Самое прекрасное время для любви — весна, считай, уже наступило. Корреспондент портала 36on.ru решила внедриться под видом клиентки в одно из воронежских брачных агентств и на себе испытать его работу. Чем они там занимаются? Действительно ли можно найти себе пару? Вопросов было много. Если вы ещё не обращались к профессиональным свахам, но хоть раз задумывались об этом, этот текст — для вас.
«Для вас — большой выбор»
В Воронеже, как я выяснила, работает около пяти брачных агентств. Для начала я решила обзвонить хотя бы три, чтобы сравнить цены, услуги, да и вообще узнать, как они работают. В первом же агентстве меня напугали:
— У нас работают психологи, я сама психолог. Если есть какие-то проблемы, мы помогаем их решить. Есть психотерапевт для тех, кто пережил трагедию, скажем, погиб муж, к нам и такие обращаются.
Кому-то это действительно нужно, но когда ты молодая и, чего уж там, вполне симпатичная девушка, переживающая «депрессии» разве что из-за пролитого на брюки кофе, а к тебе заранее относятся, как к больному и предлагают лечение, это пугает. Впрочем, это всего лишь предложение, услуга агентства, но от греха подальше, я решила, что к ним не пойду.
Похоже, что штат брачных агентств небольшой — один, два человека, с очень скромным офисом. Другая девушка рассказывала об услугах своего агентства из автобуса или маршрутки: было слышно, как объявляли остановки. Я в тот момент, даже забыла, о чём спрашивала: пыталась представить выражения лиц соседей-пассажиров:
— Сколько вам лет?
— 28.
— Для вас большой выбор.
В этот момент я почувствовала себя в магазине. Не совсем понятно было, почему для меня «большой выбор». А если я предпочитаю мужчин старше себя? Но сложно было отказаться от искушения, и я и «вошла в роль»:
— А насколько большой выбор? Что за контингент?
— Социальные низы к нам не приходят.
Фу, выдохнула. Ну, славно. Мы же ищем себе принца, а не дядю Васю с третьего подъезда. Однако выяснилось, что будущих супругов на судимость не проверяют — дорого. Зато заверили, что «из опыта, такие к нам не обращаются, такие ищут себе девушек через сайты знакомств». В следующем агентстве мне принца не пообещали, но одного-единственного, сказали, будем искать:
— Я всегда размышляю, как ответить, когда у меня спрашивают, большая база или нет. Что значит большая? Для кого-то много, это больше, чем один. И, девушка, мы что делаем? Ищем одного-единственного или перебираем всех подряд?
Конечно, хотелось бы иметь выбор, подумала я, но вслух говорить не стала. Вместо этого сказала:
— Ну, конечно, одного.
В итоге, я решила выбрать это, третье агентство, где 28-летней девушке не предлагают с первых минут разговора залечивать душевные травмы и весь набор супермаркета.
Навечно клиент
Для того, чтобы стать клиентом брачного агентства, нужно немного: паспорт, одну или несколько фотографий и деньги. Паспорт ваш изучат внимательно — посмотрят все страницы, даже пустые, и тут же вернут, ксерокопии не делают. Фотографии вы можете принести с собой в бумажном или цифровом виде. Если их нет — не беда. Фото сделают на месте, это входит в стоимость услуг.
Диапазон цен в брачных агентствах колеблется от 2 до 15 тысяч рублей. Как пояснили мне сразу в нескольких агентствах, воронежцы обычно покупают стандартную программу. Стоит она везде одинаково: 2 тысячи рублей. За эти деньги вам будут искать жениха в Воронеже или соседних городах. Срок договора неограничен. Он действует, пока вы находитесь в поиске. Считайте, что единожды заплатив 2 тысячи рублей, вы попадаете в клиентскую базу навечно. Ведь даже найдя свою половину, через год или два вы можете её потерять, и тогда велкам в брачное агентство!
После того, как вы заключите договор, вам дадут ознакомиться с базой. В первый раз предложат порядка 40 человек в соответствии с возрастом. Так, по крайней мере, мне пообещали. В одном месте это будет папка с распечатанными анкетами, я была в том агентстве, где вашего возможного будущего мужа или жену вам будут показывать по монитору ноутбука.
— Я заключила договор, посмотрела базу, а что дальше?
— Наиболее эффективный способ, который мы рекомендуем, это проявить активность: позвонить первым. Если вы категорически против этого, мы можем сделать звонок за вас. Вы можете занимать пассивную позицию: ожидать звонков от мужчин, которым вы приглянётесь. Мы будем показывать вашу анкету нашим старым клиентам и новеньким, которые будут приходить в агентство.
Как это работает на самом деле
Встреча мне была назначена на следующий день после звонка, так как: «Сегодня у меня клиент». По этой фразе я сделала вывод, что весь штат агентства — это один человек, и самих клиентов немного. Уже потом я вспомнила и пожалела, что не обратила внимания на другую фразу: «Если бы я за день общалась с несколькими клиентами, меня бы не стало. Я с одним общаюсь от двух до шести часов».
Брачное агентство находится практически рядом с центром города, в обычном офисном здании. На соседних этажах какие-то компании, вроде турфирм. Само агентство это маленькая комнатка метра на два, стол, два стула, шкаф для одежды, сейф для документов и денег, маленький вентилятор на столе и календарик на стене.
Я, честно говоря, ожидала чего угодно, но только не промывки мозгов на три часа. Ровно столько я провела в агентстве. Первые полчаса ушли в разговоре «за жизнь брачных агентств»:
— А куда вы ещё обращались? А почему выбрали нас? А что вы думаете о других агентствах?
— Ой, я вам по-женски так скажу, какая у вас необычная кофточка!
— Ко мне однажды девушка пришла, принесла халвы.
Я рассказывала про конкурентов, слушала историю про тренинг, на который руководитель агентства ходила вместе с дочкой, мотала на ус историю про мужа, сочувствовала ситуации с мамой, которая недодала в детстве руководителю агентства любви, и терпеливо ждала, когда же, наконец, мы заполним анкету, и мне будут выбирать пару. Было ужасно любопытно, как же это будет проходить, но разговоры всё текли и текли. Я решила, что раз я пришла искать любовь всей жизни, а это дело непростое, то надо просто выдохнуть и расслабиться.
Перед заполнением анкеты, меня предупредили: она очень большая, на три листа. Оказалось, что совсем не большая, но заполнять её можно бесконечно долго. Анкета, в целом стандартная: имя, фамилия, цвет волос и глаз, рост, вес. И дальше типичные вопросы: «Хотите ли вы детей?», «Допускается ли наличие детей у мужчины?», «Как вы оцениваете свой уровень дохода?», «Отношение к алкоголю?», «Важно ли материальное состояние мужчины?», «Есть ли у вас домашние животные?», «Может ли мужчина быть курящим?» и так далее.
На заполнение этой анкеты в другом случае у меня ушло бы 15 минут. Однако на первом же вопросе «Хотите ли вы иметь детей и допускаете ли их наличие у мужчины», пришлось остановиться на час обсуждения. На мои честные ответы: «Не уверена, что хочу», «Нет, я не хочу, чтобы у моего будущего супруга были дети от другого брака» последовал часовой монолог из которого выходило, что если женщина не хочет детей — с ней что-то не в порядке. Меня начали «лечить»:
— Что произойдёт, если у вас появятся дети? Как изменится ваша жизнь?
— Я вам скажу, что сложнее завести собачку или кошечку. Ребёнка проще. Дети — прохожие в нашей жизни.
На меня высыпали, как из коробки, кучу штампов:
— Вы не можете быть ответственны за других людей. Вы можете нести ответственность только за свою жизнь.
И всё-таки отправили к специалисту:
— Мне кажется, у вас в детстве была какая-то травма. Я бы посоветовала этот вопрос обсудить с психотерапевтом.
В итоге, властным решением руководителя брачного агентства было определено:
— Вам будет проще найти мужчину, если будет стоять «Да».
И в графу «Хочу ли я иметь детей» было твёрдо вписано «Да».
Следующий пункт: «Вы пьёте?»
— Нет.
— Я напишу «Редко».
— ?
— Это же Россия. Некоторые мужчины считают, что если женщина совсем не пьёт, с ней что-то не в порядке. Потом, на встрече, сами объясните мужчине.
— Как вы относитесь к национальностям? Кого мы ищем — русского?
— Ну, думаю, да. А вы что, хотите мне узбека предложить? — мне стало даже интересно.
— Нет, узбеков нет. Я их и не беру. Зачем, если всё равно найти им пару нереально? Есть украинцы и белорусы. Запишу: «Ищем славянской внешности».
— Какую религию вы исповедуете: православие или атеизм?
