Пандемия коронавируса жестко ударила практически по всем сферам человеческой деятельности. Страны одна за другой закрывают границы, сокращают производство, отправляют сотрудников в отпуск.
Города опустели. В Европе представители туристической сферы массово теряют работу. В считанные дни, лишившись всех клиентов, закрываются рестораны и кафе. Небольшие компании сокращают штат.
В России только по примерным прогнозам специалистов безработными рискуют стать более 8 млн. человек. Самое сложное впереди, считают предприниматели.
«Мы будем работать»
Собственный бизнес – рискованное предприятие и в более спокойные времена, что уж говорить о периоде, когда вся мировая экономика едва держится. Правительство России анонсировало меры поддержки для представителей малого и среднего бизнеса, но едва ли это поможет, когда в кафе не будет клиентов, спортзалы опустеют, а заграничным странам люди предпочтут просмотр сериала.
Поговорили с воронежскими предпринимателями о том, успели ли они почувствовать на себе удар мировой пандемии, как планируют справляться с проблемами, к которым никто не был готов, и насколько адекватны меры поддержки, анонсируемые государством.
Больнее всего сложившаяся ситуация ударила по представителям туристической, развлекательной сфер, общепиту, а также по театрам, которые в один день лишились предстоящих спектаклей и запланированных фестивалей.
– Для нашего театра очень болезненно отозвалось закрытие на карантин. На мартовские спектакли были проданы все билеты, – рассказывает актриса «Нового театра», организатор «Вербатимфеста» Мария Конотоп. – Мы отменили спектакли на электронной системе продаж, и людям автоматически вернулись деньги. Но большую часть билетов реализовала наш директор по зрителям, она работала на протяжении нескольких месяцев, очень успешно. Кому-то вернули деньги за билеты, кто-то согласился подождать окончания карантина и все же попасть на спектакль по купленным ранее билетам. Мы очень благодарны руководству Дома актера, что они пошли на встречу и не стали брать деньги за аренду помещения в марте, иначе мы бы понесли большие финансовые потери.
Очень сильно пострадал фестиваль (прим. ред. – «Вербатим» должен был пройти в апреле). На него были куплены невозвратные авиабилеты на сумму более 120000 рублей, ж/д билеты были возвратные, но произошло удержание с каждого билета в размере 210 рублей, а сдавать пришлось около 100 билетов, то есть мы потеряли все равно не малую сумму.
Турфирмы и авиакомпании в ужасе считают убытки. Им пришлось отказаться от дальнейших продаж, работать с клиентами, которые уже успели приобрести авиабилеты и туры:
– Из-за коронавируса туристический бизнес умер! – говорит руководитель магазина путешествий «Золотой жук» Ксения Жукова. – И произошло это очень быстро. Авиасообщение между странами прекращено. Многих туристов пришлось забирать на несколько дней раньше окончания их отпуска, другие даже не успели никуда вылететь. Если все это затянется, то мы станем безработными. Точнее, у нас будет очень много пустой, недоплачиваемой работы. Мы будем впустую перебронировать туры на новые и новые даты. Держать связь с туроператорами и авиаперевозчиками, которые, в свою очередь, также не могут ответить на многие вопросы. В такой ситуации, конечно, остается верить в лучшее.
И даже когда авиасообщение возобновится (а когда это произойдет, никто точно сказать не может), понадобится время, чтобы люди вновь начали покупать авиабилеты и бронировать туры.
К непростым временам готовятся и владельцы чайных, кофеен, ресторанов. Из-за «путинских каникул» (прим. ред. – президент России
объявил неделю с 28 марта по 5 апреля нерабочей) все заведения общепита могут работать только на доставку или выдачу. О том, что будет с кафе и ресторанами после 5 апреля – неизвестно.
