Какую роль играют медиа в создании нового миропорядка

В Воронеже на детской площадке заметили маму с лисятами

 

Выяснилось, сколько воронежцев пострадали во время страшного урагана
 

Воронежцам назвали первоочередные 12 зон отдыха, подлежащие благоустройству

В Воронеже за год спрос на аренду студий вырос на 18%

«Ночь музеев-2024» в Воронеже: куда идти и что смотреть

Рационализм вчерашнего дня, к сожалению, будет слегка приглушен. На первый план выйдут эмоции, причем, не факт, что позитивные.

В Воронежской области подорвали 14 мин времен ВОВ

Две девушки ответят в суде за поцелуй в баре в центре Воронежа

На XII Медиафоруме в Воронеже выяснили, как побеждать в инфовойнах

В Воронежской области с начала 2024 года выявили 23 случая бешенства у животных

В парках Воронежа пройдут концерты под открытым небом

На XII Медиафоруме в Воронеже выяснили, как побеждать в инфовойнах

Заведующую кафедрой воронежского вуза осудили за взятки от студентов
 

Женщина и подросток пострадали в ДТП с перевернувшимся автомобилем под Воронежем

Популярный бар закрыли в центре Воронежа

Эмоциональность предыдущих двух дней пойдет на спад, начнет включаться рациональное мышление.

В Воронеже ищут подрядчиков для осенней высадки более 500 деревьев

В Воронеже задержанным на стадионе «Факел» мигрантам вручили повестки

Юных диверсантов отправили под стражу за поджог железной дороги под Воронежем

Синоптики рассказали, когда в Воронеже ожидается дождь

Душевное состояние у многих людей сегодня будет, увы, не лучшим.

Мусорный полигон горит в Воронежской области

Жительница Воронежской области попалась на “сладком” мошенничестве
 

Глава администрации Петропавловского района Воронежской области Юрий Шевченко ушел в отставку

Екатерина Мизулина встретится со школьниками и студентами в Воронеже

Воронежские врачи спасли пациентку из Белгорода с редчайшим заболеванием

Стало известно, подорожают ли продукты после гибели урожая в Воронеже

В Воронеже строительство стадиона «Факел» планируют завершить к середине июля

Воронежскую область накроет новая магнитная буря

Авторы 941

Армения-Азербайджан: война отменяется пока, а Нагорный Карабах, похоже, навсегда

some alt text
19 сентября Азербайджан начал новые боевые действия на границе с Нагорно-Карабахской Республикой. Официальный Баку объяснил это необходимостью восстановить конституционный статус и азербайджанские органы власти на этой территории. Армения заявила, что её войск на территории НКР нет. До этого, 13 сентября, армянский премьер-министр Никол Пашинян в интервью американской Politico ещё раз сказал, что признаёт границы Азербайджана на 1991 год. 
 
Следовательно, подтвердил подписанное 6 октября прошлого года Пражское соглашение, в котором Армения выразила приверженность Алма-Атинской декларации 1991 года. Иными словами, отказалась от оспаривания статуса НКР, независимость которой она и так официально не признавала. Поэтому и военное противостояние между азербайджанской армией и вооружёнными силами Арцаха на этот раз было недолгим. Баку выдвинул ультиматум, и власти Степанакерта его приняли, не имея возможности противостоять подавляющему превосходству азербайджанской армии. 
 
 
Что к этому привело? 
 
Этому предшествовали события, которые сыграли определяющую роль в том, что происходит сегодня. Осенью 2020 года 44-дневная война между двумя кавказскими республиками закончилась неоспоримой победой Азербайджана. По результатам мирного соглашения 10 ноября Армения отдала Агдамский, Кельбаджарский и Лачинский районы. Четыре других района, находившихся в руках армян с момента завершения первой войны в 1994 году, — Джебраильский, Зангеланский, Кубатлыйский и Зангеланский — к моменту заключения мира уже были в руках Азербайджана. К Баку также отошёл город Шуша и ещё ряд территорий в Карабахе. 
 
