Хохот и радостные возгласы, что раздавались в зале Дома актера вечером 12 декабря, были, кажется, слышны всему городу — стены так точно дрожали. В этот день давали девять спектаклей, поставленных по пьесам воронежских школьников. В зале — друзья и родственники юных талантов. И даже сама Никола МакКартни из Шотландии, одна из создателей социального проекта «Классная драма» для детей. После гала-представления она скажет Камилю Тукаеву: «Я такого в России ещё не видела».
ТЕКСТ и ФОТОРЕПОРТАЖ «Проект «Классная драма» в Воронеже» Юлии Репринцевой
Гала-представление — финал двухнедельной работы школьников и профессиональных драматургов, режиссёров и актеров в рамках социального проекта «Классная драма». Он был придуман в эдинбургском театре Travers. С 2004 года проект появился в России. Его суть в том, чтобы вовлечь в театр детей: показать им путь рождения спектакля, от замысла пьесы до ее воплощения на сцене. Начинается работа с драматургической мастерской. Подростки (14-16 лет) под руководством профессиональных драматургов за несколько дней пишут мини-пьесы на свободную тему. Им через интерактивные игры и упражнения помогают понять, как она строится. Затем пьесы ставят в форме читок профессиональные режиссеры при участии профессиональных актеров. Авторы пьес могут прийти на репетицию и что-то посоветовать, разъяснить свой замысел режиссёру. В Воронеже роли исполняли, в основном, студенты театрального факультета Академии искусств, а также актёр Камерного театра и режиссёр Камиль Тукаев, актер ТЮЗа и режиссёр Антон Тимофеев и гости из Санкт-Петербурга — Владимир Антипов и Алексей Забелин. Таким образом, на этом проекте в Воронеже встретились сразу три поколения: профессионалы, студенты и школьники.
«Бизнесмены удачи», «Живи ещё», «Вы никогда не будете вместе», «А ты исполняешь желания?», «Мечта и реальность», «Случай на фронте», «Остаться», «Война на острове», «Футбол», — вот девять историй, рассказанные школьниками. Здесь и любовная драма, и взаимоотношения с родителями, и семейные конфликты, и вечная тема дружбы, и новая идеология денег, а также бандиты и приключения. Так, в самом первом спектакле, «Бизнесмены удачи», между героями во время войны в Афганистане завязывается такой разговор: «Что с нами будет после этого ада?», «Я стану успешным человеком». Проходит много лет, и они оба становятся «успешными людьми» — владельцами автосалона. Но из-за долгов, встаёт вопрос о его продаже. Один соглашается, а второй нет. И тогда появляется мафиози, который предлагает убить друга ради денег. В конце побеждает дружба, но осадочек остаётся: друг отказывается убивать своего товарища, жизнь которого спас во время войны, только после того, как узнаёт, что спонсор погасил долги и уже нет необходимости в продаже салона.
В другом мини-спектакле герой, богатый молодой человек, получивший огромное наследство, устал от «серой жизни», когда нужно целыми днями только и делать, что зарабатывать ещё больше денег, вступает в преступную группировку и начинает вместе с новыми друзьями угонять автомобили. Заканчивается почти хорошо: он гибнет ради дружбы. Пьеса «Футбол» — что-то среднее между бразильским сериалом и американским фильмом с хеппи-эндом. Луи мечтает играть в сборной Англии, но мать его не пускает. Он всё же уезжает. В команде у него не складываются отношения с капитаном, но ему удастся забить гол в решающем матче. И тогда звонит телефон: «Твой папа видел матч. Мы тобой гордимся». В конце все плачут, обнимаются и танцуют.
Вообще, после практически всех девяти спектаклей сложилось впечатление просмотра телевизора. Так, любовная драма «Вы никогда не будете вместе» сильно смахивает сразу на одну из известных передач на НТВ и теле-шоу на Первом канале. Происходящее на сцене комментирует «ведущий»: «В сцене номер девять у Олега происходит конфликт самим с собой», «Вика отталкивает от себя Олега», «Олег поднимается на крышу, чтобы спрыгнуть».