– Пока мы столкнулись с решаемыми техническими проблемами: замедление поставок, колебания спроса, необходимость решать задачи по усиленной дезинфекции и работать на опережение в коммуникации с гостями, – рассказывает владелица одной из чайных города Анна. – Предполагаю, что это ничто по сравнению с тем, что будет дальше, особенно, если развиваться будет по европейскому сценарию.
– В целом посетителей меньше, но сейчас эти колебания соотносимы с колебаниями из-за перемен погоды и дней недели. По разговорам и поведению гостей мы видим, что есть те, кто сокращает коммуникацию: приобретает чай и уходит или вообще переходит на заказы доставки, есть те, кто пока считает, что эпидемия до Воронежа не дойдет, либо ее риски преувеличены. Что касается последствий происходящего – они для всех разные. Одни в состоянии уйти в глухой карантин на два месяца, растопив финансовый жирок и воспользовавшись запасами, у других этой подушки нет.
Около 80% малого и среднего бизнеса в нашем регионе – это сфера торговли. И здесь сейчас грядут большие изменения.
– Пока мы работаем в плановом режиме и придерживаемся плановых показателей, – рассказывает создатель и руководитель цветочного бара «Чабрец» Константин Мухин. – Да, возможно у нас и правда стало меньше посетителей, люди в последнее время реже ходят по магазинам. Со следующей недели, во время так называемых «государственных» каникул, думаю, мы остро почувствуем изменения и полностью перейдем на доставку. Конечно, сложившаяся ситуация не так сильно затронет флористический мир, в отличие от той же сферы общепита. Но люди перестают отмечать дни рождения, переносят свадьбы и другие мероприятия. Так что изменения уже происходят.
На этот случай у нас разработан план мер. Первое – это забота о сотрудниках. Чтобы они добирались на работу даже в закрытую студию на такси, также мы будем сокращать количество рабочих дней. Во-вторых, доставка для наших клиентов, скорее всего, будет бесплатной и, по желанию, бесконтактной. То есть курьер приехал, оставил цветы под дверью, уехал. Заказ заранее оплачивается онлайн.
Сложнее всего сейчас придется тем, кто совсем не сможет работать или только начинает свой путь, у кого нет клиентской базы. Но в той или иной мере это коснется всех. Покупательская способность падает, люди сейчас озабочены другим.
– Все, что предлагает правительство – это отсрочки, – считает Константин. – Если, например, это продлится три месяца, откуда предприниматели возьмут деньги, чтобы заплатить налоги, аренду, оплатить работу поставщиков? Единственные меры, которыми сейчас может помочь предпринимателям, это объявить форс-мажор, настоящий карантин, чтобы предприниматели могли максимально сократить издержки и расходы. Сейчас очень важно государству поддержать малый и микробизнес, потому что, возможно, после карантина он будет стерт с лица Земли. А это очень сильно ударит по экономике.
Предпринимателям, которые не привязаны с конкретной локации и работают без штата сотрудников в этой ситуации легче многих:
– На мой бизнес ситуация никак не повлияла, честно говоря, я ее пока не замечаю, – признается специалист по физической реабилитации и лечебной физкультуре Виктор Васильев. – Посетителей в тренажерных залах становится меньше. Лично в моей практике загруженность по-прежнему приближена к максимальной, запись желающих на несколько недель вперед ее обеспечивает.
UPD. Напомним, что торговые центры, кафе и парки закроют в Воронеже из-за коронавируса. Спортзалы также будут закрыты.
Проблемы в бизнесе и умение их решать зависит от гибкости мышления самого предпринимателя.
– Перепрофилировать ориентацию бизнеса, подстроиться под изменяющиеся условия внешней среды – и все будет хорошо. Сфера моей деятельности связана с физической и медицинской реабилитацией, ее осуществление возможно в максимально различных условиях. Я планирую работать с такой же плотностью, как и до этого, вопрос только в выборе инструментов работы и форм взаимодействия с людьми. Шаткий и нежизнеспособный бизнес развалится в первые же недели. Востребованные направления характеризуемые актуальностью, качеством, гибкостью – выживут не зависимо от сложности ситуации, – считает Виктор.
