Суд в Кемеровской области поместил под стражу обвиняемых в убийстве лискинцев

Из-за ОРВИ закрыли на карантин классы в двух школах Воронежа

Девять человек погибли на железных дорогах Воронежской области
 

На Вогрэсовском мосту в Воронеже увеличат количество полос для борьбы с пробками

Воронежская прокуратура проверит «креативные» предложения по борьбе с бездорожьем от главы села

Лесотехнический университет загорелся в Воронеже

Подрядчиков на два городских маршрута ищут в Воронеже

17 снарядов взорвали в Воронежской области 

Воронежцев предупредили о новой схеме мошенников с доставкой цветов и подарков

В Воронеже на проспекте Патриотов и Кольцовской сегодня отключат светофоры

День будет интересным. Во-первых, в отличии от предшествующих двух суток, наконец, обойдется без провокационных ситуаций, а во-вторых, сегодня ваша жизнь непременно изменится в каком-либо аспекте
 

Численность госслужащих сократят в Воронежской области на 10%

Мэр рассказал о сроках запуска в Воронеже электробусов и новых троллейбусов

Воронежцу попалась монета с «Ежиком в тумане»

Труп 70-летнего мужчины нашли в сгоревшем в воронежском селе доме

Сегодня определенно стоит следовать этому совету из детской книги, ведь провокаторы будут подстерегать на каждом шагу
 

Фейковые листовки с информацией о ядерных ударах распространяют в Воронеже

Перебои с телевещанием ожидаются на юге Воронежской области

В Воронеже приступили к подготовительным работам перед реконструкцией Центрального стадиона профсоюзов

Воронежский проект «Бетонные сады» получил архитектурный «Оскар»

Мэр рассказал о сроках запуска в Воронеже электробусов и новых троллейбусов

Специалисты устранили утечку на Московском проспекте в Воронеже

На атомной станции в Нововоронеже включат сирены 21 ноября

Николай Саврун может покинуть пост главного прокурора Воронежской области

Неизвестные напали с ножом на экс-тренера воронежского «Факела» Вадима Евсеева

Температурные качели ждут воронежцев на рабочей неделе

Сегодня звезды дадут шанс пересмотреть некоторые сферы своей жизни. Только вот прозрение наступит после не самых приятных событий

День перед Полнолунием будет полон неожиданностей и нестабильности. Но вот бытовые вопросы сегодня будут решаться как по щелчку
 

В Воронеже власти отказались от новогодних салютов

До конца года воронежским бюджетникам проиндексируют зарплаты

События

В Воронеже по пьесам школьников поставили девять спектаклей

Хохот и радостные возгласы, что раздавались в зале Дома актера вечером  12 декабря, были, кажется, слышны всему городу — стены так точно дрожали. В этот день давали девять спектаклей, поставленных по пьесам воронежских школьников. В зале — друзья и родственники юных талантов. И даже сама Никола МакКартни из Шотландии, одна из создателей социального проекта «Классная драма» для детей. После гала-представления она скажет Камилю Тукаеву: «Я такого в России ещё не видела».


ТЕКСТ и ФОТОРЕПОРТАЖ «Проект «Классная драма» в Воронеже» Юлии Репринцевой

 
 
Гала-представление — финал двухнедельной работы школьников и профессиональных драматургов, режиссёров и актеров в рамках социального проекта «Классная драма». Он был придуман  в  эдинбургском театре Travers. С 2004 года проект появился в России.  Его суть в том, чтобы вовлечь в театр детей: показать им путь рождения спектакля, от замысла пьесы до ее воплощения на сцене. Начинается работа с драматургической мастерской. Подростки (14-16 лет) под руководством профессиональных драматургов за несколько дней пишут мини-пьесы на свободную тему.  Им через интерактивные игры и упражнения помогают понять, как она строится. Затем пьесы ставят в форме читок профессиональные режиссеры при участии профессиональных актеров.  Авторы пьес могут прийти на репетицию и что-то посоветовать, разъяснить свой замысел режиссёру. В Воронеже роли исполняли, в основном, студенты театрального факультета Академии искусств, а также актёр Камерного театра и режиссёр Камиль Тукаев, актер ТЮЗа и режиссёр Антон Тимофеев и  гости из Санкт-Петербурга — Владимир Антипов и Алексей Забелин. Таким образом, на этом проекте в Воронеже встретились сразу три поколения: профессионалы, студенты и школьники.
 

 
 
«Бизнесмены удачи», «Живи ещё», «Вы никогда не будете вместе», «А ты исполняешь желания?», «Мечта и реальность», «Случай на фронте», «Остаться», «Война на острове», «Футбол», — вот девять историй, рассказанные школьниками. Здесь и любовная драма, и взаимоотношения с родителями, и семейные конфликты, и вечная тема дружбы, и новая идеология денег, а также бандиты и приключения. Так, в самом первом спектакле, «Бизнесмены удачи», между героями во время войны в Афганистане завязывается такой разговор: «Что с нами будет после этого ада?», «Я стану успешным человеком». Проходит много лет, и они оба становятся «успешными людьми» — владельцами автосалона. Но из-за долгов, встаёт вопрос о его продаже. Один соглашается, а второй нет. И тогда появляется мафиози, который предлагает убить друга ради денег. В конце побеждает дружба, но осадочек остаётся: друг отказывается убивать своего товарища, жизнь которого спас во время войны, только после того, как узнаёт, что спонсор погасил долги и уже нет необходимости в продаже салона.
 
