Справка. Дата выхода журнала «Слова» – 1 июля 2015 года. Тираж: 5 тысяч экземпляров. Отпечатан в ОАО «Воронежская областная типография». Макет журнала, дизайн и верстка – интерактивное агентство «Мануфактура». Учредитель и издатель: Автономное учреждение Воронежской области РИА «Воронеж». Главный редактор – Софья Ярцева. Над созданием СМИ работали журналисты недавно закрывшегося издания почти со столетней историей «Молодой Коммунар» (входил в холдинг РИА «Воронеж»), сотрудники информационного агентства «Воронеж», а также редакция DOWNTOWN.RU.
|
||
– В чем смысл? Какие слова? Всегда должна быть какая-то ассоциация. Слова о чем? Это что, такое место, где будут публиковаться какие-то рассказы художественные?
– Название интересное. Отражает ли оно суть? На этот вопрос я не могу ответить, потому что не поняла сути. Но честно, я его еще не изучила до конца.
– Название появилось во время мозгового штурма. У «Афиши» в свое время был слоган «Как скажем, так и будет». И вот этот слоган очень хорошо передавал нашу мечту, то, что мы хотим сказать нашим журналом. В рабочих материалах у нас очень долго стоял этот слоган. Мы, к сожалению, не смогли его украсть. И решили отказаться от каких-то дополнительных расшифровок, вот этот посыл мы сократили до слова «Слова». Раз уж хотим писать не только о чем-то, уже набравшем обороты, но и о чем-то новом, зарождающемся, о проектах, и часто, кроме слов, там ничего и нет. И это с нашей стороны честно. Еще одна "фишка", которая образовалась из названия, – это монологи как основная жанровая форма. Мы предоставляем людям возможность говорить о себе и своих проектах от первого лица, нам хочется больше живой речи, больше разнообразных голосов.
– Неплохо. Твердую тройку я бы поставил. Из плюсов. Ребята явно смотрели на западных коллег и неплохие отечественные образцы. Общее впечатление: точно не отталкивает и уже не «совок». Неплохое современное настроение 27-45 лет. Поэкспериментировали с модернистической версткой, это уже хорошо. Много «воздуха» тоже радует.Минусы. Шрифты, много плохих. Но это мое мнение. Типографика тоже местами странная. Есть очень даже хорошие композиционные и типографические решения, но такое ощущение, что они носят случайный характер. Некоторые развороты приятные, но они убиваются «заметными косяками» оформления, которые нельзя отнести к фичам. Местами «воздушные поцелуи», местами «плевки». Не скажу, что есть ощущение цельности, но в принципе ок. Надо дорабатывать.
– То, что много «воздуха», это вроде как хорошо. Но он безсистемный. Я не увидела алгоритма. Для меня, как профессионального дизайнера, это просто бардак. Я не вижу той логики, по которой строится журнал, в частности поля, колонки, отступы, шрифты, размер кегля, нумерация. Я увидела хаос. Однозначно. Но с другой стороны, может быть, действительно прошло время жесткой сетки журнальной, которая, например, есть у нас, в «Парадном квартале»?
– Что касается обложки. Когда есть растровые картинки, то, конечно, по ним писать, особенно мелким шрифтом, грешно. Подчеркивание предложений вылезает со всех сторон. Тоже непонятен этот момент. Композиция обложки не тектонична. К фотографии претензий нет: красное пятно – замечательно, зеленые деревья передают атмосферу. Хорошо, что хотя бы красный гамак как-то еще сдерживает композицию.
– Организации внутри журнала я также не увидела. В содержании на страницах 4 и 5 ничего не понятно. Здесь есть рубленый шрифт и засечный шрифт, есть All Caps этих шрифтов. Есть строчные и прописные буквы. Листаем дальше. Внезапно появляются «фонари» - крупная буква в начале абзаца. Тоже непонятно, зачем. Может, этот стиль верстки символизирует авторскую, ручную работу? Единственное, что мне понравилось с точки зрения оформления страниц, – это рубрика «Узнать места». Фотографии, конечно, изумительные. И схема нарисована очень здорово. Это хорошо, красиво и богато. Первое впечатление от этих разворотов – это очень солидное федеральное издание а-ля «National Geographic».
Дмитрий Провоторов, со-основатель интерактивного агентства «Мануфактура»:
– «Воздух» это один из инструментов, который мы имеем, чтобы работать с информацией. Такой же инструмент, как цвет, линейки, фотографии, шрифты. С помощью «воздуха» мы можем расставить акценты, привлечь внимание к важному. Не может быть проблемы в том, что воздуха много. Важно то, насколько эффективно донесены основные мысли, насколько удобно читать.
