Над обвиняемым в убийстве двоих бойцов ЧВК «Вагнер» начался суд в Воронеже

Воронежцев предупредили о магнитных бурях, которые будут бушевать два дня

Электрика из Воронежа мошенники обманули почти на 2 млн рублей

Банду обнальщиков, обогатившихся на 20 млн рублей, задержала полиция в Воронеже
 

Густой туман накрыл Воронеж 24 апреля

В центре Воронежа перекроют улицы 25 апреля

Опоздавшая к рейсу семья из Россоши пыталась вернуть 255 тысяч рублей за билеты

Воронеж должен установить абсолютный температурный рекорд из-за аномального тепла в апреле

В пригороде Воронежа осколки сбитого беспилотника упали на СНТ: произошел пожар

Призывник из воронежской Бутурлиновки получил штраф за уклонение от военной службы

Воронежцев испугали похожие на взрывы громкие звуки

Бухгалтера управления физкультуры и спорта обвиняют в присвоении 6 млн рублей в Воронежской области

Жители домов в Железнодорожном районе Воронежа временно останутся без холодной воды

Трудовая инспекция начала свое расследование после смертельного пожара на воронежском заводе
 

Воронежцев эвакуировали из ТЦ «Галерея Чижова»

«Это портал?». Воронежцы поделились кадрами огромной ямы у парковки 

История об избиении 14-летней девочки в Воронеже дошла до Бастрыкина 

За год в Воронежской области сократилось количество крупного рогатого скота

20 пожарных расчетов борются с огнем на улице Солнечной в Воронеже

Большинство воронежцев не готовы отказаться от наличных

Воронежцы не могут добиться расселение признанного опасным для проживания векового деревянного дома

Синоптики рассказали о погоде в Воронеже на длинной рабочей неделе

Рок-фестиваль «Чернозём» может вернуться в Тамбов

Молодого водителя BMW оштрафовали за дрифт под окнами домов в Воронеже

Разбитые пробирки с кровью на дороге напугали воронежцев

Воронежцев попросили не пугаться сирен сегодня днем на левом берегу

В Воронежской области подорожали сосиски, помидоры и чай. 

Жара до +26 градусов ожидается в Воронеже в выходные

Боец из Воронежской области погиб в зоне СВО
 

В Воронеже у «Максимира» заметили много пожарных машин: из ТЦ эвакуированы десятки человек

Авторы 6691

Федеральные активисты встали на защиту усадьбы Гарденина в Воронеже

some alt text
В пятницу, 21 февраля, во время пешеходной экскурсии по историческому центру Воронежа краевед Ольга Рудева и историк Александр Никитин рассказали гостям столицы Черноземья о плачевном состоянии старых домов, расположенных на территории бывшей усадьбы купца Потапа Гарденина.
 
 
О том, что Воронеж может потерять уникальные постройки 1720-40 годов, узнали руководитель проекта ОНФ «Добровольцы культуры», писатель и политик Захар Прилепин, а также режиссер, соорганизатор фестиваля «Русское лето» Сергей Пускепалис и дочь известного актера Ивана Охлобыстина Анфиса, вступившая на днях в новую партию «За правду».
 
 
Ольга Рудева напомнила, что дом №12 по Фабричному переулку, входивший в комплекс зданий владельца крупной суконной фабрики, был полностью расселен несколько лет назад. После этого в постройку, известную как «дом с раковинами», начали захаживать кладоискатели – они вскрывали родные дубовые полы в поисках неких сокровищ, тем самым уничтожая памятник истории. Затем сюда пришли бомжи и наркоманы, вследствие чего здание пережило несколько пожаров. В 2013 году ценный объект собирался реанимировать воронежский бизнесмен и меценат Владимир Бубнов, однако из-за экономического кризиса этим планам не суждено было сбыться. 
 
 
В 2019 году власти заявили о намерении передать «дом с раковинами» в аренду за 1 рубль в рамках специальной программы – новому владельцу предстояло бы за 7 лет восстановить здание. Однако желающих не нашлось. Сейчас дом №12 находится в федеральной и муниципальной собственности. Но ни мэрия, ни Росимущество не могут привести его в порядок.
 
–  В прошлом году мы выяснили, что дом Гарденина находится в собственности на 60% у Росимущества и на 40% у мэрии. Ни одни, ни вторые не могут выделить деньги даже на противоаварийные работы, чтобы дом не разрушался, не говоря уж о реставрации. Но ни у тех, ни у тех нет оснований, потому что нет полного права собственности, – рассказал историк Александр Никитин.
 