Под контролем армян остались Степанакерт (Ханкенди), Мардакерт (Агдере), Мартуни (Ходжавенд) — части бывшей НКАО, не захваченные азербайджанской армией, и горный Лачинский коридор длиной в 5 километров, соединяющий Арцах с Арменией. Гарантами безопасности в регионе стали российские миротворцы, которые заняли полосу примерно в 3 тысячи километров на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе (зоны «юг» и «север») и в Лачинском коридоре (семь наблюдательных пунктов).
 
Безотказно сработала формула: «устрой цветную революцию — потеряй территории». На этот раз в отношении Армении. Как до этого в разных контекстах было в Югославии, Грузии и на Украине. Азербайджан в результате осенней войны 2020 года вернул часть своих районов, Россия предотвратила полный разгром Армении в Арцахе и сохранила своё военное присутствие в Закавказье, Турция консолидировала влияние на Азербайджан и на регион в целом. Потеряла Армения. Но чего можно было ожидать, когда Азербайджан интенсивно перевооружался и готовился к войне, а в Армении после прихода к власти в 2018 году сторонника Сороса Пашиняна размножались американские НКО и закрывались русскоязычные телеканалы. 
 
Россия тогда не вмешалась в вооружённый конфликт. Формально это произошло, потому что Москва не имела обязательств перед Ереваном по статье 4 Договора о коллективной безопасности (в рамках ОДКБ). Ведь война шла в официально признанных границах Азербайджана. Но фактически это во многом объяснялось тем, что у власти в Ереване находится режим, пришедший в здание на Республиканской улице, 1 уличным, силовым путём. Но именно тогда, в апреле-мае 2018 года, Москва не оказала поддержки пророссийскому правительству Сержа Саргсяна. И фактически ничего не сделала, чтобы предотвратить усиление проамериканских сил в стране, которые и взяли власть в свои руки. 
 
Вероятно, это произошло не только по причине инертности кремлёвской политики на постсоветских территориях, которая принесла России немало проблем. Но и потому что соросовец Пашинян выглядел для либерально-бюрократической части российской элиты понятнее и приемлемее, чем патриотический «карабахский клан», свергнутый в итоге цветной революции. А с падением героев армяно-азербайджанской войны 1992-94 года за Карабах будущее Арцаха стало туманным. Ведь нынешний ереванский режим и элита, чьи интересы он выражает, воспринимал НКР не как историческую, исконную армянскую территорию со множеством православных святынь, а скорее как досадное недоразумение на пути интеграции с Западом. 
 
После этого было два варианта развития событий. Или Ереван окончательно «сливает» Нагорный Карабах, или усиленно готовится к новой войне, укрепляет армию и линии обороны. Армянское правительство предсказуемо выбрало первый вариант.
 
Что будет дальше?
 
Разумеется, нынешние события — это часть большой игры, которую ведут США, Британия и Турция по выдавливанию России из Закавказья. 102-я российская база в Гюмри (Александрополе) является самой южной точкой присутствия нашего Минобороны в регионе. Уже сейчас в Ереване происходят уличные провокации с целью обвинить в происходящем Россию и «попросить» с военных объектов на территории Армении. Они, конечно же, подогреваются армянскими властями, что пытаются найти громоотвод для свой бездарной прозападной политики с потерей Карабаха в итоге.  
 
Но, как говорится, есть нюансы. Очевидно, что Нагорный Карабах, несмотря на всю важность этого анклава, не является основной ставкой в игре для США, Турции и Азербайджана. Главным же призом является Зангезурский коридор, соединяющий основную часть Азербайджана с Нахичеванским районом. Это часть «шёлкового пути», которая исторически имела важнейшее значение. Сейчас он является важнейшим для торгового пути Азия — Кавказ — Европа и в конкуренции проектов евразийских коридоров: Lapis Lazuli (Афганистан — Туркменистан — Азербайджан — Грузия — Турция) и Бендер-Аббас — Поти (Иран — Армения — Грузия). Коридор для себя ключевым считают Турция и Иран. 
 