Цельности в журнале может не быть специально, с определённым умыслом. Ведь читатель не думает: «Хм, в журнале нет цельности». Он читает, и ему нравится. Или нет. Цельность – вопрос, очень серьёзно зависящий от контекста. Может быть, мы специально это сделали.
Но на самом деле это не так, цельность есть, хоть об этом и можно спорить. Для «Слов» мы разработали сетку, мастер-макеты, шрифтовую схему, фото-стилистику и многое другое, объединенное в единую визуальную систему.
Редакция РИА «Воронеж» имеет очень широкий набор возможностей, заданный сделанными в «Мануфактуре» мастер-макетами, далеко не все из них вы увидели в первом номере.
– Абсолютно безликий журнал. Ни о чем. Без харизмы.
– «Слова» – это издание о культуре и городской среде. Содержательный журнал, в котором нет джинсы, в котором нет пустоты какой-то, без всякой рекламы. Он занял ту нишу, которую не занимает никто в городе Воронеже.
– Вводная редакционная статья в первом номере «Слов» – о том кому и зачем нужен этот журнал – начинается так: «Сложно сказать….» Остальной текст там можно не читать, а эти два слова являются универсальным ответом на все ваши вышеперечисленные вопросы (вопросы журналистов 36on.ru: «Каково ваше впечатление о новом журнале? В частности, что думаете по поводу названия, целевой аудитории, целей этого журнала, содержании, дизайне, верстке?» – прим ред.).
– Если была задача повысить уровень культуры у жителей Воронежа, то я считаю, что с этой задачей журнал не справится. 5 000 экземпляров – это катастрофически маленький тираж, который ни к чему серьезному не сможет привести, если задача ставилась в глобальном плане. Если бы мы знали о цели проекта, аудитории, на которую рассчитан журнал, то можно было бы делать выводы. Но мы этого не знаем. Сейчас мы видим, что на деньги налогоплательщиков сделана непонятная штука. Она достойная, красивая, но непонятная.
– Этот проект был сделан с целью выполнить госзадание – информировать население о происходящем в сфере культуры.
– Наивысшая цель для меня и для всей команды – делать интересное, востребованное, живое СМИ о новом, молодом, активном Воронеже. Городское СМИ, ориентированное на людей, которые ходят на Платоновский фестиваль, на экскурсии по Воронежу с Ольгой Рудевой, которые сами создают городскую среду, открывая кофейни или создавая арт- объекты на стенах, или проводя фестиваль японской анимации, к примеру. Эти люди создают новый Воронеж, и вот об этом новом, прогрессивном и живом городе мы хотим рассказывать, продвигать его.
– Мы смотрим, что происходит в медиасфере, читаем медиааналитиков и наблюдаем за вот этими воронежцами, которых мы считаем своей аудиторией, что они читают, чем делятся в соцсетях, – сказала Наталья Янчева.
– Я думаю, что «Слова» наступают «Времени культуры» на пяточки. Им, наверное, должно быть несколько обидно.
– Наступили на пятки? Нет, пощекотали подмышки.
Насколько этот проект актуален?
– Мне кажется, что сейчас есть более насущные проекты для областного бюджета.
– Конечно, культура и все, что с ней связано, важна и нужна. Журнал актуален. Но я считаю, что перед тем, как выпускать его на деньги налогоплательщиков, надо было бы спросить у них: «Хотят ли они за свои деньги читать бесплатную прессу такого уровня?»
– Культура актуальна всегда, независимо от любых кризисов. Кризисы – это проходящее, а культура вечна. Соответственно, нужны и профильные издания. Но если говорить именно о проекте «Слова», то вряд ли уместно рассматривать его в данном контексте, он ведь не про культуру.
– Этому изданию не хватает отсутствия чиновника Сахарова. Может быть, он хорошо выполняет какую-то неведомую мне чиновничью работу и этим ценен для руководства области, но в творческом плане, с моей точки зрения, он редкостный бездарь. Одобрение вызывает лишь личность редактора Софьи Ярцевой, с моей точки зрения, у нее большой творческий потенциал. Но один в поле не воин.