 
Примечательно, что дом был поставлен на госохрану в 1926 году, однако недавно он выбыл из реестра памятников федерального значения. Как считает Ольга Рудева, это произошло из-за недосмотра – «возможно, секретарша пропустила строчку».
 
Соседняя постройка – дом №10 по Фабричному переулку, – которая была признана самым старым гражданским зданием Воронежа, тоже находится в запущенном состоянии. В XVIII веке часть ее помещений использовалась для суконной мануфактуры. После революции здесь располагалась арестантская полурота, затем тут жили обычные люди. Здание было расселено в 2005 году.
 
 
– Наши госорганы не считали его ценным... У нас очень своеобразно работала инспекция по культурному наследию в 80-90е годы. Было так: «Да это 19-й век. Ничего страшного». Историк Павел Попов с московскими специалистами обследовал кирпичи и доказал, что это 18-й век, и здание заслуживает совсем иного отношения. Но поскольку тогда госорганы занимали другую позицию, здание совершенно спокойно было продано частному лицу, – рассказала Ольга Рудева.
 
Застройщик по неизвестным причинам не успел возвести здесь высотку. Краевед предполагает, что здание не «сковырнули», из-за того, что «частное лицо было не настолько богато». Далее один из осведомленных гостей экскурсии назвал это «лицо» по имени Константин и попросил рассказать его товарища, присутствовавшего на мероприятии, о планах по использованию постройки.
 
 
Отметим, что ранее в СМИ проходила информация о том, что одним из владельцев дома №10 может быть воронежский политик и бизнесмен Константин Ашифин. В 2013 году компания «Квант» разработала проект реставрации бывшей «полуротки», но воплотить идеи в жизнь не получилось.
 
– Сначала хотели построить исторический квартал на всем Фабричном. Идея обсуждалась и померла. Что с ним делать, никто не знает. Была идея к юбилею Петра I передать все это в собственность области назад, вопрос на согласовании у первого зама губернатора уже 1,5 года. Мы хотим обменять на какой-то кусок земли, где можно было бы вести разрешенную строительную деятельность, – рассказал знакомый с ситуацией воронежец Сергей. 
 
 
На вопрос общественников, что можно сделать в этой ситуации, он в шутку ответил, что, может быть, стоит позвонить чиновнику правительства области Виталию Шабалатову.
 
– Не понятно, что здесь можно построить. Жилой дом только? Если бы весь этот квартал преобразовать в исторический квартал, то это, возможно, было бы интересно. А так – вложить сотни миллионов, чтобы получить двухэтажное здание в центре города? – продолжил знакомый с ситуацией человек.
 
 
Как-то повлиять на ситуацию с реконструкцией усадьбы Гарденина, как считают градозащитники, должно руководство воронежского региона – «здесь нужны управленческие решения и политическая воля». Захар Прилепин позже сказал на пресс-конференции, что и он, и Анфиса Охлобыстина, и Сергей Пускепалис были тронуты историей старинных домов. Писатель выразил надежду на то, что люди, «причастные к принятию решений, скажут, что нужно что-то делать». Команда Захара после этого, в свою очередь, «поможет с самых разных сторон».
 
– Я не хочу быть голословным в таких ситуациях, потому что мы здесь хорошо знаем и администрацию, и надеюсь, что это не моя иллюзия, имеем дружеские отношения с людьми, которые принимают здесь решения. Здесь мы знаем и несколько людей, которые обладают финансовыми возможностями, мы в сердечных отношениях с местными активистами.
 
Естественно у нас есть разнообразный и успешный опыт во многих регионах России, где мы занимались похожей работой. А есть и не удачный, где вроде о чем-то уже договорились, но на минуту отвернулись, а там хоп – и снесли то, чем мы собирались заниматься. Поэтому всем вам кисельные берега и молочные реки наобещать... А потом вы скажете, что ничего не происходит. Этого не хотелось бы.
 
 
– Когда я вижу дом, который построен в 1720 годы, у меня сердце обмирает. Я это просто чисто по-человечески чувствую. Хочется потрогать рукой, прижаться щекой. Мне хочется, чтобы это было, чтобы потом я вернулся в Воронеж на пятый или седьмой фестиваль «Русское лето», и сказал бы: «Пойдемте друзья, покажу дом, который мы совместно с воронежцами вернули, отгрохали, выстроили». И мне будет радостно. Я, собственно, ради себя, ради друзей все это делаю. А получится или не получится – тут так много факторов, в этой всей истории.
 
 
Подробнее об истории и проблемах усадьбы Гарденина: