Воронежцам напомнили о штрафах за несданную вовремя налоговую декларацию

Лучший бомбардир воронежского «Факела» из-за тяжелой травмы завершил сезон

Воронежцам показали проект поликлиники в Железнодорожном районе

В Воронеже концепцию парка «Танаис» архитектурная комиссия отправила на доработку

Ушедший из «Факела» Ташуев решил дела за сутки и готов работать

Игорь Черевченко возглавил воронежский «Факел» после ухода Ташуева

В Воронеже на улице Крынина восстановили работу уличного освещения и светофоров

Сегодня будет много общения, встреч и дел, готовьтесь.

Синоптики рассказали о погоде в Воронеже в первые майские выходные

Досрочно прекращена лицензия на добычу никеля в Воронежской области

В Воронеже ограничат движение и парковку в православные праздники

Жители Воронежа пожаловались на жуткий запах гари

Сегодня лучше всего поставить дела и планы на паузу. Посвятите день самому себе.

В мае воронежцы получат новые квитанции за свет

Виновница жуткого ДТП, в котором погибла девушка, избежала колонии в Воронежской области
 

Женщине отрубило кисть на воронежском заводе
 

На воронежском кладбище обнаружили следы странного обряда

Желтый уровень погодной опасности сразу по двум критериям объявили в Воронежской области

В Воронеже может появиться бассейн с функцией волны для серфинга

В Воронеже парад Победы пройдёт без торжественного концерта

Воронежцы пожаловались на прошедший в городе «грязный» дождь

Над обвиняемым в убийстве двоих бойцов ЧВК «Вагнер» начался суд в Воронеже

Воронежцев предупредили о магнитных бурях, которые будут бушевать два дня

Электрика из Воронежа мошенники обманули почти на 2 млн рублей

Банду обнальщиков, обогатившихся на 20 млн рублей, задержала полиция в Воронеже
 

Густой туман накрыл Воронеж 24 апреля

В центре Воронежа перекроют улицы 25 апреля

Опоздавшая к рейсу семья из Россоши пыталась вернуть 255 тысяч рублей за билеты

Воронеж должен установить абсолютный температурный рекорд из-за аномального тепла в апреле

В пригороде Воронежа осколки сбитого беспилотника упали на СНТ: произошел пожар

Культура 5214

«100% Воронеж»: сто мнений о политике, сексе, жизни и смерти

some alt text
Платоновский фестиваль, который в 2018 году уже восьмой раз намерен порадовать и, быть может, поразить воронежского зрителя проектами в области современного искусства, стартовал 6 июня весьма необычным не только для областного центра, но и самого Платоновфеста спектаклем под названием «100% Воронеж». Чем отличительна эта постановка и удачна ли она, постарается рассказать один журналист, побывавший на премьере.
 
 
Воронежцы
 
 
Как можно догадаться по названию, главной изюминкой спектакля стала непредвзятая статистика, связанная с жителями нашего родного миллионника. 100% населения Воронежа на сцене представили 100 горожан, среди которых не было ни одного профессионального актера, лишь обычные люди. В свою очередь среди ста новоявленных артистов было 56 женщин и 44 мужчины, именно таково гендерное соотношение в городе. Далее -  распределение по возрасту: самому старшему воронежцу на сцене было 86 лет, самому юному – всего 4 года. Возраст большинства же горожан, занятых в постановке, составил от 25 до 34 лет, согласно данным все той же статистики. Среди других критериев отбора - национальность, семейное положение и район проживания.
 
Кастинг воронежцев-актеров тоже проходил далеко не стандартно. Дирекция Платоновфеста нашла лишь первого человека, начальное звено цепочки, который, в  свою очередь занялся поиском следующего и так далее. Среди участников проекта как неизвестные широкой публике люди, так и те, кто постоянно на виду. В категории последних, например, значилась Ольга Рудева, известный воронежский краевед; Алексей Воронков, экоативист; Оксана Козлова, пресс-секретарь регионального департамента здравоохранения и топ-менеджер компании «Инстеп» Семен Харитон. 
 