— А что, у вас только два варианта? А если я, скажем, буддист?
— Обычно эти два варианта говорят. Так что мне записать?
— Пишите «агностик».
— Какие вы слова знаете!
— Я — агностик! — если насчёт детей и алкоголя я не стала спорить, но тут решила твёрдо стоять на своём.
— У меня раньше не было таких клиентов! Какая вы умная и интересная женщина!
— Вы принесли фотографии? Ох, ну что же вы принесли. Одну оставлю, остальные удалю.
— Да, а почему? Вы знаете, я ведь сама фотограф, немного в этом понимаю. Я выбрала снимки, где я «как в реальности», которые к тому же сделаны профессионалами. У меня достаточно много откровенных и «зафотошопленных» фотографий, и я знаю, что на них точно «клюнут», но я хочу, чтобы на меня обратили внимания именно по снимкам, где я настоящая.
— Так, девушка, мы, прежде всего, должны продать «витрину».
— Но я не хочу…
— Не надо бояться своей сексуальности.
— Я не боюсь…
— Не спорьте, я давно работаю в брачном агентстве, я знаю.
Я всё жду, когда же мы будем, наконец, подбирать мне пару. Спустя два с половиной часа мне предлагают только оформить договор. В договоре стоит одна подпись, печати нет. К нему выдают квитанцию с оплаченной суммой. Мне продолжают рассказывать какие-то истории «за жизнь». Какие бывают клиенты («Однажды приехал, сказал: «Из посёлка», оказалось посёлок «Рублёвский»), как проходят свидания («Одна клиентка после свидания сказала: “Фу, какой, больше не пойду с ним”, я ей предложила присмотреться, дать второй шанс, а через месяц она звонит и говорит: “Присмотрелась, вроде ничего, встречаемся”»).
К концу третьего часа мы, наконец, приступаем к выбору кандидатов. Жду, что мне предложат, как и обещали в разных агентствах, хотя бы 40 анкет. Ко мне поворачивают ноутбук, на котором только что заполняли мою анкету. Внутри папки «Клиенты, мужчины» находится ещё штук 50 или 70 папок. Однако оказывается, что подобрать мне пару не так-то просто: практически все были когда-то женаты и имеют детей. Возвращаемся к прежнему разговору:
—Вы уверены, что не хотите, чтобы у мужчины были дети?
— Не хочу.
— С вами явно что-то не в порядке. Так, вот, нашла, у этого никогда не было детей.
Мне показывают анкету, я сразу понимаю, что ни в жизни не пойду на свидание с этим, может, и милым, но кривеньким и косеньким «на левое ухо», парнем. Однако мы ещё минут 15-ть любуемся на эту анкету. Наконец, показывают другую. Снова понимаю — мимо. Тоже самое со следующими двумя анкетами. На этом «выбор» заканчивается.
— Вы боитесь дать себе шанс. Я вам расскажу сейчас историю. Однажды был тренинг, девушкам нужно было попросить у незнакомого человека на улице купить еды. Одна попросила пакетик семечек, а другая торт и шампанское. Каждая получила своё. Мораль такая: мы получаем то, что просим. Не бойтесь, дайте себе шанс, встретитесь хоть с одним.
— Да я не боюсь, мне просто эти рожи не нравятся.
В агентство я пришла молодой, красивой, довольной жизнью и немного одинокой, а ушла раздавленной, с целым комплектом комплексов и проблем. Так, по крайней мере, я себя ощущала в тот момент. Понадобилось ещё несколько часов, чтобы я сбросила с себя всё то, что на меня пытались «повесить». Почему-то в брачном агенстве к вам заранее относятся как к неудачнику, пытаются «лечить», пичкают нравоучениями и штампами. Вы для них — жертва неудачных отношений. Впрочем, судя по всему, именно такие люди и обращаются в агентство. И им подыскивают таких же. Если вы яркий, творческий человек, вам, с уверенностью могу сказать, делать в брачном агентстве совершенно нечего. На вашу индивидуальность здесь не посмотрят, а будут искать проблемы, попутно вешая штампы. Так, если вас не устраивают кандидаты — значит, проблема в вас. После посещения брачного агентства я отправилась в кафе: приходить в себя после «прессинга». За соседними столиками сидели сразу несколько симпатичных, ухоженных, с признаками наличия мозгов в черепной коробке, мужчин. Всё-таки мир цветной, успокоила я себя, и заказала любимых роллов и кофе с корицей.