 
 
 
В другом мини-спектакле герой, богатый молодой человек, получивший огромное наследство, устал от «серой жизни», когда нужно целыми днями только и делать, что зарабатывать ещё больше денег,  вступает в преступную группировку и начинает вместе с новыми друзьями угонять автомобили. Заканчивается почти хорошо: он гибнет ради дружбы. Пьеса «Футбол» — что-то среднее между бразильским сериалом и американским фильмом с хеппи-эндом.  Луи мечтает играть в сборной Англии, но мать его не пускает. Он всё же уезжает. В команде у него не складываются отношения с капитаном, но ему удастся забить гол в решающем матче. И тогда звонит телефон: «Твой папа видел матч. Мы тобой гордимся». В конце все плачут, обнимаются и танцуют. 
 
 
 
 
Вообще, после практически всех девяти спектаклей сложилось впечатление просмотра телевизора. Так, любовная драма «Вы никогда не будете вместе» сильно смахивает сразу на одну из известных передач на НТВ и теле-шоу на Первом канале. Происходящее на сцене комментирует «ведущий»: «В сцене номер девять у Олега происходит конфликт самим с собой», «Вика отталкивает от себя Олега», «Олег поднимается на крышу, чтобы спрыгнуть». 
 
Герои школьных спектаклей так же, как и персонажи телевизора, часто погибают: то бросаются под машину, то отравляют друг друга вином, то прыгают с крыши. По правилам проекта, тексты пьес не могли быть изменены профессиональными режиссёрами или драматургами. Поэтому язык, на котором разговаривают персонажи школьных пьес, такой же, как в реальной жизни. Так, молодой человек, мечтающий о мотоцикле, говорит со сцены: «Короче, сидели мы с друзьями», «Батя достал: то не делай, это не кури». Зритель эмоционально откликается практически на каждую реплику: вот же она, его жизнь. Периодически раздаются взрывы смеха. А каждый спектакль заканчивается шквалом аплодисментов. 
 
 
 
 
По словам Марии Крупник, куратора международного детского фестиваля «Большая перемена», в рамках которого и состоялся проект «Классная драма», детей в разных городах России волнуют одни и те же темы: одиночество, трудные ситуации, в которых, казалось бы, нет выхода, риск, игра, адреналин, война. «Мы очень часто недооцениваем подростков, думая, что они ещё маленькие, ничего не понимают, — сказала она в интервью 36on.ru. — Но они понимают всё». 
 
 
 
 
Из всех девяти воронежских спектаклей выделяются два, поставленные Камилем Тукаевым: «Живи ещё» и «Война на острове». В обоих он, кстати, ещё и играет. Благодаря режиссёрскому решению, школьные тексты поднялись до уровня серьезного театра. Так, в спектакле «Живи ещё» в одной из сцен персонажи, парень с девушкой, общаются по чату: «Привет, что делаешь?», «Послушай, вот эту песню», «А ты — мою». Обычный диалог подростков, то, что стало уже повседневностью, с помощью музыки, актерской игры, преобразуется в метафору. Работает на метафору и сам текст, в котором по-новому обыгрывается блоковская тема «Ночь, улица, фонарь, аптека». А в другом спектакле, по пьесе которого действие явно выдумано, не может быть в реальности, найден такой ход: пьеса разворачивалась на фоне истории в комиксах, нарисованной художниками воронежского комикс-клуба. И тогда текст, который был бы в другом случае, возможно, выброшен в корзину, оживает, становится оправданным.
 
 
 
 
Мастерство Камиля Тукаева высоко оценила  Никола МакКартни. После спектакля она сказала ему много теплых слов: «Я работаю в России с 1997 года, и то, что я увидела здесь, пожалуй, лучшее, что я видела. Уровень спектаклей, и ваше отношение и забота о деталях просто потрясает. С каким отношением вы ко всему этому подошли, насколько трепетно, качественно, точно. И меня потрясает и восхищает,  какой вы привнесли стиль в отношении к текстам детей, в создании этих спектаклей. Как это всё стильно было сделано. Я получила огромное удовольствие. В России очень редко бывает, когда режиссёр такого уровня, как вы, так относится к работе с детьми. Огромное количество режиссёров в этой стране не могут, и не хотят так работать с детскими проектами.  Ваша работа меня очень вдохновляет».
 
 
 
 
В интервью 36on.ru Камиль Тукаев рассказал о проделанной работе: «В первом тексте «Живи ещё» я сразу почувствовал силу и мощь, которые там есть. Пьесу писал, безусловно, талантливый человек, и он интуитивно выходил на какие-то уровни, которые надо было только увидеть, отследить и преподнести. А дальше надо было просто серьезно к этому относиться, как будто это написал Чехов или Гоголь. А во второй вещи явно было, что это не реальная история, и нельзя было это превратить в капустник, какую-то фитюльку, нельзя было, грубо говоря, над этим смеяться. И поэтому искался какой-то приём. И в итоге появились комиксы. Комиксы — это такая вещь, когда мы понимаем, что это не реально, но жутко серьезно». 
 
 
 
 
Детей, авторов текстов, находили в обычных воронежских школах. После гала-представления было видно, как они все светятся от случившегося события. Настя Светашева, автор пьесы «Вы никогда не будите вместе», рассказала 36on.ru, как её удивили режиссёры: «Изначально это должна была быть драма, над которой люди бы рыдали. Это грустная история, поскольку в конце умирает главный герой. (В пьесе молодой человек отравляет с помощью вина соперника в борьбе за любовь девушки — прим. Ю.Р.). Мне не удалось поприсутствовать ни на одной из репетиций, посоветовать, как лучше сделать, поэтому режиссеры обыграли по-своему.  Я прихожу, и вдруг вижу комедию. Это  было неожиданно. Мне очень понравилось». 
 
К сожалению, детские спектакли на сцене больше не покажут: правила проекта предусматривают только одно представление. Но школьники точно запомнят это событие на всю жизнь. Главное, чтобы у них не осталось ощущения, что театр это тот же телевизор, только «живьём».