Как рассказали актеры и организаторы, иногда поиск того или иного участника давался трудно. В частности, сложнее всего обстояло дело с поиском пожилых людей, а самым трудноразыскиваемым артистом стал 65-летний мужчина, проживающий в Отрожке. Ну а теперь о том, как Воронеж попал в постановку о ста процентах.
 
 
Трудности перевода
 
 
Первый подобный спектакль был поставлен европейской компанией Rimini Protokoll, которая работает в весьма необычной для России сфере документального театра, еще в 2008 году. Премьера называлась «100% Берлин». С тех пор постановка от Rimini Protokoll начала свое торжественное шествие по городам и странам. Любители современного искусства увидели стопроцентные Лондон, Вену, Амстердам, Токио, Париж, Филадельфию, а вот Россию до 2018 года немецкие режиссеры обходили стороной. И вот в 2018 году спектакль удалось поставить в первом российском городе, Воронеже.
 
- Нам говорили, что с такой демократией, как в России, нам не удастся поставить спектакль. Но это получилось,   -  отметил Штефан Кэги, режиссер спектакля «100% Воронеж» и один из основателей компании Rimini Protokoll.
 
К слову, с особой российской демократией и национальным менталитетом немецкие режиссеры действительно столкнулись, ведь спектакль пришлось «подгонять» под воронежские реалии. Так, гостей с Запада удивили местные табу, которые,  вопреки ожиданиям режиссеров, наложили не власти, а сами участники проекта, воронежцы. Например, горожане посчитали некорректным включить в сценарий вопрос о возможности аборта, если ребенок страдает синдромом Дауна, а также отказались показывать на сцене неприличные жесты. Жители российского миллионника оказались не готовы и к откровенным разговорам о сексуальности, а кроме того, воронежцы, по мнению режиссеров, оказались довольно стеснительными, но внимательными артистами:
 
- Все участники проекта были очень сконцентрированы на подготовке. А вот когда мы ставили спектакль в Австралии, нас почти не слушали, все болтали,  - сообщила Хельнерд Хауг, режиссер спектакля «100% Воронеж» и один из основателей компании Rimini Protokoll.
 
Адаптировать и поставить спектакль, в итоге, удалось всего за пять репетиций. Что же из этого получилось?  
 
 
Секс, политика и «Катюша»
 
 
Стопроцентный Воронеж открылся своим зрителям смешными, грустными, прозаичными и поэтическими самопрезентациями горожан. Несколько слов о себе сказал каждый из участников постановки – заслуженная учительница СССР, которая в 75 лет начала заниматься верховой ездой, прошедший Афганистан азербайджанец, женщина, преодолевшая 4 тысячи километров на пути к своему будущему мужу, полковник в отставке, мастер маникюра, сантехник, пенсионерка, родившаяся с пороком сердца, а ставшая бегуном. Были и вполне банальные истории работников банка или менеджеров, а еще неяркие истории маленьких детей, у которых, впрочем, еще все впереди. Также актеры взяли с собой на сцену одну памятную вещь: некоторые захватили  книгу, фотоаппарат и мягкую игрушку, другие оказались более экстравагантными, взяв янтарь, велосипед и весло. 
 
Основой же самого действия, показанного ста горожанами на сцене воронежского Театра оперы и балеты, стала все та же статистика. Во время спектакля, который шел в течение почти двух часов, новоявленные артисты голосовали и выражали свое мнение относительно самых разных вопросов жизненного уклада Воронежа и ценностей его жителей. Мнения показывали с помощью разных художественных приемов: цветных листов, таблиц, фонариков и даже танцев. 
 
