Летом планируется открытие первой очереди экспозиции в Музее-усадьбе Дмитрия Веневитинова, что в рамонском Новоживотинном. Уже два года музей закрыт на реконструкцию, и многие воронежцы заждались новых встреч с ним. Чем порадует нас отреставрированное здание? В чем будет отличие новой экспозиции от старой?
«Областной литературный музей прилагает огромные усилия, чтобы Музей-усадьба, наш филиал, превратился в одну из главных визитных карточек воронежского края, - заверяет директор Светлана Деркачева. - Разработаны новые концепция и экспозиционный план, в них обращено большое внимание на усадебную культуру».
За время, прошедшее со времени открытия прежней литературной экспозиции, заметно изменился подход к деятельности музеев. Впрочем, первой причиной, побудившей к началу реконструкции усадьбы, были трещины в фундаменте и стенах веневитиновского здания, построенного, как теперь удалось уточнить, в середине XVIII века. Вызывали опасение и деревянные перекрытия - хотя и более поздние, но не замененные во время предыдущей реставрации дома конца 80-х - начала 90-х. Поэтому более года назад был надежно укреплен фундамент, заменены перекрытия, устроена новая крыша с электрическим обогревом кровли, построена котельная.
Уже после начала работ их организаторы решили заменить штукатурку в интерьерах дома, а в нынешние майские дни заново оштукатуриваются фасады. Такое решение подвигло научные силы музея на изучение архитектурных особенностей дома. Столь интересной работой мне довелось руководить, будучи заместителем директора музея. Благодаря обнаженной кирпичной кладке появился новый взгляд на этапы сооружения дома в XVIII и XIX веках, удалось выявить прежде скрытый барочный декор XVIII столетия, а внутри дома - своды и арки, ниши и дымоходы, заложенные дверные и оконные проемы. В прошлую реставрацию большинство деталей выявлено не было.
Одновременно шла разработка структуры новой экспозиции. Потом к разработчикам подключился столичный театральный художник Николай Симонов: ему доверили основные оформительские работы, но он же внес и серьезные изменения в экспозиционный план. В отсутствие архивных фотографий интерьеров Николай Игоревич проявил себя как противник «обмана» посетителей неподлинной, пусть и типологической меблировкой (по пути ее воссоздания идут в подавляющем большинстве усадеб). Наш музей теперь будет уникальным. Для большей сценичности предусмотрено дорогостоящее оборудование, благодаря чему даже с улицы можно наблюдать своеобразное представление: в окнах второго этажа станут проплывают силуэты дворян, хозяев дома. Легендарный перстень, подаренный княжной Зинаидой Волконской поэту Дмитрию Веневитинову, предстанет в виртуальном трехмерном изображении в центре специально отведенной комнаты. Разумеется, творчество Дмитрия и выдающееся окружение поэта останутся главной темой экспозиции.
Вместе с тем наш музей и художник пришли к единому мнению: надо улучшить экспозицию подбором разнообразных и по возможности подлинных экспонатов по ранней истории славного рода Веневитиновых и по теме жизни и творчества главного хозяина дома конца XIX века - видного историка, просветителя и мецената Михаила Веневитинова. Имеющаяся коллекция старинной мебели, книг, письменных документов и фотографий позволит впервые воссоздать рабочий кабинет Веневитинова, в котором предстанет и подлинное пианино XIX века, принадлежавшее Михаилу Алексеевичу.
Залы музея пусты. Но, ступая по ним, научные сотрудники уже представляют, что и как будет выглядеть. В первую очередь наполнится экспонатами первый этаж. Вестибюль отводится под экспозицию, посвященную истории новоживотинновской усадьбы, в особенности ее архитектуры. Выставят подлинные кирпичи, гвозди, детали изразцов, вывесят архивные дореволюционные фотографии и документы с описаниями имения Веневитиновых. Не случайно по замыслу художника при ремонте дома предусмотрен оригинальный «уголок архитектуры»: плоскость стен оштукатурена нарочито неровно, чтобы показать остатки сводов; выше прежнего дверного проема раскрыта старинная металлическая балка, скреплявшая кирпичную кладку.
В центре этажа навсегда освобождены от штукатурки своды и ниши, демонстрирующие несколько этапов строительства дома. В старейшей части особняка, под низкими сводами чувствуешь дыхание истории. Поэтому здесь запланирована экспозиция на тему: «Веневитиновы в допетровскую эпоху». Военные доспехи родоначальника Тереха Веневитинова; виды крепости Воронеж, в которой он состоял на службе беломестным атаманом; пушечные ядра, как на гербе Веневитиновых, только подлинные.
Следующий зал - «Петровский». Домашний сундук, в котором Михаил Веневитинов обнаружил царские указы, адресованные его знаменитому предку, сподвижнику Петра I, кораблестроителю и хранителю корабельных лесов Антону Веневитинову. В нынешнем году музею удалось приобрести те самые указы в подлинниках - освободить их из плена частных коллекционеров. Копия портрета Петра I специально создана московскими художниками. Старые карты, гравюры. В центре зала задуман большой макет, на котором в подробностях будет показана усадьба Новоживотинное.
На втором этаже тоже будет много необычного. Камин предстанет экскурсантам иным, отделанным белым мрамором. И, в отличие от прежнего камина, он будет действующим: уже состоялся его пробный запуск. Наверное, многие пожалеют о предыдущем камине, с его красивой керамикой, но он был новоделом, и его росписи в народном стиле признаны далекими от исторической правды. Кстати, и фасады дома, скорее всего, будут не привычно желтыми, а белыми: установлено, что такова их истинная окраска конца XIX - начала XX века. И парадная лестница, ведущая в Каминный зал, преобразилась - ее облик приближен к первоначальному.
«В Каминном зале вновь будут проходить литературно-музыкальные гостиные, - рассказывает их организатор, завотделом музея Елена Виноградова. - Здесь же должна быть экспозиция на тему музыки. Задуман новый проект «Тропинки Веневитиновых» для формирования общего культурного ландшафта региона. Надо, чтобы жители села понимали: усадьба - не просто музей, огороженный забором».
Не все секреты стоит выдавать раньше времени. Но нельзя не заметить, что за два года неузнаваемо преобразился усадебный парк: в нем возрождены аллея, лестничный спуск к Дону и пруд, где уже прижилась рыба. Недавно в сопровождении супруги губернатора Татьяны Гордеевой сюда приезжал французский ландшафтный дизайнер Оливье Даме, который обустраивал в Воронеже парк «Алые паруса». «Я бы поставил скамейки напротив спуска к Дону, обсадил их группами сосен, а по границе с соседним двором устроил живую изгородь», - посоветовал француз.
Печатную версию материала читайте в газете "Воронежский Курьер".