного метра варьируется в районе 60 тыс. рублей). По идее, жилой комплекс "Финист" займет площадь 6,1 га и образует обособленный квартал со своими инженерными сооружениями. Возводит его ООО "СМУ-69" в три этапа. Первая очередь из двух домов уже почти готова: две 16-этажки в сумме на 576 квартир. Вторая очередь предусматривает возведение трех домов: 16-этажки общей площадью 10,5 тыс. кв. м - до конца текущего года и двух пятисекционных домов переменной этажности (14 - 16) общей площадью почти 78 тыс. кв. м, сооружение которых в 2012-м должно только стартовать. На одном из описанных этапов остатки бывшего трубочного завода превратятся в пыль.
Памятная табличка Андрея Платонова
Одновременно сносятся объекты бывшего трамвайного парка № 1 на улице 9 Января, 54. На благо электрического транспорта парк перестал служить в начале 2003 года, когда обанкротилось МУП ПО "Воронежгорэлектротранс" (его долги превышали 140 млн рублей). Сперва имущество МУПа заполучило ООО "Полином", которое собиралось продать участок парка в центре города (7,3 тыс. кв. м) и обширные помещения за 1,8 млн рублей. За какие средства на самом деле и кому именно перешли муниципальные активы, в принципе, и не важно. Управленцев, стоящих у руля города с нулевых годов, объединяет как минимум один позорный факт. В Воронеже был создан всероссийский прецедент - полностью уничтожен электротранспорт. 15 апреля 2009 года трамвайное движение в столице Черноземья прекратилось.
Печатную версию материала читайте в газете "Воронежский Курьер".