Задачи, поставленные мэром Воронежа Александром Гусевым перед контрольно-аналитическим управлением администрации города, мы обсудили с его руководителем Геннадием БОЕВЫМ.
— Геннадий Николаевич, какие задачи поставлены перед контрольно-аналитическим управлением на текущий год, есть ли какие-то особенные пожелания лично от мэра Александра Гусева?
— Основная задача – это контроль за сроками и качеством исполнения всех поручений главы, данных руководителям структурных подразделений мэрии на рабочих встречах, планерках. Второй момент – работа по новому 44 федеральному закону, который регулирует закупку товаров, работ или услуг. В частности, в нем речь идет об обеспечения гласности и прозрачности осуществления процедур размещения заказа, предотвращении коррупции и других злоупотреблений при этом.
— В чем вы видите принципиальные отличия обновленного закона о госзакупках?
— Отличий довольно много: поменялись процедуры некоторые - стало проще расторгать контракты заказчикам в одностороннем порядке. При этом увеличилась ответственность поставщика-подрядчика. Однако есть и явные недоработки, так сказать, тупиковые моменты, выход из которых процедурно не прописан. Например, если не состоялись торги, у заказчика нет выхода, кроме как подать на новую процедуру, и так до бесконечности, пока кто-то не выиграет или изменятся условия заказчика. Очень сколький момент, потому что затрагивается бюджетная сфера и «социалка». Процедура может не состояться, а школа в итоге не проведет за три летних месяца ремонтные работы. Зато, как я уже сказал, упростился порядок расторжения контрактов. В случае неисполнения договорных обязательств подрядчику выставляются требования в виде претензий, и затем следует процедура расторжения. На деле заказчик направляет заказчику одну претензию - если тот ее не выполняет, то вторую, потом просто уведомляет о том, что расторгает контракт. При этом, правда, дается 10-дневный срок на исправление недоработок, в течение которого расторжение можно отозвать. Но если за это время ничего не меняется, происходит расторжение в автоматическом порядке и передача данных компании в реестр недобросовестных поставщиков. Это один из ключевых моментов для стимулирования подрядчиков к выполнению работ надлежащего качества. Не говоря уже о штрафных санкциях и, так называемых, исключительных мерах, которые тоже предусмотрены законом.
— Проводится ли вами анализ деятельности предыдущей администрации? Какие самые грубые нарушения были выявлены управлением с момента вступления в должность нового мэра и прихода его команды?
— Контрольное управление в существующем виде было создано при мэре Борисе Скрынникове. Тогда были задачи – проверка финансовой деятельности муниципальных предприятий и учреждений, такие же задачи сохранялись при градоначальнике Сергее Колиухе. Нового главу – Александра Гусева – не устраивают просто результаты проверки финансовой деятельности структур администрации. Ведь раньше мы выявляли нарушения, которые уже состоялись. А мэр ставит нам задачу на предотвращение таких нарушений. Результаты такой профилактики сложнее продемонстрировать, чем случившиеся и выявленные хищения и т.д. Сейчас работа происходит «до», ее не видно, зато и итоги будут другие. Такой подход многое поменял.
Одна из приоритетных задач – содержание территорий Воронежа. Поэтому и мы уделяем особое внимание, скажем, комбинатам благоустройства. В их работе было много нарушений, в том числе, финансовых. Например, вся муниципальная техника оснащена дорогостоящей навигационной системой, чтобы отслеживать ее работу. В итоге обнаруживаются, мягко говоря, неточности. Когда мы начали проверку данных по работе техники, выявили явные приписки по объемам работ. Если им верить, то одну улицы умудрялись убрать за сутки 40 раз. Естественно, такая «работа» не оплачивалась и впредь, мы надеемся, подобные нарушения уже не повторятся.
— Работу каких управлений мэрии вы считаете наиболее проблемной, сложной, чем это объясняете?
— Наиболее проблемная сфера – ЖКХ и, соответственно, все предприятия, которые связаны с коммунальным хозяйством. На втором месте – дорожная отрасль, на третьем – архитектура, вопросы застройки города. На такую градацию указывают и поступающие в администрацию обращения от граждан.
— Насколько эффективна деятельность МКП «Воронежтеплосеть» с учетом того, что оно постоянно требует кредиты? Насколько прозрачна его экономическая деятельность, можно ли передать какому-либо инвестору?
— К подобному предприятию, на мой взгляд, всегда есть интерес от разного рода инвесторов. И передача кому-то из них, наверное, была бы не сложным процессом, вопрос в том, с какой целью, и как бы это отразилось на потребителях? «Воронежтеплосеть» - очень большое предприятие, которое сменило несколько юридических форм, но по ряду причин прошлая работа его неудовлетворительна. При этом мы понимаем, что предприятие, которое предоставляет такую востребованную услугу как горячая вода и отопление, не должно быть убыточным, если его работа отлажена. Тем более граждане платят за услуги практически на 100%. Но раньше «Воронежтеплосеть» пробовали отдавать в аренду (видимо, для получения сиюминутных результатов), потом с боем в судах возвращали. И все это время его проблемы только накапливались, а сейчас, очевидно, тот момент, когда предприятие могло бы выйти на нормальный уровень работы, но прошлые трудности, этот багаж, не дают возможность перейти к самостоятельной деятельности, без поддержки из бюджета или использования кредитных ресурсов. В ближайшее время мы планируем направить своего специалиста на МКП. Понимаем, что далеко не все устраивает и мэра в руководстве предприятием. Но мы войдем на МКП не с целью поиска «виноватых», а, как раз, чтобы помочь предотвратить нарушения в хоздеятельности, тем самым повысить ее эффективность.
— Какое количество муниципальных торгов проходит обычно без замечаний? Какие жалобы наиболее частотные? Каков эффект от торгов видите вы и каким он должен быть в идеале?
— Во время конкурса или уже после его окончания жалобы поступают в основном на недопущение к ним, которые чаще всего происходят из-за несоответствия или не предоставление различных документов. Но я не могу сказать, что число жалоб, действительно, какое-то выдающееся. За прошлый год прошло 273 процедуры торгов для муниципальных нужд, по которым поступило лишь 32 жалобы.
— Что в вашей работе считаете самым сложным? Часто ли жалуются на вас как на контролеров?
— Наша сфера деятельности – муниципальные служащие, предприятия, мы ведь не коммерческие предприятия проверяем. Следим за исполнением поручений главы, контрактов. Поэтому кому и кто может жаловаться на нас? Чиновники и если только мэру. И я знаю, что жалуются… Но и работа связана с тем, что приходится часто говорить людям те вещи, которые не все хотят слышать.