Колонна Ногинского спасательного центра МЧС России, выдвинулась из места постоянной дислокации утром 24 августа. Конвой – уже загруженные под завязку тяжеловозы «Камазы», «Вольво» и «Скании», машина сопровождения, джип связистов и карета скорой помощи. Один перегон по широкой, скоростной трассе М4-ДОН и ночевка в Воронеже. Сами водители конвоя говорят, что Воронеж – одна из лучших точек маршрута, воронежские спасатели осечек не делают. Всегда встретят, разместят и накормят.
Ранним утром колонна выдвигается из Воронежа. Машины держат четкий строй, все действия обговариваются по радиостанции заранее.
Вот и получается, что Вадим вместе со своим трудягой-тягачом прошел гуманитарными дорогами на 9 тысяч километров больше длины экватора Земли.
|
Впереди, после экипажа ДПС и машины сопровождения, со страшим колонны, идут длинномеры - «Вольво» и «Скании». Водитель одного из них, Вадим Айбатов ездил практически во все конвои. «Два или три пропустил – говорит Вадим – когда в институт поступал». На одометре его «Вольво» 49 тысяч километров, причем в первый конвой машина пошла с завода – новенькая. Вот и получается, что Вадим вместе со своим трудягой-тягачом прошел гуманитарными дорогами на 9 тысяч километров больше длины экватора Земли.
Завтра выезжаем в ночь
Вечером 25 августа колонна Ногинского спасцентра приходит в Ростовскую область. Здесь, в Донском спасательном центре МЧС России, основная перевалочная база перед решающим этапом операции по доставке гуманитарных грузов. Сюда приходят машины из других областей, здесь же формируется сводная колонна. Вся территория центра уставлена белыми грузовиками. Расставлены они по специальной схеме, чтобы обеспечить быстрое выдвижение колонны, один грузовик за другим. |
|||
В этот раз колонна будет состоять из двух частей – одна часть пойдет на Донецк, вторая на Луганск. Более 100 машин и 1200 тонн груза. Старт – ночью 27 августа.
26 августа - день хлопотный, суетливый. Спасатели проверяют машины и технику, связь, идет обслуживание, дозаправка, профилактические работы, инструктажи. Проводят даже специальную радиотренировку, чтобы каждый «знал свой маневр».
Последний, перед отправкой, инструктаж личного состава. Документы, внешний вид – все должно быть идеально. Проверка и сразу отбой, подъем завтра ранний.
Колонна уходит на запад
Очень красивое зрелище - поднимающееся солнце и вереница белых автомобилей.
|
В ночной тишине звук моторов далеко разносится по округе. Больше сотни тяжелых дизельных машин – шутка ли! Водители выводят грузовики из части, выстраивают их в одну колонну. Все отработано, никаких лишних движений, чувствуется четкость работы уже слаженного коллектива. В рации раздается голос старшего конвоя: «Внимание по колонне! Начинаем движение!» Конвой выходит на М4-ДОН, старт дан.
На трассе конвой разделяется. Большая часть машин уходит на Донецк, через Матвеев Курган, оставшиеся выдвигаются на Луганск. Рассвет застает в дороге. Очень красивое зрелище - поднимающееся солнце и вереница белых автомобилей. |
|||
Проверки закончены, колонна проходит КПП «Успенка», буквально в трехстах метрах от российского поста. Здесь уже стоят вооруженные ополченцы из Донецка. На лице каждого – улыбка.
Дети Иловайска
...И дети на обочинах. Разных возрастов, от малышни до подростков.
|
Колонна по узкой двухполосной дороге, в сопровождении представителей ДНР, идет на Донецк. Один из первых населенных пунктов на ее пути – печально известный Иловайск. Хотя поселок выглядит мирно, следы боевых действий еще есть – посеченные, как решето, металлические заборы, несколько разрушенных обстрелами зданий.
И дети на обочинах. Разных возрастов, от малышни до подростков. Машут руками, российским флагами, на лице радость, глаза светятся. Спасатели, притормаживая машины, на ходу через открытые окна отдают ребятишкам сухпайки, сладости – у кого что найдется.
«Такая традиция повелась, почти с первого конвоя – рассказывает водитель одной из машин – больше всего детей нас выходит встречать именно здесь. Почему – не знаю, но повелось именно так. Ну и мы стараемся не ударить в грязь лицом, даем, кто что может…». |
|||
«Мы белый «КАМАЗ» как памятник поставим…»
Иловайск, Харцизск, Макеевка – перед глазами на дорожных знаках пролетают названия населенных пунктов, которые не сходили с экранов телевизоров. Следов войны почти не видно, но не очень хорошие дороги, на которых попадаются свежие латки – заделанные воронки, напоминают о ней постоянно. Наиболее плохие участки дорог – делают, на пути попадается асфальтоукладочная техника. И везде – вскинутые в приветствии руки, улыбки, одобрительные гудки машин. На въезде в Донецк – серьезный укрепленный пост и ополченцы, приветствовавшие нас кивками головы.
