МКПП может насторожить, если имеется гул при движении (сразу же смените масло) и при переходе с одной передачи на другую рычаг ходит с задержкой, как бы ступенькой.
Пока вы не приехали на сервис, то в ваших силах убедиться, что на приборной панели не горит «Джеки Чан» - так называют на форумах стоящую везде лампочку Check Engine, сигнализирующую о неисправностях. Если она загорается при включении зажигания (это обязательно, если продавец не сволочь и не отключил ее), и не гаснет – может быть все, что угодно, от низкого уровня масла до самого страшного, о чем мы даже думать не будем… Также исправный мотор работает ровно и держит холостые обороты даже при вывернутых до упора колесах. В этом случае гидроусилитель руля отбирает максимум мощности - исправный двигатель этого не замечает.
Запомните: после покупки любого подержанного автомобиля, независимо от того, что вам говорил продавец, сразу же поменяйте масло в двигателе. Интервал его смены обычно колеблется в районе 10 000 километров пробега - все это время машина может ожидать продажи. Как вы понимаете, владельцу совсем ни к чему тратить полторы-две тысячи рублей, чтобы заменить масло на машине, которая уйдет к другому.
Самый главный этап, определяющий ваш выбор – мнение сервисменов. Куда поехать для проверки авто?
Я лично не доверяю СТО в глубинке, где живет продавец. Не обязательно, что он заплатил мастеру за «улучшенный» вердикт, но уж точно с ним не один раз общался – там все друг друга знают. Идеал – вы предлагаете заранее оплатить бензин, независимо от исхода осмотра, и едете пассажиром на проверенную станцию в крупный город. Продавец ничего не теряет, кроме времени – но зато узнает о своей машине все из уст профессионалов. Если отказ – то… В общем я от нескольких таких машин отказался. И Бог с ними - новые предложения появляются каждую неделю.
В небольших СТО за осмотр подвески на подъемнике с меня брали около 200 рублей. Согласитесь, совсем копейки за то, чтобы быть уверенным, что шаровая не оборвется по дороге домой, а лонжероны не поведены! Между прочим, владельцы тоже благосклонно отнесутся к тому, что придется посетить подъемник. Один из продавцов даже возместил мне стоимость услуги за информацию о том, что его ждет в перспективе. Машину тогда я покупать не стал - даже скидка не окупила бы необходимые вложения. Но несмотря на это расстались мы тепло.
Как мы упомянули выше, поездка на сервис – это финальная точка проверки технического состояния, когда визуально и на слух вас ничего не отталкивает от покупки. Отлично, если у мастеров есть фирменное диагностическое оборудование для этого автомобиля – минут за двадцать на компьютере высветятся все проблемы по электронике, которой даже в 90-х было очень много. Датчики массового расхода воздуха, положения коленвала и распредвала, лямбда-зонд, подушки безопасности… Все проверяется при подключении к диагностическому разъему, после 1996 года это разъем OBD-2. Универсальный для большинства марок. Отлично, если прежний владелец машины заменил все вышеупомянутые датчики, и они в хорошем состоянии. Несмотря на то, что сами электронные датчики стоят недорого, проблем они могут доставить массу.
Далее, на сервисе не скупитесь и оплатите диагностику всех систем, по полной программе с машиной поработают минимум три специалиста: моторист, кузовщик и подвесочник. Полный спектр диагностики стоит в Воронеже от полутора тысяч рублей, но чаще я обходился одним из этапов, если сам чувствовал, что машина не пройдет полный осмотр. Если вы увидели поведенный лонжерон или с другой стороны, густой белый (смешанный с антифризом) или синий (с маслом) выхлоп, то продолжать диагностику смысла нет.
Запомните: торговаться после осмотра с продавцом у вас есть полное моральное право - это лучший момент! Но имейте в виду, что продавец совсем не нового автомобиля не сбросит полцены.
Он лучше подождет лоха. Мой рекорд сбивания цены после инструментальной диагностики – 30 процентов, но и после этого машину я не взял. Сложный двигатель V6, утопающий в масле и убитая в хлам подвеска сожрут гораздо больше денег, чем сторгованные 40 тысяч рублей.
Как не дать себя обмануть на СТО?
Не исключено, что вам придется и устранять недостатки сразу после покупки на станции техобслуживания. Раз уж речь зашла про них, то дам пару советов.
Какие выбрать? Официальные станции хороши тем, что у них есть весь спектр необходимого оборудования (иногда уникального для вашей марки авто), и там работают из расчета нормо-часов. Не все понимают, что это. В двух словах: если на замену сайлент-блока положено тратить два часа, то вы и заплатите за два нормо-часа, даже если горе-местера провозились целый день. То есть вы заранее знаете, сколько с вас возьмут за конкретную работу.
На СТО мастеров-частников все иначе. Вы сначала обговариваете, что нужно сделать по машине и сколько готовы за это заплатить. Тут вас могут обмануть, как пытались и меня. При визите на один рекламируемый сервис около авторынка так называемый мастер принялся нагнетать жути: завидев, что ближний свет на левой фаре загорелся не с первого раза (контакт плохой, как потом выяснилось), он безапелляционно заявил, что «у него такая же машина - это только заменой фар лечится». Соответственно и с другими проблемами - работники сервисов часто просто делятся с владельцем суммой, полученной с клиента, и им плевать на репутацию данной станции. А владелец потом остается с расстроенным клиентом. В моем случае нам с хозяином сервиса еще предстоит разговор... Нормальный сервисмен вам сразу скажет, во сколько обойдется та или иная работа. Халтурщик же будет тянуть время, чтобы клиент уехал, оставив машину в сервисе. А там - сколько он ремонтировал машину, что именно менял - уже никто не проверит. Через два дня мне по телефону сообщили, что склейка двух проводов (или просто замена предохранителя?) на двух стеклоподъемниках мне обошлась в шесть тысяч рублей.
- Конечно, - успокоили меня на том конце провода. - Вам же еще сделали задние стоп-сигналы и отрегулировали водительскую дверь. Хотите дальше? Вы готовы к тратам?
Пришлось срочно ехать к тому чудо-мастеру и спрашивать лично, не сменил ли он за эту сумму всю проводку, случаем? Тот показал на центральную стойку и изрек: «Да, я там проводку поменял внизу».
Часто такие разводилы делают так, что вы к ним обязательно вернетесь. Например, скидывают фишку с датчика массового расхода воздуха и загорается тот самый Check Engine.
- Да ладно, я там, может быть, чего-то не так замкнул - сейчас клемму скину с аккумулятора... - Обычно говорит вам такой халтурщик, как в том сервисе, куда я ездил.
И когда не получилось (естественно), он желает с вами увидеться на следующей неделе - а пока можете ездить и так...
Запомните: только предварительно услышав цену и подписав соответствующую бумагу, вы можете оставить машину в сервисе для работы. Если вам говорят, что что-то заменили - требуйте чеки на новые детали и старые - себе в багажник.
В моем случае я доверился, потому что хозяин сервиса мне знаком. Но и в этом случае разбираться с ним из-за нерадивых людей - неприятно для обоих.
Автор текста: Евгений Желтуха.