«КСОДД и новая маршрутная сеть города относятся к тактическому звену документов по транспортному планированию города, поэтому они должны разрабатываться только после проведения работ по разработке стратегического звена документов: стратегии развития транспортного комплекса, мастер-плана и генерального плана города. В Воронеже вопреки нормальной практике тактическое звено документов разработано раньше, чем стратегическое.Генеральный план города, разработанный в спешке, без опоры на современные представления о развитии городов, не может служить основной для разработки тактического звена документов – он сам требует глубокой ревизии. Таким образом, возможные огрехи представленных документов в большей степени следует отнести не к ошибкам авторов, а к ошибкам в постановке задач и порядке планирования заказчиком работ по реформе транспортного комплекса.В связи с вышеизложенным, предлагается пересмотреть подход к проводимым работам, и выстроить его в соответствии с современными представлениями о транспортном планировании.»
Коллапс улично-дорожной сети Воронежа и городского транспорта послужил поводом для начала проектных изысканий в этой сфере. В 2011 году был определен подрядчик - московский институт автомобильного транспорта (НИИАТ). Свою работу они назвали КСОДД - комплексная схема организации дорожного движения и представили в середине 2012 года. На нее было затрачено 30 миллионов рублей, сама работа предполагала три варианта реализации, различающиеся по стоимости (и, как следствие, по эффекту от реализации) - 150 млн. рублей, 4 млрд. рублей и 27-30 млрд. рублей.
Тогда же с НИИАТ был заключен новый муниципальный контракт на 10 млн. рублей, который должен был явить городу новую маршрутную сеть. Разработчики принялись за планирование маршрутной сети, замеру пассажиропотоков и составление компьютерной модели. Следует отметить, что все это делалось в отсутствие четкой и понятной стратегии развития транспортного комплекса города - муниципалитет не обозначил целей, которые город должен был получить от реализации данных мер. Из-за этого сложилась нынешняя ситуация – «...когда телега бежит впереди лошади». Немудрено, что обе работы, едва появившись в Интернете, вызвали шквал критики, как со стороны горожан, так и со стороны ряда специалистов.
Антон Буслов
Сопредседатель МОО «Город и транспорт»
Остановимся подробнее на схеме развития маршрутной сети города Воронежа.
В проекте декларируются совершенно правильные цели, которые общественная организация «Город и транспорт» полностью разделяет:
1. Сокращение избыточного количества маршрутов-дублеров. В Воронеже сложилась ситуация с рядом направлений, которые попросту дублируют друг-друга (например 79-90, 57в-40, 11-14В-121 и др.). Это наиболее прибыльные маршруты, обслуживание которых выгодно перевозчикам. Но вместе с тем остаются направления, где наблюдается дефицит транспорта.
2. Улучшение обслуживания удаленных районов. Обслуживание районов, где транспортная обеспеченность остается низкой, возможно, улучшить за счет перенаправления туда высвободившегося транспорта, который появится в результате сокращения маршрутов-дублеров.
3. Увеличение времени работы маршрутов. Предполагается работа всех маршрутов городского транспорта до 23 часов, увеличение работы троллейбусов и более ранние выходы на линию.
Эти три базовых принципа действительно должны лежать в основе новой маршрутной схемы. В то же время, наши эксперты, проанализировав работу, пришли к выводу, что документ требует внесения корректировок.
Если говорить на языке цифр, то:
1. Работу городского транспорта увеличили до 23:00. В то же время возможность добраться из одного района в другой после этого времени, скорее всего будет существовать только в виде такси.
2. Не введен ни один из возможных маршрутов-экспрессов, действующих в часы пик по более высокой стоимости проезда с прореженными остановками.
3. Сокращение транспортного дефицита по ряду направлений по-прежнему не ожидается - например микрорайон Шилово остается с сеткой маршрутов 113-113Кт-113Кш, хотя в этом случае явно следует увеличить численность маршрутов и тип подвижного состава - на автобусы большой вместимости.
«Город и транспорт» считает, что перемены в транспортной сфере назрели. Наша позиция такова: любое начинание, направленное на упорядочивание того хаоса, который сложился сегодня, необходимо поддержать.
Вместе с тем, у нас есть ряд существенных замечаний и дополнений к новой маршрутной схеме, которые мы разработали и передали заказчику схемы - Управлению транспорта города Воронежа. Если эти замечания будут приняты, мы получим сбалансированный и доработанный документ, который реально будет учитывать интересы всех сторон этих непростых отношений - муниципалитета, пассажиров и перевозчиков.
Предложения переданы - слово за разработчиками.
*На правах рекламы