Герои школьных спектаклей так же, как и персонажи телевизора, часто погибают: то бросаются под машину, то отравляют друг друга вином, то прыгают с крыши. По правилам проекта, тексты пьес не могли быть изменены профессиональными режиссёрами или драматургами. Поэтому язык, на котором разговаривают персонажи школьных пьес, такой же, как в реальной жизни. Так, молодой человек, мечтающий о мотоцикле, говорит со сцены: «Короче, сидели мы с друзьями», «Батя достал: то не делай, это не кури». Зритель эмоционально откликается практически на каждую реплику: вот же она, его жизнь. Периодически раздаются взрывы смеха. А каждый спектакль заканчивается шквалом аплодисментов.
По словам Марии Крупник, куратора международного детского фестиваля «Большая перемена», в рамках которого и состоялся проект «Классная драма», детей в разных городах России волнуют одни и те же темы: одиночество, трудные ситуации, в которых, казалось бы, нет выхода, риск, игра, адреналин, война. «Мы очень часто недооцениваем подростков, думая, что они ещё маленькие, ничего не понимают, — сказала она в интервью 36on.ru. — Но они понимают всё».
Из всех девяти воронежских спектаклей выделяются два, поставленные Камилем Тукаевым: «Живи ещё» и «Война на острове». В обоих он, кстати, ещё и играет. Благодаря режиссёрскому решению, школьные тексты поднялись до уровня серьезного театра. Так, в спектакле «Живи ещё» в одной из сцен персонажи, парень с девушкой, общаются по чату: «Привет, что делаешь?», «Послушай, вот эту песню», «А ты — мою». Обычный диалог подростков, то, что стало уже повседневностью, с помощью музыки, актерской игры, преобразуется в метафору. Работает на метафору и сам текст, в котором по-новому обыгрывается блоковская тема «Ночь, улица, фонарь, аптека». А в другом спектакле, по пьесе которого действие явно выдумано, не может быть в реальности, найден такой ход: пьеса разворачивалась на фоне истории в комиксах, нарисованной художниками воронежского комикс-клуба. И тогда текст, который был бы в другом случае, возможно, выброшен в корзину, оживает, становится оправданным.
Мастерство Камиля Тукаева высоко оценила Никола МакКартни. После спектакля она сказала ему много теплых слов: «Я работаю в России с 1997 года, и то, что я увидела здесь, пожалуй, лучшее, что я видела. Уровень спектаклей, и ваше отношение и забота о деталях просто потрясает. С каким отношением вы ко всему этому подошли, насколько трепетно, качественно, точно. И меня потрясает и восхищает, какой вы привнесли стиль в отношении к текстам детей, в создании этих спектаклей. Как это всё стильно было сделано. Я получила огромное удовольствие. В России очень редко бывает, когда режиссёр такого уровня, как вы, так относится к работе с детьми. Огромное количество режиссёров в этой стране не могут, и не хотят так работать с детскими проектами. Ваша работа меня очень вдохновляет».
В интервью 36on.ru Камиль Тукаев рассказал о проделанной работе: «В первом тексте «Живи ещё» я сразу почувствовал силу и мощь, которые там есть. Пьесу писал, безусловно, талантливый человек, и он интуитивно выходил на какие-то уровни, которые надо было только увидеть, отследить и преподнести. А дальше надо было просто серьезно к этому относиться, как будто это написал Чехов или Гоголь. А во второй вещи явно было, что это не реальная история, и нельзя было это превратить в капустник, какую-то фитюльку, нельзя было, грубо говоря, над этим смеяться. И поэтому искался какой-то приём. И в итоге появились комиксы. Комиксы — это такая вещь, когда мы понимаем, что это не реально, но жутко серьезно».
Детей, авторов текстов, находили в обычных воронежских школах. После гала-представления было видно, как они все светятся от случившегося события. Настя Светашева, автор пьесы «Вы никогда не будите вместе», рассказала 36on.ru, как её удивили режиссёры: «Изначально это должна была быть драма, над которой люди бы рыдали. Это грустная история, поскольку в конце умирает главный герой. (В пьесе молодой человек отравляет с помощью вина соперника в борьбе за любовь девушки — прим. Ю.Р.). Мне не удалось поприсутствовать ни на одной из репетиций, посоветовать, как лучше сделать, поэтому режиссеры обыграли по-своему. Я прихожу, и вдруг вижу комедию. Это было неожиданно. Мне очень понравилось».
К сожалению, детские спектакли на сцене больше не покажут: правила проекта предусматривают только одно представление. Но школьники точно запомнят это событие на всю жизнь. Главное, чтобы у них не осталось ощущения, что театр это тот же телевизор, только «живьём».