— Пять лет назад в интервью моей коллеге Татьяне Юриной отвечая на вопрос, как вы оцениваете рентабельность проекта, создавая андеграундный кинотеатр, и делая ставку на заведомо некоммерческое искусство, вы ответили, цитирую: «Очень четко оценивал. Я экономист и много лет работал в этой сфере. Это далеко не первый мой бизнес-проект. И в своих расчетах я не обманулся, как показала практика». Так почему же вы перестали заниматься этим проектом? Получается, проект оказался нерентабельным, и вы ошиблись?
Игорь Сикора, основатель кинотеатра «Иллюзион»:
— Я занимался моим любимым делом — мне это было интересно. Но потом появился молодой контингент, со своими интересами. Я человек другого, старшего, поколения. Я считаю, что «Иллюзионом» должны заниматься люди помоложе. Это раз. Два: для меня это кинотеатр в какой-то мере потерял интерес, как реализованный проект. Хочется начать что-то другое, что я и планирую. У меня уже есть другой проект, который я хочу развивать. Пока я не буду говорить какой.
Юлия Репринцева, портал 36on.ru
— Можно сказать, что проект «Иллюзион» был успешным?
Игорь Сикора, основатель кинотеатра «Иллюзион»:
— Как реализованный проект — да. Как коммерческий — нет. К примеру, казино в день зарабатывает, как «Иллюзион» за полгода. Если сравнивать с казино, то это супер неудачный проект.
Ситуация за 10 лет изменилась. Вы смотрели спектакль Гришковца «Прощание с бумагой»? Он очень хорошо показал, как меняются приоритеты у молодёжи.
«Иллюзиону» уже 13 лет. За этот период произошли существенные перемены. Уходит то, что раньше было очень ценно и дорого. Это касается массы сферы деятельности, в первую очередь, книг, библиотек, почты. В «Амитале» вам могут рассказать, как сильно сокращаются продажи книг. Ещё пять лет назад у меня с «Амиталем» был договор. В «Иллюзионе» стоял стенд и у меня очень хорошо раскупались книги по искусству, кино и культуре. Если шла премьера фильма какого-то режиссёра и продавалась его книга, то две упаковки продавались за несколько дней, чего в магазине не происходило. Сейчас все книги есть в интернете.
«Иллюзион» строился по принципу объединения людей, которым нравится серьёзное кино. Сейчас многие выбирают фильм, посмотрев афишу «Иллюзиона». И смотрят кино дома на нормальных проигрывателях, у некоторых есть свои проекторы, большие плазменные панели. Но принцип продолжает работать: люди хотят объединяться с теми, чьи взгляды и интересы им близки.
По словам Сикора, чтобы кинотеатр заработал в полную силу, нужно заниматься продвижением. С этим пока плохо. Нынешний арендатор этого не делал. Найдётся ли тот, кто возьмётся за это? По словам Игоря Эдуардовича, сформировавшаяся вокруг «Иллюзиона» аудитория сейчас сидит дома, однако, если этим вопросом заняться, она снова вернётся в кинотеатр. Сам Сикора готов помочь. Пока же объявлено, что кинотеатр живёт последнюю неделю: 16 февраля состоится прощальная вечеринка.
Но, может, ещё рано прощаться с главной андеграундной киноплощадкой города?
КУЛЬТУРА И ГОРОД:
Почему Воронежу так важен «Иллюзион»?
С самого начала «Иллюзион» заявил о себе как о кинотеатре элитарном, представляющем образцы высококлассного арт-хауса. Он объединил вокруг себя людей, предпочитающих развлекательному кино серьёзные умные фильмы.
Раньше «Иллюзион» был единственным местом в городе, где можно было увидеть фестивальные и короткометражные фильмы. Впервые именно здесь воронежцы познакомились с фильмами Манхеттенского фестиваля короткометражек, причём в период его проведения. И даже принимали участие в голосовании.
Здесь проходили фестивали польского, скандинавского кино, ВГИКовских работ, а также короткометражного кино — «Воронеж, я люблю тебя!» и «День победы», участниками которого стали 50 молодых воронежцев, увлекающихся съемками.