– Не совсем так делают журналы. Подобные верстки я встречала, но это были такие издания, которые рассчитаны на очень маленькую целевую группу. Это были издания по типу презентационных буклетов, состоящие из 6-10 выпусков. Но журналов, которые издавались бы десятилетиями, я не видела нигде в мире, а проехала я много.
– Будет обидно, если этот проект умрет, не начавшись. Либо будет заточен под какие-то чисто PR-цели. Может быть, политические. Как я говорила раньше, мне кажется, что «Слова» – это просто самовыражение некоторых людей. Есть люди, которые думают: «Я так красиво могу фотографировать, я так красиво могу писать тексты. Дай-ка я сделаю крутой журнал! И всех просто прибью своим талантом!». Но таких журналов, как я уже говорила, у меня на полке стоит 30 штук и еще появятся.
Сколько было потрачено денег на создание журнала?
– Я отвечаю за творческую сторону проекта. По бюджету вам стоит обратиться к Илье Сахарову.
– Чтобы сделать журнал дешевле, можно было бы его отпечатать на более тонкой бумаге – «восьмидесятиграммовке». Один экземпляр в областной типографии стоил бы тогда не 56 рублей, а примерно 49 рублей.
– У нас на рынке есть много изданий с хорошими тиражами, и если бы ту сумму, которую выделила область на продвижение культуры, распределили между ними, и каждое СМИ открыло постоянную рубрику о культуре, то эффект был бы гораздо значительней и глобальней. Это бы дало большую поддержку СМИ и больший охват аудитории, – считает главред журнала «Pulse» Елена Алехина.
– Редакция «Слов» взяла на себя непростую миссию, объявив свое издание «навигатором воронежской культурной среды». До него эту навигацию в совокупности создавали «Пульс», «Время культуры» и другие издания. А потому, чтобы оправдать свое появление, «Слова» должны показать нечто большее.Видно, что ребята попытались это сделать, наполнив журнал креативом и подключив к работе серьезных дизайнеров из «Мануфактуры». Богатство идей заметно с обложки. Название – вообще креатив 88 уровня. Правда, не для всех откровенный, но… Как человек, время от времени практикующий нейминг, скажу: любое имя приживается. Даже совершенно неудобное на слух – такое, как Хускварна или Ссанг Йонг.Что касается «Мануфактуры», то я считаю, что это агентство делает отличный UI и UX-дизайн. Их работа для Yotaphone – тому заводной пример. Еще оно создает хорошие web-проекты, такие как сайт Константина Ашифина или Downtown – воронежское зеркало Look at me. Заполучить себе в команду того, кто рисует иконки для русского айфона, очень заманчиво.Между тем, очевидно, что «Слова» пошли той же самой дорогой граблей, по которой идут все начинающие издания. Эксперименты хороши в меру. А отличный UI-дизайнер не гарантирует класс журнальной верстки. В результате в журнале полно необоснованного (говоря профессиональным языком) пространства, которое больше похоже на дырки. А, например, в материале про фестивали на 8 полос структура верстки меняется 5 (!) раз, что является не самым хорошим тоном. Как и все начинающие журналы, «Слова» попытались поразить читателя дорогой плотной бумагой и объемом. Для полного пакета не хватает громкой презентации с привлечением звезды из телевизора.В итоге, если относиться к новому изданию, как к эксперименту, то работа заслуживает очевидного уважения. Но тогда возникает вопрос, а насколько сегодня своевременны эксперименты на бюджетные деньги? Впрочем, думаю, что перед редакцией «Слов» ставятся самые серьезные задачи. А в этом случае я бы все же доверил дело тем, кто имеет хороший опыт работы именно с журнальными проектами.Пока я не вижу ни одной причины, которая могла бы гарантировать «Словам» быструю популярность, которую, например, в свое время удалось набрать в Воронеже журналу «Де-Факто». Как только финансирование прекратится, журнал ждет судьба в чем-то похожего на него «Провинциального Воронежа», который, не выдержав конкуренции, прекратил свое существование лет 10 назад.