– Мы уже столкнулись с небольшими проблемами. Во-первых, это паника среди клиентов: не все понимают, что делать, и в срочном порядке снижают маркетинговые расходы, во-вторых – клиенты замораживают выплаты, то есть возрастает дебиторская задолженность, – рассказывает Надежда Фурманова, генеральный директор студии Semantica.
Помимо этого, «Семантике» пришлось в срочном порядке перестраиваться на новый формат работы: распускать сотрудников по домам, организовать дистанционную работу. С этим тоже были связаны определенные сложности. В основном из-за того, что сделать все было необходимо в максимально сжатые сроки. Но сейчас агентство продолжает функционировать, работники обеспечены всем необходимым.
– В дальнейшем выживут те, кто начнет сейчас не резать бюджет, а будет заниматься развитием бренда, – считает Надежда.
Среди маркетинговых агентств, например, высокая конкуренция. И если пытаться переждать трудный период, используя финансовую подушки безопасности, то вернуться в строй потом будет довольно тяжело.
Что касается «Семантики», то в ближайшее время будут оптимизированы задачи внутри компании, вероятно, поменяется система взаимодействия с клиентами (в том числе переход на 100%-ую предоплату). Но глобальных проблем в этой сфере рассчитывают избежать.
Выживет ли малый бизнес в эпоху коронавируса
– Через сколько сложившаяся ситуация убьет бизнес? Зависит от защитного слоя, которым бизнес оброс, – считает хозяйка чайной Анна. – Знаю некоторые приятнейшие проекты, которые уже закрылись и не факт, что откроются. Кто-то уйдет, кто-то перетерпит и вернется, кто-то адаптируется, уверена, кто-то сумеет и прокачаться.
Льготы, выплаты и каникулы – это хорошо, особенно, с учетом того, что для некоторых малых предприятий устроить неделю оплачиваемых выходных – это само по себе заметный кризис. Но мне кажется, что лучшая мера – это сделать сейчас все, чтобы не допустить стихийного развития заболевания. Лучше закрыться на три недели и сесть в глухой карантин, чтобы потом вернуться к нормальной жизни, чем до последнего пытаться что-то заработать и компенсировать, а потом месяцы полыхать от неконтролируемой эпидемии, теряя людей и надежду на восстановление привычного миропорядка.
Власти, и на федеральном и на региональном уровне, обещают бизнесменам активную поддержку. Но не все предприниматели считают предпринимаемые государством меры адекватными в сложившейся ситуации, и достаточными. Мы связались с заведующим кафедрой экономики и управления организациями экономического факультета ВГУ Юрием Трещевским и поговорили с экспертом о сложившейся ситуации.
– Все зависит от продолжительности происходящего. Если ситуация затянется дольше, чем на месяц, то, можно будет говорить о масштабных проблемах для предпринимательского сектора. Вероятнее всего, многие представители малого и среднего бизнеса в этом случае разорятся. Если карантин продлится неделю – я не вижу в этом ничего страшного.
Особенно тяжело придется реальному сектору экономики, тем, для кого необходимо присутствие на производстве и у кого есть наемные работники, считает эксперт. Индивидуальным предпринимателям в этом плане будет проще. В особенности тем, кто работает в дистанционном режиме.
Предпринимаемые правительством меры по поддержке малого и среднего бизнеса позволят сгладить ситуацию, но в полной мере поддержать предпринимателей вряд ли способны. Расходы, не связанные напрямую с производством – в том числе и арендная плата – останутся. И их в любом случае придется компенсировать.
В случае объявления форс-мажорной ситуации действительно возможно неисполнение подобных издержек. Но и уход в судебные процессы – не лучший вариант.
Искать выход из любой ситуации
Можно сидеть и киснуть, а можно выдохнуть и найти выход. Воронежские бизнесмены сидеть сложа руки, принимая сложившуюся ситуацию как данность, не собираются. Да, повлиять на ситуацию глобально невозможно, но можно научиться играть по новым правилам.
Итак, какие шаги собираются предпринимать представители малого бизнеса, чтобы не остаться за бортом?
Аренда
Для предпринимателей аренда помещений – постоянная и, для многих, самая крупная статья расходов. В ряде европейских стран бизнесменам пообещали отсрочку по выплатам и снижение арендной ставки (как это будет происходить – пока не ясно). Аналогичные меры поддержки окажут и россиянам. Правда, премьер-министр Михаил Мишустин объявил о временной отсрочке арендной платы только для тех, кто арендует площади у города или государства. При том, что большинство бизнесменов снимают помещения у частников. То есть единственный способ – договоренность с арендодателем.
Донаты и краундфандинг
Не новая для России практика – донаты от лояльной аудитории. Многие кофейни предлагают приобрести карту на n-ное количество напитков или конкретную денежную сумму, которую можно потратить на покупку позиций из меню в будущем. А пока приобретенные сертификаты позволят выплачивать зарплаты сотрудникам. Краундфандинговые системы уже доказали свою состоятельность. Но здесь очень важно уже иметь свою аудиторию.
Выход в онлайн
Артисты «Нового театра» не отчаиваются из-за отмены спектаклей, а ищут возможности взаимодействовать со зрителями дистанционно. В планах – онлайн-спектакли, разнообразные конкурсы и викторины, прямые эфиры.
Аналогичное решение приняли и другие театры. Многие выложили видеозаписи своих постановок в открытый доступ и таким образом смогли получить аудиторию по размерам значительно превзошедшую количество зрителей на одном спектакле.
Онлайн-премьеру «Рассказы» в «Никитинском театре» 25 марта посмотрели более 4000 человек. Стоит ли говорить о том, что зал театра вмещает куда меньшее количество зрителей?
Доставка
– Мы планируем минимизировать текущие расходы, сконцентрироваться на том формате коммуникации, который доступен. Мы умеем не только взвешивать и наливать, мы умеем разговаривать, теперь будем делать это онлайн, – говорит хозяйка чайной Анна.
В Европе многим заведениям пришлось в срочном порядке перепрофилироваться, чтобы не закрыться вовсе: кто-то переделывает меню, нанимает курьеров и срочно организовывает доставку заказов на дом, кто-то – устанавливает заграждения прямо около дверей, вешает меню у входа и работает «take away» (прим. ред. – еда на вынос).
– Самая большая ошибка, которую вы можете сейчас допустить – уйти отдыхать на выходные, уехать на дачку жарить шашлык в надежде, что потом все вернется на круги своя, – пишет у себя в Instagram Павел Бусыгин, владелец сети кофеен Perfetto Caffe. – Шашлычники и дачники могут вернуться к разбитому корыту, отсутствию бизнеса или рабочего места. Продолжаем работать, трансформировать бизнес и мышление. Приспосабливаться к новым условиям, которые, скорее всего, будут новой реальностью. Мы сегодня запускаем «Яндекс.Доставку». И, возможно, это будущая реальность кофеен и общепита на ближайшее время. Да, может не прокатит и не будет пользоваться спросом. Хотя есть большое количество удаленщиков, которые любят кофе и не хотят готовить его сами. Будем смотреть на результаты и думать дальше.
О смене формата работы говорят и другие предприниматели:
– Если ситуация будет ухудшаться стремительно, мы сами перейдем на режим работы через окно, или на доставку, или вообще временно закроем точку – в зависимости от критичности положения (прим. ред. – что будет с кафе и ресторанами после 5 апреля – сейчас неизвестно), – рассказывает Анна. – Понятно, что все чайные сейчас посматривают друг на друга и никто не хочет быть первым, кто закроется, чтобы наименее лояльные гости не перешли в другие заведения. Паниковать мы не станем, но и рисковать здоровьем гостей и сотрудников, работая втихую – тоже.