Техника заходит на склад и сразу начинается разгрузка. За выгрузкой каждой машины наблюдает представитель администрации Донецка, ведет подсчет, потом на груз каждой машины составляется акт приема-передачи.
Разгрузка идет бойко, как электрокарами, так и в ручную. Грузчиками работают все подряд горожане, по желанию. После разгрузки, в качестве благодарности, добровольцев поощряют продуктовым пайком. Есть, конечно, и те, кто ради этого сюда и приходит, но большинство – явно идейные, сами приходят, друзей-родственников приводят, если работа позволяет конечно. Говорят, чем больше народа, тем быстрее разгрузка спорится. «Ну, а как? Меня ребята позвали - пойдешь? Я, конечно, пойду! Люди из России бесплатно привезли, а мы тут что, принять нормально не сможем? Это только потом узнал, что еще и паек дадут» – улыбается житель Донецка Михаил Иванов.
Продукты выдают как на складе, так и в специально оборудованных пунктах выдачи гуманитарки в городе и районах. Учет – жесточайший, сформирована специальная ревизионная комиссия по этому вопросу.
По дороге к складу слышатся разговоры местных: «Если все хорошо кончится, надо белый КАМАЗ на постамент поставить. Как памятник...»
Прямо на складе министр образования Донецкой области Лариса Полякова с удовольствием демонстрирует собравшимся журналистам новенький, еще пахнущий типографией, учебник по литературе. «1 сентября все дети младшей и старшей школы будут обеспечены учебниками – не скрывает она своей радости – школы уже прислали заявки, и мы завтра начнем распределение».
Поскольку конвой особенный, и груз принимают по особенному – представители министерства образования педантично считают пачки с учебниками, указывают места укладки и требуют от грузчиков аккуратности в разгрузке.
«700 тонн учебников, 700 тонн учебников» – как заклинание повторяет одна из считающих женщин с улыбкой на лице.
Пока идет разгрузка, просим местных отвезти в какую-нибудь конкретную точку, куда идет гуманитарная помощь. Долго не раздумывая, нас везут в среднюю школу №19 Донецка.
«А это у нас прямое попадание из миномета…9 февраля прилетело, ночью. Слава Богу, ночь, никого не было».
|
Еще на подъезде замечаю на фасаде здания новую кирпичную кладку в стене, довольно внушительных размеров. На мой вопрос, что это, вышедшая нам на встречу директор школы Ирина Кураковская, ответила, немного смущаясь: «А это у нас прямое попадание из миномета…9 февраля прилетело, ночью. Слава Богу, ночь, никого не было».
Последствия попадания внушительные – выбиты почти все окна в школе, сорвало две плиты перекрытия с крыши. Школа стоит недалеко от Донецкого аэропорта, где были ожесточенные бои. Но жизнь идет, и школа 1 сентября примет учеников. В окнах стоят новые пластиковые рамы, почти везде сделан косметический ремонт.
|
|||
Пока мы общаемся на ступеньках школы, на горизонте едва слышно раздаются звуки, похожие на раскаты грома. «Артиллерия работает…» – вздыхает кто-то из местных.
Возвращайтесь!
Дети стоят на всем протяжении дороги по поселку. Кто-то сам, кто-то на плечах у родителей. Машут руками.
И не слыша звуков, можно прочитать по губам одно-единственное слово, обращенное к спасателям. «Возвращайтесь!».
|
В час дня разгруженные машины вытягиваются в колонну по направлению к выезда из Донецка. Последние приготовления, водители забегают в магазин – купить в дорогу воду и чего-нибудь перекусить. Некоторые берут пачки конфет – для иловайских детишек, которые своим дорожным караулом будут провожать колонну.
Последние рукопожатия, благодарности, объятия. Рев заводимых моторов. Снова оживает рация: «Внимание по колонне! Начинаем движение!».
Обратно пустая колонна идет гораздо быстрее. И вот снова Иловайск. На обочинах гораздо больше детей, чем было при встрече. Колонна практически останавливается – идет раздача подарков из окон. Взрослые закидывают в «ГАЗель» сопровождения колонны арбуз – как ответный дар.
|
|||
Они в любом случае вернутся. И снова привезут подарки. Снова привезут помощь. Потому что те, кто раздает сладости детям и привозит еду, никогда не поймет тех, кто лупит из минометов по школам.
Сергей Хренов.
Воронеж-Ростовская область-Иловайск-Донецк, 24-28 августа.