– Ситуация с выпуском нового журнала на бюджетные деньги обнажила проблему, которую газета «МОЁ!» поднимала уже неоднократно. А именно – кулуарность и непрозрачность решений областного правительства в сфере СМИ (не знаю, как в других сферах решения принимаются, надеюсь, что по-другому).Судите сами, строка в областном бюджете о финансировании СМИ с 2010-го по 2014-й год выросла вдвое – со 190 млн. рублей до 381 млн. Для сравнения, у нас бюджет Калачеевского района Воронежской области в 2014 году составлял около 370 млн. рублей. Почему денег так много идёт на СМИ, на что их тратят? Может быть, у нас появились яркие публицистические издания? Отраслевые СМИ? Глубокие профессиональные издания о сельском хозяйстве, образовании, медицине? Увы, нет.С недавних пор у нас издаётся развлекательно-полезная газета «Семёрочка», которая бесплатно распространяется в торговых центрах сумасшедшим тиражом в 90 тысяч эксземпляров. Появился новостной сайт «РИА Воронеж». Обычный сайт, каких у нас около десятка в Воронеже. А вот общественно-политическая газета «Молодой Коммунар» с более чем 90-летней историей с июля 2015 года закрыта. Прекратил своё существование журнал «Воронежский Телеграф», теперь он печатается на газетной бумаге, и стал приложением к газете «Воронежский курьер», хотя ходят слухи, что закроют и его.То есть много сил, средств и миллионов бюджетных рублей ушло на создание информационно-развлекательных, необязательных на рынке СМИ продуктов. Зато проектов, повышающих уровень журналистики, предлагающих серьёзный уровень общественного диалога, дискуссии, в городе не появилось. Получается, что правительство области не видит перспектив развития государственных СМИ в направлении создания качественных, серьёзных СМИ.Вот и с журналом «Слова» похожая история. Судя по первому номеру, это не журналистский проект, а, скорее, что-то из разряда PR, и уж точно никак не публицистики, сторонником которой называл себя губернатор Алексей Гордеев.«Слова», скорее, дорогой буклет, информирующий об интересных предложениях в области досуга, представляющий наш город и область в подчёркнуто выгодном свете. В журнале есть хорошие фото и пара неплохих статей, но они вполне нормально чувствовали бы себя и в газетном формате. Зато всюду здесь прослеживается претензия, непременное желание быть в тренде, «модными» – в принципах вёрстки, рубриках, некоторые из которых почему-то носят англоязычные названия («to do list», например).Или вот вдруг на разворот – статья «Платонов как бренд» (в разделе «Платонов. Человек и ресторан» – бедный Андрей Платонович, за что ж его так!). Здесь читателям обстоятельно рассказывают, что у нас есть гимназия им. Платонова, памятник Платонову, Платоновский фестиваль и ещё сообщают 5-6 общеизвестных фактов о связях современного Воронежа с именем великого писателя. И эта банальщина размазана на разворот в журнале, который в кризис издаётся на бюджетные деньги.Я ещё понимаю, если бы менеджеры государственных СМИ экспериментировали на деньги инвесторов, или сами кредиты брали в банке. Но нынешние эксперименты, конечные цели которых для общественности не сформулированы, оплачиваются из карманов налогоплательщиков, с которыми, увы, никто и не пытается советоваться.Ещё немаловажный фактор – непредсказуемое и непрозрачное поведение региональной власти на рынке СМИ подрывает этот рынок. Трудно заниматься бизнесом издателям, когда на рынок вдруг вбрасываются бесплатные газеты и глянцевые журналы, живущие не по рыночным правилам.Представьте себе, что вы пекарь-частник, который много лет печёт пирожки и продаёт их в своём магазинчике, кормит свою семью и исправно платит налоги. А власть вдруг начинает тоже печь пирожки, только раздаёт их на улице прохожим бесплатно. При этом «бесплатные» они очень условно – их производство мы уже оплатили своими налогами, при этом никто у нас не спросил, хотим ли мы эти пирожки и какие именно любим. Всё решено за нас. Как думаете, долго протянет в такой ситуации частник?Редакция «МОЁ!» озвучивала проблему финансирования СМИ даже на Медиафоруме Объединенного народного фронта (ОНФ) в апреле этого года, и нас поддержал Президент Российской Федерации. Владимир Путин сказал, что система поддержки, при которой государственные СМИ получают из региональных бюджетов субсидии (на зарплату, технику, увеличение тиража и т.д.), а независимые СМИ выживают самостоятельно, по сути, издевательство.«Общество в целом заинтересовано в развитии независимого сегмента СМИ, безусловно. И поэтому, конечно, нужно отработать такую систему поддержки, чтобы она распространялась на всех», — резюмировал Владимир Владимирович (http://www.moe-online.ru/news/view/321624.html).Свои предложения мы сформулировали и направили в Госдуму, администрацию президента, ОНФ, правительство области. Из Госдумы недавно пришёл ответ с обещаниями принять во внимания наши предложения. Будем на это надеяться.