«Иллюзион» делал проект «Профессия режиссёр»: целую неделю воронежцам рассказывали про жизнь и творчество какого-нибудь интересного режиссёра, устраивали обсуждение и показывали его работы. Так было, например, с Томом Тыквером, известным многим по фильмам «Беги, Лола, беги» и «Парфюмер».
Игорь Сикора, основатель кинотеатра «Иллюзион»:
— У нас были онлайн-встречи по скайпу с Алексеем Попогребским, Романом Либеровым.
Алексей Цалковский, предприниматель:
— Ого.
Игорь Сикора, основатель кинотеатра «Иллюзион»:
— Полный зал людей. Микрофон ходил по залу и им задавали любые вопросы.
К нам приезжал умнейший человек и прекрасный искусствовед Даниил Дондурей. Было очень много людей!
«Иллюзион» — не просто кинотеатр. Это культурно-образовательный центр. Здесь проходили выставки художников, фотографов, концерты музыкальных коллективов, мастер-классы, лекции по психологии, встречи с воронежскими актёрами и так далее. Здесь проводили вечера памяти Бродского, Джона Леннона. Здесь открылся и работал новый для Воронежа проект «Театр одного», придуманный и реализованный актёром Борисом Алексеевым. Это был очень успешный проект. Каждый спектакль шёл с аншлагом. В прошлом году «Иллюзион» запустил несколько новых проектов — «Важный день», лекции по русской философии, бесплатное посещение для студентов воронежской Академии искусств.
КУЛЬТУРА И ВЛАСТЬ:
Большая польза от жены губернатора для города!
Алексей Цалковский, предприниматель:
— Расскажите поподробнее про отношения с органами власти. Вы чувствуете от них какую-то заботу, внимание?
Игорь Сикора, основатель кинотеатра «Иллюзион»:
— Внимания — нет, заботу — нет. К сожалению, администрация очень плохо помогает, что городская, что областная.
Была ситуация. Выбрали по тендеру какое-то количество организаций с молодёжными проектами. Набрали 10–15. Попали и мы. Было заседание, на котором были заявлены суммы, какие мы все получим. Через какое-то время я получаю — вполовину или в треть меньше. Я не знаю, как там что распилили. Но некрасиво вышло. Обещали одно, причём с представителями прессы, а реально дали меньше. Наверное, надо было договор заключить, а не надеяться на слова.
Алексей Цалковский, предприниматель:
— А документы не подписывались?
Игорь Сикора, основатель кинотеатра «Иллюзион»:
— Нет. У них были только заверенный протокол заседания. Пообещали: вы получите вот столько-то. Потом какая-то девочка в администрации сказала: «Вы ещё чего-то хотите?!». Такой тон был! Я говорю: «Спасибо, не надо. До свидания».
На последнем фестивале ко Дню Победы просто обманули. Другими словами, кинули. Не дали обещанных денег. Я себе в убыток покупал призы за свои деньги.
Юлия Репринцева, портал 36on.ru:
— О какой сумме речь?
Игорь Сикора, основатель кинотеатра «Иллюзион»:
— Тысяч 50–60 рублей. Для них это копейки.
Юлия Репринцева, портал 36on.ru:
— А зачем государству помогать какому-то частному предпринимателю? Это ваш бизнес. У управления культуры есть свои программы.
Игорь Сикора, основатель кинотеатра «Иллюзион»:
— Это непонимание. Я говорю им, что есть интересный проект и это городу выгодно во всех отношениях — полная стена. Никому ничего не надо. Казалось бы, тем, чья работа — развивать культуру в городе и области, должно быть интересно, но, к сожалению, это не так. Я не могу представить ни одного чиновника, который бы поднял на планёрке руку и сказал: «А давайте мы сделаем Камерный театр!». У нас что-то появляется только после команды сверху. Тогда находятся и площади, и деньги.
