Воронежская область – единственный регион Черноземья, уделивший особое внимание КРС. Причин выбора именно этой сферы как точки роста несколько, при этом решение принималось еще до введения санкций и провозглашения политики импортозамещения. В последние годы Россия оставалась одним из крупнейших импортеров говядины — ввозилось до 30% потребляемой продукции. Суммарная мощность отечественных производителей в 2013 году составила 1,65 млн т в убойном (2,9 млн т в живом) весе, а емкость рынка Минсельхоз оценивает в 2,34 млн т в убойном весе (16,4 кг на душу населения) в год. Хотя потребление в стране за последние 20 лет упало вдвое, в Минсельхозе прогнозируют его рост к 2020 году до 17 кг на душу населения. В этом случае емкость рынка увеличится еще на 5% - до 2,46 млн т. Участники рынка неоднократно отмечали, что мясной КРС является одной из самых перспективных сфер животноводства из-за слабого развития и большой емкости рынка. Но особое значение развитие отрасли приобрело именно в контексте проведения политики импортозамещения.
Впрочем, есть и другие факторы, повлиявшие на выбор мясного КРС как точки роста животноводства в Воронежской области. Решение о создании мясного кластера принималось в условиях жесткой конкуренции с другими областями — в частности, с Белгородской, которая является признанным лидером в стране по производству свинины и мяса птицы. По словам председателя правления Сбербанка Германа Грефа, глава Воронежской области Алексей Гордеев «нашел единственную свободную нишу» в животноводстве, которая, однако, одновременно является и самой сложной с точки зрения ведения бизнеса. Между тем политика импортозамещения потребовала развития отечественного производства во всех сферах – и именно создание кластеров призвано облегчить деятельность инвесторов в сложных отраслях.
По данным регионального департамента аграрной политики, в 2013 году в области поголовье коров увеличилось на 14,1% и достигло 104,9 тыс. По этому показателю Воронежская область стала лидером в ЦФО, обогнав Московскую область с 95 тыс. голов. На начало 2014 года в регионе насчитывалось 78,3 тыс. коров молочных пород и 26,6 тыс. мясных.
Основной замысел создания мясного кластера — в объединении всех уровней производства: генетических предприятий, откормочных мощностей, мясокомбинатов и уровня реализации. С пуском мясокомбината в Рамонском районе этой весной создание кластера завершено. В ООО “Заречное” разработан собственный бренд — “Прайм биф”, продукция будет реализовываться по всей Центральной России». Этот мясной кластер станет первым в России. Преференции для его участников предоставляются в порядке, предусмотренном региональным законодательством в сфере инвестиционной политики. Руководитель департамента анрарной политики области Анатолий Спиваков ранее пояснял, что кластер позволяет «оставлять в регионе все ступеньки прибавочной стоимости, а также помогает производителям увереннее справляться со сложностями».
Гендиректор Национального союза производителей говядины Денис Черкесов ранее отмечал, что опыт Воронежской области в сфере мясного КРС «уникальный».
Воронежский мясной кластер — оптимальный вариант развития мясного скотоводства в отдельно взятом регионе. Многие субъекты РФ начали развивать отрасль раньше Воронежской области и добились только определенного увеличения поголовья, но не смогли наладить работу мощностей по откорму, убою и переработке говядины, а также реализацию. Поэтому можно сказать, что воронежский опыт является примером того, как должно развиваться мясное скотоводство по всей стране, — пояснял Денис Черкесов. |
По губернатора Алексея Гордеева, конечная цель создания кластера – доведение поголовья мясного КРС к 2020 году в регионе до 350 тыс. голов, что позволит производить около 70 тыс. т говядины в год и продавать ее не только в Россию, но и за рубеж. При этом уже сегодня значительная часть нашего мяса лучше, чем у самых передовых западных производителей. В случае реализации планов Воронежская область «вполне может вытеснить мясо и аргентинское, и австралийское, и американское, и канадское», отметил глава региона на недавней встрече с помощником президента РФ - начальником контрольного управления президента РФ Константином Чуйченко. По словам Алексея Гордеева, кластер «должен быть стартом для возрождения мясного производства в стране». Константин Чуйченко оценил мощности «Заречного» как «один из лучших образцов мясной промышленности»: «Конечно, надо брать пример и дальше развивать и двигать такие проекты на территории Воронежской области и в других регионах». Напомним, площадки «Заречного» рассчитаны на единовременное содержание 24 тыс. голов (из них 12 тыс. уже находятся на предприятии), а мясоперерабатывающий комплекс рассчитан на производство 120 т высококачественной мраморной говядины в сутки (21 тыс. т в год). Как пояснил губернатор, на полную мощность предприятие должно будет выйти к концу года.
Только в 2013 году в регионе было заявлено сразу нескольких крупных проектов в сфере мясного КРС. В начале августа было анонсировано строительство в Бобровском районе скотной биржи ООО УК «Агроресурс» с площадкой для откорма скота, предполагающей единовременное содержание до 5 тыс. голов КРС. Общий объем инвестиций в проект — 1,35 млрд руб. Всего за год на бирже планируется продавать около 55 тыс. голов КРС всех категорий (на убой, на откорм и племенной). Продолжается реализация проектов ООО «Стивенсон-Спутник», ООО «Ангус-Шестаково», ООО «Зеленый Луг», ООО «Экопродукт».
Министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров, летом посещавший Воронежскую область, назвал создание кластера «ярким примером объединения процессов производства сырья и конечной продукции, а также привлечения дополнительных инвестиций»:
Я увидел, что в области создается очень мощный комплекс, который способен обеспечить импортозамещение как генетического материала, так и вообще технологи выращивания, убоя и потом поставки на прилавки той продукции, которая называется, в том числе, и мраморным мясом. Сегодня в мире происходят процессы, которые не всегда позитивно отражаются на потребрынке. Но воронежский опыт дает основания рассчитывать, что мы способны иметь отечественную отрасль и сделать так, чтобы российские потребители вне зависимости от мировой конъюнктуры могли употреблять то мясо, которое им нравится, — заявил Николай Федоров. |
Успешное создание мясного кластера может повлечь за собой формирование подобных объединений и в других сферах, сложных для ведения бизнеса, но крайне важных с точки зрения импортозамещения. В частности, в Воронежской области заявлено о предстоящем создании молочного кластера. Развитие этой отрасли также таит в себе немало проблем. Одну из них в сентябре на заседании Госсовета озвучил Алексей Гордеев: он призвал сделать более доступным кредитование хозяйствующих субъектов в этой сфере, отметив, что нынешние процентные ставки не позволяют даже поддерживать доходность производства, не говоря уже о его модернизации. Между тем доля импорта на молочном рынке России, по его словам, достигает 40% (около $5 млрд). Кроме того, молочное животноводство имеет первостепенное значение в устойчивом функционировании сельских территорий. Именно на помощь в решении подобных проблем направлено создание кластеров.
И участники рынка, и местные власти признают, что на реализации любого проекта по-прежнему может поставить крест проблема с выплатами федеральной части субсидий на возмещение части процентной ставки по инвесткредитам. Но даже при условии, что во многом решение подобных трудностей зависит от федерального центра, на уровне региона помощь в их преодолении может оказать создание объединений, подобных кластерам. При этом первостепенное значение формирование кластеров в проблемных отраслях приобретает в условиях политики импортозамещения. Так, формирование мясного кластера в Воронежской области и выход его предприятий на полную мощность может заместить более 10% нынешнего импорта мяса КРС, причем продукция будет отличаться от зарубежной в лучшую сторону.