Простые вопросы, обозначенные воронежцами, разбавляли и остросоциальные. Например, «Хотели бы вы, чтобы мэра города выбирали его жители?», «Поддержали бы вы своего ребенка, если бы он оказался нетрадиционной сексуальной ориентации?», «Хотели бы вы снести отель Marriott в центре Воронежа?». Проблемы домашнего насилия, онкологии, некачественного общественного транспорта, взяточничества и веры в Бога тоже нашли свое отражение в постановке. Был и небольшой интерактив с залом, когда выступающие и зрители фактически менялись местами, и танцы на сцене, и «Катюша», исполненная хором. 
 
Ну а завершился спектакль вопросом о смерти. О том, когда  жизненный путь горожан, по их мнению, подойдет к концу, рассказали все сто воронежцев. Кстати, крайняя точка отсчета – 120 лет, тоже нашла своих сторонников. Так каков же итог? 
 
 
Субъективные минусы
 
 
Многогранность первого российского документального спектакля о стопроцентном городе сложно подставить под сомнение, однако у всего бывает вторая сторона и потому вот некоторые субъективные минусы «100% Воронежа»:
 
- Затянутость. Постановка длится около двух часов и если поначалу действие развивается по нарастающей, перемежая смешные и грустные моменты, заставляя сопереживать и удивляться, то на каком-то этапе спектакль начинает утомлять. Десятки вопросов, пусть и интересные по своей сути,  начинают ходить по кругу, возвращаясь, например, к теме политики. Нужно ли это было для спектакля и потерял ли он без этого свой посыл, непрофессионалу сказать трудно.
 
 - Кастинг. Интересно, но при огромной численности населения Воронежа и учитывая суть постановки – показать многообразие его жителей, на сцене оказалось немало родственников. Условия поиска явно нарушены не были: кто-то передал эстафету своей дочери или отцу, подходящим под искомые параметры. Но все-таки  было бы интереснее увидеть более обширный круг воронежцев. Почему были выбраны более простые критерии поиска – вопрос открытый. Кстати, недовольные провалом на кастинге воронежцы поговаривают, что попасть в ряды участников стопроцентного Воронежа, за редким исключением, можно было только по знакомству. Впрочем, фактических нарушений в отборе не было а, значит, такое распределение ролей имеет место быть. 
 
Можно, конечно, отметить еще  некоторые неотработанные моменты и нечеткие реплики детей-участников, которые, порой, было трудно разобрать, но это, пожалуй, уже нюансы, ведь на сцене были непрофессионалы, а число репетиций были ограничено. А потому поговорим о плюсах. 
 
 
Объективные плюсы
 
 
Современное искусство – довольно провокационное и неоднозначное явление. Кто-то является его ярым поклонником, с восторгом принимая новые авторские идеи, другие совершенно не понимают новаторских трендов и поют оды классике. На этот раз Платоновский фестиваль, пожалуй, смог бы примирить сторонников этих разных точек зрения, ведь «100% Воронеж»  - это то современное искусство, которое действительно доступно и интересно не только искушенному зрителю, но и обычным, простым воронежцам, как тем, которые, несмотря на свой страх, смогли выйти на сцену и рассказать о себе, своих переживаниях и мечтах.  
 
 - Мы все изменились во время подготовки спектакля, Я живу в центре с большим потоком людей и иногда от этого устаешь. Но после  репетиций спектакля я стала ловить себя на том, что выхожу из дома и всматриваюсь в людей, начинаю понимать, что за каждым человеком стоит какая-то история. У меня появилось внимание к людям, - рассказал Ольга Рудева, участник документального спектакля «100% Воронеж». 
 
«100% Воронеж» - это документальная постановка, которая может чему-то научить, отрыть глаза на обычные вещи, рассказать простым языком сложную историю. А это значит, что к такому искусству зрители действительно могут прислушаться, а потом сделать выводы и познать себя, пусть даже и не на 100%. 
 
Фото: Максим Лаптев, Платоновский фестиваль искусств.