Воронежская область с сегодняшнего дня начала постепенный выход из локдауна. Вновь заработали производства, школьники вернулись за парты, открылись детские сады, а также салоны красоты и парикмахерские. На фоне смягчения ограничений пассажиров в общественном транспорте утром в понедельник резко прибавилось. При этом остаются закрыты те сферы, которые работают с соблюдением всех норм безопасности.
Так, в Воронеже все еще нельзя пообедать в кафе, даже при наличии QR-кода. Общепит работает только в формате выдачи заказов «с собой». Позаниматься спортом в полупустом зале фитнес-центра тоже не выйдет. Как и приобщиться к искусству: театры закрыты, несмотря на то, что весь персонал привит, и попасть на показы могут только зрители с подтверждением о вакцинации или недавно перенесенной болезни. Такая логика снятия антиковидных ограничений не совсем понятна, говорят воронежцы.
Сегодня, 8 ноября, собравшиеся в Доме журналистов представители городских театров обратились к властям с просьбой разрешить им как можно скорее возобновить работу.
В 2020 году, на фоне начавшейся пандемии, театры не работали несколько месяцев. А после открытия, чтобы минимизировать распространения коронавирусной инфекции и обеспечить безопасность зрителей, продавали то 50% мест от заполняемости зала, то 80%, то снова 50%. Когда ситуация по заболеваемости стала ухудшаться, в регионе ввели обязательную вакцинацию. Сотрудники театров попали в число отраслей, которые были обязаны пройти процедуру иммунизации. Кроме того, в регионе была внедрена система QR-кодов. Вопреки всем действующим мерам безопасности в культурных учреждениях, театры все еще закрыты.
– Текущая ситуация и «нерабочие дни» даже больнее ударяет, чем первый локдаун, когда было закрыто абсолютно все, – признается художественный руководитель драмтеатра им. Кольцова Владимир Петров. – Тогда все было понятно, сейчас логика не совсем ясна. Допускаю, что мы не владеем всей информацией о происходящем в городе. Вывод тут можно сделать один: прививайтесь. В странах с высоким процентом привитых ситуация сейчас гораздо легче, чем у нас. В России призыв о вакцинации звучит постоянно, но не приносит желаемого результата. Пока у нас невысокая доля привитых трудно гарантировать, что локдаун не повторится.Тем временем театр без зрителей умирает. Трудно даже объяснить, что происходит с артистами, которые не работают. Строить сейчас какие-то планы – достаточно наивно. И все это вызывает ощущение беды.
Владимир Петров обращает внимание, что на фоне пандемии театры постоянно работали с соблюдением всех требований безопасности: в помещениях установили обеззараживатели воздуха и санитайзеры, зрителям все время напоминали о масках, измеряли температуру, когда это стало возможных – привили сотрудников, когда потребовали – стали просить у посетителей QR-коды. Последнее решение, кстати, воронежцы восприняли болезненно. Часть аудитории театры, как и рестораны, как и фитнес-центры – потеряли. Многие столкнулись с целой волной хейта.
– Мы полностью берем на себя ответственность за работу в сложных условиях пандемии, – говорит худрук воронежского Камерного театра Михаил Бычков. – У нас в театре на сегодняшний день, за вычетом людей переболевших и имеющих медицинские противопоказания, более 90% привиты. Вход в театр осуществляется по QR-кодам, хотя эта мера не очень популярная и отчасти дискриминационная. Наверное, серьезность момента логику оправдывает. Но все это рабочая схема и непонятно, почему она сейчас не работает. Тогда как, например, в Москве и Санкт-Петербурге театры и музеи были открыты даже во время локдауна.
Михаил Бычков рассказал, что в период с 26 октября по 7 ноября Камерный потерял более 3 млн выручки. Эти деньги могли пойти на новые постановки и на доплаты сотрудникам, зарплата которых только частично идет из госфинансирования.
– Люди, принимающие решение по поводу открытия театров не обязаны быть завсегдатаями филармоний и театров, но также должны учитывать и социальную значимость театров, – продолжает Бычков. – Жизнь – это не просто ходить на работу, в магазин «Пятерочка» и принимать лекарства. Это еще что-то. Мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы поход в театр для зрителя был безопасен.
Тяжелее всего в этой ситуации приходится частным театрам, которые не получают государственной поддержки. Порядка 600 тысяч рублей потерял Никитинский театр за последние две недели, рассказывает худрук центра Борис Алексеев.
– Последние две недели произвели катастрофический эффект. Человек сдавший билет в театр очень не скоро купит новый. Такова человеческая психология. Сегодня открывается практически все. Такое впечатление, что о нас просто забыли. Мы проверяем маски, выдаем маски, соблюдаем все требования безопасности. У нас более 90% сотрудников вакцинированы. От зрителей требуем QR-коды, причем, поскольку решение непопулярно, после внедрения кодов мы потеряли часть аудитории, лояльность которой зарабатывали годами. Мы до последнего надеялись, что 8 ноября все откроется. Сегодня у нас одна премьера – она пройдет онлайн, завтра – вторая. Мы до сих пор не отменяем завтрашний спектакль. Надеемся.
Кроме того, недавно театр получил грант от Минкульта на постановку спектакля «Собачий вальс». По условиям контракта, до 5 декабря артисты должны показать ее 12 раз. Из-за ковидных ограничений, которые форс-мажором не считаются, три из них уже не состоялись. То есть с возобновлением работы «Никитинскому» придется пересматривать расписание, иначе театр, и так оказавшийся летом на грани закрытия, ждут новые финансовые проблемы – в случае невыполнения условий, грант необходимо вернуть в полном объеме.
– Нас волнует судьба наших творческих коллективов, нас волнует как складывается наше взаимоотношение со зрителями, которых мы завоевывали годами, и конечно же нас волнует здоровье и наших сотрудников, и наших зрителей. Но как мне кажется, мы сделали достаточно много, чтобы воронежские театры могли работать в период пандемии, – подытоживает Михаил Бычков. – Требуя от наших зрителей QR-коды мы, получается, стимулируем их прививаться, чтобы посещать спектакли. Но при этом не можем гарантировать возможность попасть в театр из-за ограничений. Мы ни в коем случае не посягаем на вопрос безопасности. Минимизация распространения инфекции сейчас на первом месте. Однако, на наш взгляд, возможность культурного досуга, с соблюдением всех мер безопасности, должна как можно скорее вернуться в нашу жизнь.
Фото: Алина Полунчукова