Воронежу повезло, что жена губернатора любит культуру. Я считаю, от неё большая польза для города! Но, к сожалению, такое маленькое явление как «Иллюзион», это не коснулось.
КУЛЬТУРА И БИЗНЕС:
Зачем Алексею Цалковскому «Иллюзион»?
Легенду — в аренду.
Кода я задала все интересующие меня вопросы Сикора, настал черёд Алексея Цалковского. Я объяснила основателю «Иллюзиона», что Алексей здесь не просто так — я привела с собой потенциального арендатора (в начале встречи я не стала об этом говорить, оставив интригу на «десерт»). Игорь Эдуардович был сильно удивлён («А я тут всю правду рассказал!»), после чего попросил выключить диктофон, чтобы обсудить детали. Я, конечно, всё запомнила, о чём они говорили, но вам не скажу — не положено. Когда дяди перестали считать оборудование, мебель и количество тарелок на кухне, я задала пару вопросов предпринимателю.
Юлия Репринцева, портал 36on.ru:
— Тебе, как потенциальному арендатору, насколько этот проект интересен в принципе и почему?
Алексей Цалковский, предприниматель:
— Интересен. Когда в первый раз заходишь сюда — всё становится понятно. Есть какая-то местная субкультура. Действительно, как сказал Игорь Эдуардович, если один и тот же фильм будет идти в «Спартаке» и в «Иллюзионе», то контингент «Иллюзиона» выберет «Иллюзион» — здесь особая аура.
Мы с женой регулярно сюда ходим. Минимум раз в неделю. У меня и абонемент есть. В это воскресенье пойдём на «Американского снайпера».
Это культовое место в Воронеже. Приобретая «Иллюзион» мы получим не только квадратные метры, но и легенду, которая нарабатывалась годами. Я беру в аренду легенду — это бесценно.
Я приехал в Воронеж из Екатеринбурга и оценивал его «с нуля». Город достаточно интеллигентный, много вузов и так далее. По идее, интерес к авторскому кино должен быть намного выше, чем я вижу по наполняемости кинозала «Иллюзиона». Эти две недели идёт замечательная программа с фильмами-претендентами на «Оскар». Всем известно, что у «Левиафана» два основных конкурента — это «Мандарины» и «Ида». Я прихожу на «Иду» и вижу — четыре человека вместе с нами. Как это так? Где люди? Нужно это развивать.
Кроме того, я считаю, арендная плата, действительно, невысока (Сикора назвал сумму, которую мы, по его просьбе, не будем публиковать, — прим. 36on.ru). Наш офис в центре Краснодара в два раза дороже выходит. При этом он не приносит никакой прибыли. У нашей компании (Алексей в свою очередь просил до поры до времени не указывать название, — прим. 36on.ru) давно есть идея приобрести собственное заведение общепита.
Юлия Репринцева, портал 36on.ru:
— С легендой понятно. Твой интерес как киномана — тоже. А как ты будешь убеждать партнёров по бизнесу? Ведь они не ходят в «Иллюзион», им плевать на легенду. То есть их придётся убеждать в том, что это выгодный бизнес-проект. Но ведь это не так. Он ведь не принесёт большой прибыли, как ты понимаешь.
Алексей Цалковский, предприниматель:
— Можно получать прибыль, торгуя бабочками, а можно, наоборот, разориться, управляя казино. Мне лично интересно это, и в этом залог успеха. Дело за малым: убедить партнёров по бизнесу вложиться в этот проект.
Продолжение следует…
В следующий понедельник-вторник, это 16 и 17 февраля, станет ясно, убедил ли своих бизнес-партнёров Алексей Цалковский и будет ли в конечном итоге спасён культовый воронежский кинотеатр «Иллюзион». «Один из наших партнёров сейчас находится в Краснодаре, — сказал в конце встречи бизнесмен. — Когда он вернётся, мы сядем вчетвером и обсудим вопрос. Сегодня, сразу после встречи, я рассказал им о своей идее. Мой главный аргумент был такой: мы имеем шанс оставить след в истории города».
Фото автора