Кроме того, для нынешнего азербайджанского президента Ильхама Алиева это и личный вопрос, ведь Нахичевань — это родина его отца Гейдара Алиева. Откуда тот начал поход на Баку в 1993 году, чтобы свергнуть Абульфаза Эльчибея и вернуться к власти в Азербайджане. 
 
Поэтому весьма скоро по окончании 44-дневной войны и подписании трёхстороннего договора — возле спорных участков армяно-азербайджанской границы начались военные провокации. Уже 12 мая 2021 года азербайджанские войска подошли вплотную к армянской территории. Азербайджан на правах страны-победителя вернулся к вопросам делимитации границы с Арменией, речь шла об именно Сюнике (Зангезуре) и тавушском направлении. 
 
Силы, стоящие за Азербайджаном (Анкара и Вашингтон), в надёжном мире в регионе не заинтересованы в помине и желают дестабилизировать ситуацию и дальше. Пока Турция в тотальном хаосе в Закавказье всё же не заинтересована, поскольку это регион, обеспечивающий её энергетическую безопасность. В первую очередь имеется в виду трубопровод Баку — Тбилиси — Эрзурум — Джейхан, обеспечивающий Турцию азербайджанской и туркменской нефтью. Поэтому провокации на границе вот уже три года носят точечный и нащупывающий характер. Но это пока. 
 
Не стоит забывать и сдерживающий фактор Ирана. В сентябре 2021 года на фоне очередных провокаций на армяно-азербайджанской границе — в Сюникском (Армения) и Кельбаджарском (Азербайджан) районах — Тегеран стянул на этот участок для учений «Завоеватели Хейбара» крупнейшую группировку с рекордным количеством техники со времён победы Исламской революции 1979 года. В те дни иранские политические и духовные лидеры говорили, что любая попытка силой захватить транспортный коридор между Нахичеванью и остальным Азербайджаном будет означать начало большой войны. В свою очередь Турция, Азербайджан и Пакистан провели перед этим в том же регионе по другую сторону границы манёвры «Три брата».
 
Вот и в начале сентября этого года, когда военная операция Азербайджана в Нагорном Карабахе была уже неизбежной, ИРИ снова усилила военную группировку близ Нахичеванской области. При этом представитель иранского МИД Насер Канани Чафи заявил, что Баку заверил Исламскую республику, что не будет пересекать границу с Арменией или осуществлять против неё агрессию. Тем не менее Тегеран, который считает Ереван ситуативным союзником (исторически в составе Персии у армян были одни беды и потеря государственности), внимательно следит за обстановкой и всячески подчёркивает свою решимость вмешаться, если Турция и Азербайджан решат «пробить» Зангезурский коридор. Вот вокруг этой темы и будет закручиваться основная интрига в регионе. 
 
Сможет ли Россия влиять на события? С одной стороны — наши войска по-прежнему находятся в Армении и Нагорном Карабахе, Москва имеет определённые экономические, логистические, сырьевые рычаги влияния на регион. С другой — в условиях СВО России сейчас явно не до Закавказья, поэтому и время выбрано так удачно, чтобы снизить российское влияние в регионе. Полностью удалить Россию из Закавказья невозможно, особенно учитывая фактор потепления отношений с Грузией. Однако нет сомнений, что партия «отбери у армян Арцах, отдай азербайджанцам и обвини во всём Россию» будет разыгрываться англосаксами и Турцией, как по нотам. 
 
И винить во всём только ереванские власти нельзя. Москва, допустив апрельско-майскую «бархатную революцию» в Армении, сделала, увы, значительный шаг к потере исторического союзника. А ведь тогда многие специалисты по Закавказью говорили: «Ничего страшного, от власти отстранён «коррумпированный, мафиозный карабахский клан». И то, что произошло дальше, стало результатом непонимания простейшей вещи: в стране, где к власти кто-то приходит на плечах американских НКО (считай, ЦРУ и военной разведки Пентагона), Россию однозначно ждут плохие последствия. Не такие, как для самой этой страны, но всё же.
 
Автор: Владимир Сапунов