В пункты приёма платежей «Городская касса» поступала наличность от населения для оплаты коммунальных услуг, но она не сразу отправлялась в банк для зачисления на счёт и дальнейшего перевода средств коммунальщикам. Деньги за 2,5-5,5% от суммы передавались бизнесменам, которые желали получить наличность в обход легальных способов снятия с банковских счётов. Коммуналка же оплачивалась по хитрой схеме со счетов подставных фирм, на которые клиенты «касс» делали безналичные переводы.
Как работала касса
В распоряжение редакции попали документы с подробным описанием схемы работы «Городской кассы».
Такая популярность давала возможность собирать огромные суммы наличных. В Липецке было 200, в Воронеже 40, в Москве около 20 пунктов приёма платежей.
Деньги из пунктов приёма под охраной ЧОПов перевозились в офисы компаний. Там они пересчитывались, упаковывались и отвозились для передачи клиентам, которые перечисляли на счета подставных фирм безналичные средства.
Между «Городскими кассами», поставщиками и исполнителями коммунальных услуг был заключен договор, по которому принималась оплата от населения. Фирмы, нуждающиеся в наличных, переводили безналичные средства на счета подставных организаций под видом всевозможных платежей, связанных с их деятельностью. Подставные организации, управляемые сотрудниками «кассы», переводили денежные средства в банки-посредники. Банк, в свою очередь, переводил средства системе «КиберПлат», но уже на специальный счет, с которого можно платить только за коммунальные услуги. От системы «КиберПлат» деньги попадали уже коммунальщикам.
По данным правоохранительных органов, через счета подставных фирм прошло порядка 3 миллиардов 940 миллионов рублей, а прибыль могла составить 98 миллионов 500 тысяч рублей. Обыски в воронежских, липецких и московских офисах и пунктах оплаты «Городская касса», в домах подозреваемых прошли в конце марта. Было изъято 140 миллионов рублей наличными, печати и документы фиктивных фирм, оружие, наркотики. Когда работа «кассы» уже была в поле зрения оперативников, участники схемы разворачивали деятельность в Крыму и Калининграде.
30 миллионов и домашний арест
Во главе «Городских касс» стояли братья Руслан и Павел Гончар. В отношении их и сотрудников этой фирмы было возбуждено уголовное дело по поводу организации преступного сообщества и незаконной банковской деятельности. Всего в деле участвует 14 фигурантов.
Во время оперативных мероприятий полицейские засвидетельствовали встречи сотрудников кассы с клиентами, передачу им средств, всю цепочку их связей и выполняемые обязанности.
В отношении участников липецкого подразделения братьев Бурцевых мера пресечения была изменена с содержания под стражей на залог в размере одного миллиона рублей за каждого, а в отношении братьев Гончар с содержания под стражей на домашний арест.
Дело продолжает жить?
В середине лета «Городская касса» опять заработала. В Воронеже, по информации СМИ, открылось 15 точек. Под этим брендом теперь работает другая компания, которая выкупила пункты приёма платежей вместе с оборудованием. 2 июля директор новой организации Надежда Гужева пояснила одному из воронежских телеканалов, что фирма не является правопреемником старой организации, но при этом имидж бренда испорчен и будут приложены силы для его восстановления.
Для обычного воронежца, обращающегося в «Городскую кассу» для оплаты коммуналки, важно, чтобы деньги дошли до адресата. Что происходит по ту строну окошка кассы, есть ли там преступная деятельность, была ли она у одноименной фирмы, обычному потребителю, скорее всего, безразлично. Так что и имидж особо не надо восстанавливать.
Но настораживает следующий факт: хоть директор нового ООО «Городская касса-Л» и говорит, что компания не является правопреемником старой ООО «Городская касса», но зарегистрирована новая организация по адресу старой – в Липецке на Советской улице в доме №66. Причем директор организации Надежда Гужева является фигурантом обсуждаемого уголовного дела. По данным следствия, она выполняла обязанности бухгалтера, вела учет поступавших безналичных средств, в её распоряжении были электронные ключи от счетов подконтрольных организаций.