26 августа в Воронежском областном суде прошло очередное заседание по громкому делу 14-летней давности, фигурантом которого стал простой электрик из Бутурлиновского района. Свои показания давали три свидетеля, два из которых – тайные. Правда, понять, о чем говорили последние, было очень сложно как для присяжных, так и для других участников процесса.
Подсудимый – Николай Державин (фото с заседания 18 августа)
Напомним, что 51-летний Николай Державин обвиняется в совершении «убийства из корыстных побуждений» и «разбое, совершенном в особо крупном размере». Эти преступления были совершены 17 января 2001 года в отношении жительницы Бутурлиновки Галины Поротиковой. В тот день родственники нашли женщину мертвой в ее же постели, из сейфа пропали несколько тысяч долларов и рублей. Преступление было раскрыто лишь спустя 14 лет.
– В 2006 году Державин был осужден за совершение ДТП со смертельным исходом. Отбывать наказание его направили в колонию-поселение, расположенную в Курской области, где он был дактилоскопирован. В 2014 году при новой проверке по федеральной базе данных отпечаток пальца Державина совпал с отпечатком, изъятым с сейфа на месте убийства женщины, – сообщалось на сайте Генпрокуратуры весной этого года.
До сегодняшнего дня присяжные знали только о главной улике, которая была обнаружена на месте преступления – об отпечатках пальцев подсудимого. Однако в дело вступили тайные свидетели, показания которых могут повлиять на исход дела.
«Опознал по острому прямому носу»
В 2 часа дня в зале начал работать техник. Он снимал на камеру прокуроров, судью и адвоката подсудимого, когда те задавали вопросы тайным свидетелям, и передавал картинку в «тайную комнату». Для конспирации очевидцам был изменен голос до неузнаваемости. Низкий и грубый, он доносился из маленьких старых колонок, стоящих на полу в центре зала, с постоянными шумами, хрипами и перебоями, так что разобрать слова было практически невозможно.
Гособвинению, которое, по всей видимости, уже сталкивалось с техническими сложностями в Воронежском облсуде, приходилось переспрашивать тайных свидетелей по нескольку раз. Присяжные со скучающим видом сидели на скамьях позади прокуроров и тихо жаловались на то, что ничего не слышно.
Благо, до начала допроса прокурор Виталий Сидоров зачитал показания свидетелей из материалов дела. В конце концов, эти строки, записанные следователем несколько лет назад, сегодня не были опровергнуты засекреченными личностями.
– Свидетель Петров Петр Петрович во время следственных действий опознал мужчину, которого он видел в один из дней в январе 2001 года накануне православного праздника Крещение утром в подъезде дома № 105 по улице Блинова города Бутурлиновки. В этот день примерно в 9.00 он пришел к своему знакомому, проживающему в указанном доме, чтобы отдать ему мясо гуся, о чем они договорились заранее. Когда он вышел из квартиры своего знакомого, он немного замешкался на лестничной клетке и не сразу вышел из подъезда, так как укладывал имеющуюся у него сумку в пакет. Пока стоял на лестничной клетке, увидел, как со второго этажа по лестнице спускается мужчина, которого позже он опознал. Этот мужчина прошел мимо него и вышел из подъезда. А он, разобравшись со своими вещами, вышел из подъезда и пошел по своим делам. Этого мужчину он опознал по небольшому росту («он ниже меня») и чертам лица, а именно: по овалу лица, острому прямому носу, тонким губам. И по походке, – зачитал материалы дела гособвинитель.
Дом, в котором произошло преступление (принт-скрин программы «Человек и закон», выпуск 6 марта 2015 года)
В качестве тайных свидетелей были допрошены покупатель птицы и торговец гусями. Последнему пришлось отвечать на провокационные вопросы адвоката подсудимого. Тот просил объяснить, ссылаясь на феноменальную память очевидца, в чем был одет подсудимый в день убийства женщины, сколько гусей продал хозяину квартиры и почему после рокового дня больше не приносил покупателю птицу.
Волнение, охватившее тайного свидетеля, тут же отразилось на качестве звука, доносящегося из динамиков. Речь была похожа больше на ту, что в фантастических фильмах произносят жители какого-нибудь инопланетного города. Слушатели долго не могли понять, о чем же идет речь, «о пицце или все же о птице?»
Мы бы, например, не смогли в таких условиях оценить показания тайных свидетелей. В перерыве между их выступлениями «ничего не видящие и ничего не слышащие» жаловались на то, что «в районных судах давно установили нормальную технику, а в областном почему-то нет».
Доллары за машину
В зале суда был допрошен еще один свидетель, правда, лицо свое прятать он не стал. Мужчина, приехавший из Курска, рассказал, какими деньгами с ним расплачивался подсудимый за «Фольксваген Пассат» сразу после переезда в другой город (именно на этой машине Николай Державин совершил ДТП, после которого были получены заветные отпечатки пальцев – прим.ред).
– Первый раз мы встретились, познакомились, обговорили, что ему нужно. Он сказал: «Машину «Пассат», серебристого цвета». Я ему объяснил: «У нас так заведено, что нужно делать небольшую предоплату». Потом созвонились, он дал задаток – тысячу или две тысячи долларов. Когда пригнал машину, показал ему ее. Через какое-то время мы рассчитались.
На вопрос прокурора Дениса Гриценко «Какая была общая стоимость автомобиля?» мужчина ответил:
– Вы знаете, точно я не помню. Четыре или пять тысяч долларов. Где-то в этом районе. Утверждать я не буду, потому что столько лет уже прошло.
По всей видимости, озвученная информация играет не последнюю роль в расследовании дела в суде. Присяжным придется определиться, связаны ли между собой два факта – покупка электриком за доллары автомобиля и исчезновение валюты из сейфа покойной госпожи Поротиковой.
Галина Поротикова (принт-скрин программы «Человек и закон», выпуск 6 марта 2015 года)
«Я не верю, что мой брат мог совершить убийство»
Поддержать Николая Державина на заседание суда пришли его дочь и брат. Последний, находясь в приподнятом настроении, рассказал журналистам о том, что думает о произошедшем 14 лет назад.
– Как и все родственники, я, конечно, не верю, что мой брат мог совершить убийство и разбой. Я надеюсь, по крайней мере, что он этого не делал. Он всегда отличался спокойствием, прагматичностью и рассудительностью. Но есть судебные органы, они что-то доказывают, судья принимает решение, – сказал Виктор Державин. – Вообще, для меня это непонятная новость. Было что-то или нет? Я думаю, что человек не помнит, что было позавчера. А что было 15 лет назад – тем более… Один товарищ говорит, что у него в сейфе были деньги. А я вот думаю, что их не было. Я тоже могу сказать, что у меня в сейфе лежат деньги…
Сегодня гособвинение закончило предоставлять доказательства. Уже на следующей неделе сторона защиты пригласит в суд своих свидетелей. Журналисты портала
36on.ru будут следить за развитием событий.