В Воронеже ищут подрядчика, который обновит мемориальный комплекс «Памятник Славы»

В Воронежской области поезд врезался в грузовик

 

Парад Победы в Воронеже пройдет без зрителей

Погасший из-за урагана огонь на памятнике Славы в Воронеже вновь загорелся

В Воронеже грузовая «Газель» застряла под Каменным мостом 8 мая

Взрыв после смертельного ДТП с автобусом в Воронежской области попал на видео

Квеквескири: «Факел» при Ташуеве оказался в эмоциональном кризисе

Сегодня можно строить смелые, но разумные планы на будущее, уверят астрологи.

«Факел» обратился в ЭСК РФС после ничьей с «Зенитом»

В Воронеже устраняют аварию, из-за которой без воды остались сотни домов

В Павловском районе отменили массовые мероприятия на улице на 9 мая

Сообщения об уходе экс-главы Россошанского района в зону СВО назвали фейком

Бывший тренер «Факела» Ташуев прокомментировал ничью с «Зенитом»

В ночь на 9 мая в Воронежской области ожидаются заморозки до -3 градусов

В первой половине дня следует проявить особую осторожность, отмечают астрологи.

«Факел» и «Зенит» назвали стартовые составы на матч 27‑го тура РПЛ

Жители 15 районов Воронежской области останутся без света на 2 дня

В Воронеже в ночь на 7 мая стартуют работы по замене асфальта

Первую книгу-хронику про СВО выпустил воронежский мобилизованный
 

Новый поезд в Крым запустят через Воронеж в конце мая

Воронеж не попал в список лучших городов России с высоким качеством жизни

Для купания в водохранилище Воронежа утвердили только три пляжа

В воронежском микрорайоне появилось граффити с персонажами культовых аниме Миядзаки

День обещает быть интересным: страстным, порывистым, вдохновляющим. 

Как развиваются СМИ на «новых» территориях РФ

В Воронеже Росприроднадзор ищет владельцев незаконной свалки

 

Улицы возле Центрального стадиона профсоюзов перекроют в Воронеже 6 мая

Опубликовано видео невероятного северного сияния в Воронежской области
 

День в целом комфортный и умиротворяющий, однако к вечеру не избежать хлопот.

На XII Медиафоруме раскроют механизмы маскировки применения биологического оружия

Авторы 1324

Боснийский эксперт: БиГ – идеальная страна для отправки террористов на Украину

some alt text
Балканский регион – один из самых нестабильных и взрывоопасных в мире. Исторически – это место сотен кровавых войн, знаменитых сражений, грандиозного героизма и большой подлости. И фитиль для более масштабных мировых катаклизмов. Про Балканы не случайно говорят, что это большая  пороховая бочка – поднеси, и всё взорвётся. Где может полыхнуть на этот раз, каковы сейчас самые горячие точки Балкан, как латентные и открытые конфликты могут отразиться на России и спецоперации на Украине? Об этом мы в боснийском городе Добое (Республика Сербская) поговорили с одним из наиболее уважаемых на Балканах экспертов в области безопасности и терроризма Джевадом Галияшевичем. 

 
В.С. : Начнём, разумеется, с Косово. На  1 сентября власти Приштины снова назначили введение репрессивных мер в отношении косовских сербов – им нельзя будет попасть в автономный край с сербскими документами и автомобильными номерами. С другой стороны, я в этом месяце был в Косово в период последнего обострения – сербы там настроены воинственно и готовы дать отпор албанцам. Будет ли война?

Дж.Г. : Никакой войны 1 сентября не начнётся. Запад, который является в Косово главным субъектом, определяющим развитие событий, пока не заинтересован в вооружённом конфликте. Зачем, если отторжение Косово от Сербии путём «мягкой силы» идёт вполне успешно? И никто особо не мешает, Белград ограничивается болтовнёй и демонстративной переброской техники в Рашку. И что? Согласно резолюции 1244 Совбеза ООН Сербия имеет право отправлять в Косово до тысячи военных для защиты интересов сербов. Белград об этом вспоминает? Нет. Вместо этого они подписали Брюссельский договор 2013 года, который практически лишил правительство Сербии возможности влиять на политику Приштины и противостоять её агрессивным провокациям. 

Вот и подумайте, зачем Западу война в Косово, если и так всё идёт, как по маслу – и задача по отторжению Космета от Сербии успешно выполняется. Приштина постоянно унижает сербов, а те и ответить ничем не могут. Нет ни политической воли, ни желания правительства Сербии. Для сербов Косово – это святое, а для власти в Белграде, как обуза какая-то. Вот, допустим, введут всё-таки новые ограничительные меры. Кто-то серьёзно думает, что Белград вмешается вооружённым путём? Вы их самих послушайте – руководители Сербии же прямо говорят, что никакой силовой операции на севере Косово не планируют. Самой большой удачей для Белграда будет заболтать и отложить. Но может и не получиться.

В.С. : Представим ситуацию, что Белград всё же вмешается. А вооружённые силы НАТО начнут «защищать» косовских албанцев. Что тогда? Ведь Россия не может не вступиться за Сербию.

Дж. Г.: В данный момент мне сложно представить такое развитие событий. Провокации – да, полномасштабный конфликт в Косово – нет. Белград даже не предпринимает усилий, чтобы Москва принимала участие в дипломатическом урегулировании проблем в Косово, а тут вооружённый конфликт. Правительство Вучича в отношении Косово всё пытается делать через Запад и как-то договориться с США и ЕС, продолжают рассказывать сказки о «безальтернативности европейского пути». А у них разговор один – признание независимости Косово. Русская военная база на юге Сербии была бы хорошим решением, а правительство Сербии не может даже предоставить дипломатический статус Российскому гуманитарному центру в Нише. Впрочем, Запад понимает, что Россия – это самодостаточная страна и может вмешаться в конфликт в Косово и без особого желания официального Белграда. Поэтому и доводить до открытого противостояния не видит особого смысла. 

Но главное. Моё мнение: последние события в Косово Запад организовал как дымовую завесу, чтобы отвлечь внимание общественности от своей главной нынешней стратегической цели на Балканах – ассимиляция, нейтрализация или ликвидация Республики Сербской в Боснии. Для ещё большего ослабления Сербии  Геополитически для это для США важнее даже, чем отторжение Косово от Сербии. Вопрос Косово больше политический, чем военно-стратегический. Когда НАТО контролирует Албанию и Черногорию, Северную Македонию и Болгарию, Хорватию и Словению – с  военной точки зрения что такое база Бондстил в близ Урошевца? Для глобальных военных планов США в Европе практически ничего, она больше имеет психологическо-географический смысл. Ну и для оптимизации торговли наркотиками из Южной Азии. А в Республике Сербской США и ЕС хозяевами себя не чувствуют – это для них большая геополитическая заноза на Балканах. И они хотят от неё избавиться. А нынешние  провокации в Косово – только прикрытие.
 
В.С. : Давайте тогда перейдём к Республике Сербской. Действительно, она полностью нейтрализует международную активность Сараево в невыгодных для сербов вопросах – вступление в НАТО, санкции против России и подобное. Плюс паралич федеральных структур из-за отказа боснийских сербов принимать участие в их работе. Очевидно, именно в контексте ваших слов стоит воспринимать  активность НАТО в Боснии этим летом. Германия увеличивает свой контингент в рамках EUROFOR с 600 до 1200 человек. Столтенберг говорит о необходимости увеличить контингент НАТО в Боснии. С другой стороны, сделать это без согласия Республики Сербской нельзя. Из-за позиции Баня-Луки Сараево не может подписать с НАТО договор IPAP, который даёт войскам Североатлантического альянса свободно передвигаться по территории Боснии. Сербия подписала два таких договора, а Босния не может. Повышение активности НАТО – это шаги по направлению к скорой эскалации? Ведь всё это сопровождается регулярными политическими провокациями со стороны Высокого представителя ООН Кристиана Шмидта, которого Россия и Китай считают незаконно назначенным. 

Дж.Г. : Конечно. Всё, что сейчас НАТО пытается делать, чтобы увеличить своё присутствие в Боснии – это незаконно без согласия Баня-Луки. И то, как нагло они хотят это сделать, как раз говорит о том, что они настроены на эскалацию. Они даже не предпринимают серьёзных усилий, чтобы договориться с Додиком (член Президиума БиГ от Республики Сербской – прим. 36он) и Цвиянович (президент Республики Сербской – прим. 36он). А ведь в прошлом году, летом, НАТО выторговало себе проведение учений на территории Республики Сербской – на полигоне у горы Маняча. Тогда из-за позиции сербского энтитета манёвры не назвали «учениями НАТО», они именовались «учения Боснии и Герцеговины и её союзников». А сейчас просто гововорят: мы увеличим, мы нарастим контингент. Разве это не эскалация? 

Однако говорить о том, что НАТО уже готовит в Сербской силовой вариант для ближайшего будущего пока рано. Вашингтон и Брюссель сначала попытаются решить свои проблемы политико-силовыми методами. И прежде всего организовать в Сербской нечто подобное «цветной революции» во время выборов в октябре этого года. Это только кажется, что Додик очень крепко сидит в своём кресле – в сербском энтитете много недовольных растущей коррупцией и понижением уровня жизни. Тем не менее, прозападная оппозиция слаба, честно она победить Додика не сможет, поэтому какой-никакой рассчёт может делаться на социалистов и другие вполне лояльные Белграду силы. Возможно, и на переворот внутри самой партии Додика СНСД.  И, разумеется, западники будут пытаться обвинить Додика в фальсификациях выборов, сами в то же время подтасовывая их результаты. В общем, в октябре США и Западная Европа настроены на серьёзную разведку боем в Сербской, чтобы попытаться раскачать ситуацию там. Не забудем, что серьёзное влияние Додика – определённый фактор раздражения для Белграда, ещё неизвестно как ко всему этому отнесётся Вучич.

В.С. : Как вы, эксперт в сфере безопасности и терроризма, оцениваете ситуацию в Боснии с этой точки зрения?

Дж.Г. : Как очень плохую и взрывоопасную. Усилиями западных и восточных партнёров. Ни один крупный теракт начала  XXI  века не обошёлся без участия тех, кто воевал в 1992-95 годах на стороне бошняков. Или без боснийского оружия. В том числе,  террористы с таким опытом летели и в самолётах, атаковавших Всемирный торговый центр в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. 

Большинство «иностранцев» (не из Ирака или Сирии) в движении ИГ* тоже было из Боснии. Немало имеющих опыт боснийской войны - в руководстве Аль-Каиды* и других крупных террористических структур. То есть современная БиГ – это просто рассадник терроризма. Однако важно отметить, что сейчас США взяли этот процесс под контроль. В Боснии сейчас живут те, кого отпустили из Гуантанамо «для социализации и исправления». Кому-то палец оторвало во время терактов в Европе, кто-то просто принимал участие в терактах в Лондоне и Мадриде. Кто-то воевал в Сирии или Ливии, в Йемене. А сейчас преспокойно живут в Боснии. Как думаете, они исправились? Разумеется, нет. Просто сейчас США используют их в своих целях. И прежде всего на Украине.

В.С. : Вот об этом давайте подробнее.

Дж. Г. : Наёмники из Боснии прибывают на Украину не только для уличных боёв. Но и для этого тоже. Они отлично потренировались в городских боях в Сирии, теперь применяют свой опыт на Донбассе против российской армии – это безусловно. И делятся своими навыками с местными бойцами. Но также они направляются на Украину для организации диверсионно-террористической деятельности – в этом даже не сомневайтесь. Там такие специалисты по работе с взрывчаткой, что США, Великобритании и ЕС просто странно было бы не использовать их в своих целях. Не случайно, что сейчас ведётся весьма успешная террористическая деятельность на уже занятых российской армии территориях. Увы, для подобных террористических атак туда направляются настоящие мастера своего чёрного дела. Ситуация усугубляется тем, что организатором отправки наёмников являются сами власти. Сараево особо не скрывает рекрутирование и отправку на Украину боевиков. В тоже время это не исключает и тайной отправки. Официальная цифра в 169 наёмников из Боснии, воюющих на Украине, вполне может оказаться заниженной. Плюс географическое расположение Боснии очень удобно для транзита террористов с Ближнего Востока на Украину.

В.С. : Когда год назад в Воронеже произошёл взрыв в автобусе в центре города, одной из версий было то, что это дело рук украинской ДРГ. На это некоторые либеральные эксперты говорили, что у украинцев нет возможности проводить такие серьёзные теракты.

Дж.Г. : А зачем тогда эти люди называют себя экспертами? И вы в отношении них не употребляйте это слово. За украинскими спецслужбами стоят ЦРУ и Ми-6, там работают специалисты по работе с взрывчаткой, прошедшие пекло Ближнего Востока. Они могут организовать теракт любого уровня. Украинские ДРГ в течение 8 лет взрывали лидеров ДНР и ЛНР – это были очень сложные операции, требовавшие высочайшего уровня подготовки и исполнения. Конечно, за этим стоят западные и восточные «дружки» СБУ. Почерк виден. За это время они  и на Украине успели подготовить достаточно квалифицированных диверсантов.
Я не знаю, кто организовал конкретный взрыв в Воронеже, не видел материалов дела, не буду комментировать это. Скажу только, что потенциал террористической активности со стороны Украины на территории  России очень высок. Те, что стоят за СБУ вполне могут организовать теракты и в Воронеже, и в Москве (разговор был ещё до убийства Дарьи Дугиной). В некоторых случаях могут притвориться и кустарями-любителями – когда большое количество жертв не главная цель теракта. Остаётся надеяться на профессионализм российских спецслужб, что они защитят людей от терроризма. 

 
В.С. : В связи с этим: как вы оцениваете деятельность России в Боснии и Герцеговине? Какие-то меры здесь предпринимаются, чтобы предотвратить то, о чём вы сейчас говорили?

Дж.Г.: Увы, уровень активности официальной России в Боснии оценить могу только как низкий. Как и в целом на Балканах. Но если в Сербии и Республике Сербской что-то делается, какие-то проявления «мягкой силы» есть, то в мусульманско-хорватской федерации Боснии и вспомнить нечего. Практически ничего не предпринимается. А потенциал для влияния России на местных мусульман есть. В вашей стране ведь проживает 17% мумульман, почему это не используется? Прямо сейчас, после начала СВО, я наблюдаю рост популярности среди мусульман Рамзана Кадырова, очень пассионарного чеченского лидера. Почему  не воспользоваться? И русофилы, подобные мне, тут есть. 

Конечно, мусульманско-хорватский энтитет – это для России сложная, «чужая» территория. Но это не значит, что на ней ничего не надо делать. Какую работу Россия ведёт в Западном Сараево? Никакую. И сравните это с деятельностью американских и европейских НПО в Республике Сербской. Да и в самой Сербии. Запад на чужой территории действовать совсем не стесняется.

В.С. : Вместо этого в Сараево, где я недавно побывал, на стенах нередко можно встретить надписи местных молодёжных исламистских организаций. То же самое в Брчко. Влияние Саудовской Аравии и Турции? Флаги этих стран в Сараево и на других мусульманских территориях БиГ можно встретить едва ли не чаще, чем государственный боснийский.
 
Дж.Г.: Решающее влияние на политику Сараево оказывают всё же не эти страны, а Запад. Нынешнее федеральное правительство Сараево и руководство боснийских мусульман – прозападные. Самый иллюстративный пример абсолютно прозападного бошняцкого политика – Бакир Изетбегович. Однако Запад использует любое проявление исламского экстремизма в своих целях. Здесь, конечно, против сербов, но потенциально и против России. Влияние с Востока неодооценивать тоже, разумеется, нельзя. В Боснии весьма популярна идея вселенского ислама, мусульманской экспансии, а это даёт благодатную почву для ваххабизма и фундаментализма. А в молодёжных исламистских группировках идеальная почва для вербовки террористов и наёмников.  Поэтому с точки зрения распространения международного терроризма боснийский исламизм гораздо опаснее, чем, скажем, косовский. Косоваров сейчас больше интересует построение собственного независимого государства, а боснийских мусульман-фундаменталистов исламский экспансионизм.

Влияние Турции и Садовской Аравии, конечно есть. Но оно вполне контролируется Вашингтоном и используется в своих целях. Хотя с приходом Эрдогана Турция в Боснии пытается проявлять бОльшую самостоятельность, учитывая и исторические связи – но в целом уровень турецкой самостоятельности можно оценить ниже, чем на Южном Кавказе или Сирии. 

 
В.С. : Недавно в Греции упал украинский военно-транспортный самолёт Ан-12, летевший из Сербии. Официально заявили, что он вёз осветительные мины, но в это трудно поверить. Это, разумеется, актуализировало проблему Балкан как плодородной земли для торговли оружием. Вспомнилась и «Афера Крушик» - с подпольной торговлей сербским оружием компанией «Крушик» в Йемене, Сирии, Саудовской Аравии. И, конечно, подливает масла в огонь то, что директор боснийской компании «Валир» - владельца упавшего над Камалой самолёта - Младен Богданович близок к главному «оружейному барону» Сербии Слободану Тешичу. А тот в свою очередь к семье президента.

Дж.Г.: Почему упал этот самолёт в Греции, точно сказать не могу. Это комментировать, как взрыв в Воронеже – на уровне «теорий заговоров». Что могу сказать точно – к подпольной торговле оружием власть Сербии имеет самое непосредственное отношение. «Крушик» - ведь государственная компания, но во многом раскручивание этой темы было нацелено на то, чтобы отвести удар от власти и перевести его на директора вальевского оружейного предприятия Александра Обрадовича. То есть отвести внимание от брата президента Сербии – Андрея Вучича. Именно с ним тесно связан Тешич. Без его ведома не пройдёт ни одна крупная продажа оружия за рубеж из Сербии. Хотя в сделках напрямую он часто не фигурирует – поскольку с 2017 года находится в «чёрном списке» правительства США. А семья Вучича имеет  провизию от незаконных сделок с оружием. Вообще, торговля оружием в Сербии во многом семейный, «кумовской» бизнес. Если углубиться в состав директоров, начальников оружейных компаний, то обязательно где-то найдёшь кума, невестку, племянника, деверя кого-то из представителей власти. 

Примерно то же самое можно сказать о Боснии, Черногории, Северной Македонии, Хорватии. Везде власти имеют свой интерес в торговле оружием, это общебалканская  проблема. Но Сербия не может продавать оружие на Украину легально, чтобы не ссориться с Россией. А нелегальные продажи поощряются Западом и внутренними полукриминальными структурами. А потом падают какие-то странные  украинские самолёты над Грецией на пути в Бангладеш.

В.С.: Спасибо за интересный разговор!

 
* Запрещенная в России террористическая организация.
 
Беседовал и переводил с сербского Владимир Сапунов.

Фото автора.