Рок-фестиваль «Чернозём» может вернуться в Тамбов

Молодого водителя BMW оштрафовали за дрифт под окнами домов в Воронеже

Разбитые пробирки с кровью на дороге напугали воронежцев

Воронежцев попросили не пугаться сирен сегодня днем на левом берегу

В Воронежской области подорожали сосиски, помидоры и чай. 

Жара до +26 градусов ожидается в Воронеже в выходные

Боец из Воронежской области погиб в зоне СВО
 

В Воронеже у «Максимира» заметили много пожарных машин: из ТЦ эвакуированы десятки человек

В Воронеже в выходные потеплеет до +27 градусов

Последствия падения БПЛА в Воронеже показали на фото. На месте работают специалисты.

Свет и воду отключили в двух районах Воронежа

В Воронеже сотрудница тренажёрного зала нашла подработку и потеряла 225 тысяч рублей

Поездка пенсионеров в воронежской маршрутке закончилась в больнице

В Воронеже начала обваливаться многоэтажка на Шишкова

Что делать при обнаружении упавшего БПЛА или его обломков, рассказал воронежцам губернатор

Мэр рассказал о последствиях ночной атаки БПЛА в Воронеже

Над Воронежской областью ночью сбили три метеозонда

Полиция нашла воронежца, убравшего заграждение на дамбе Чернавского моста

На двух воронежских улицах приостановят подачу воды 18 апреля

Почти у половины автобусов в Воронеже истекут сроки эксплуатации в 2025 году

Мэр пригласил воронежцев проголосовать за объекты благоустройства

 

Стало известно о новых выделенных полосах в 2024 году в Воронеже
 

О тревожных сиренах сообщили жители Советского района Воронежа

Экс-главу Россошанского района отказались выпускать из СИЗО

Прыгнул под колеса: фура сбила мужчину на воронежской дороге
 

Шесть воронежских маршрутов временно изменят схемы движения

 

Двое сирот не могут получить жильё и ютятся в квартире с бабушкой в Воронежской области
 

Десять бывших мигрантов заключили контракт с Минобороны в Воронежской области

День сегодня, наперекор ретромеркурию, будет довольно позитивным. Лишь под вечер в пространстве появится энергия конфликтов.

Пытавшегося поджечь избирательный участок воронежец получил 140 часов обязательных работ

Губерния 7533

Филологи в Воронеже раскритиковали Пелевина


На прошлой неделе в Воронеже три дня проходила международная книжная конференция, которую организовало направление филологического факультета ВГУ «Издательское дело». На конференции филологи представили поэтический сборник русского военнопленного Первой мировой войны, рассказали об эксперименте по препарированию сознания поэта, ругали Пелевина и Басинского и задавали вечный вопрос: «Что делать?». 
 
 
Подобная масштабная встреча филологов из Воронежа и других городов России – вторая по счету – на этот раз посвящена 150-летию Воронежской областной научной библиотеки им. И.С. Никитина. По словам завкафедрой издательского дела ВГУ, кандидата филологических наук, доцента Жанны Грачевой, основная цель мероприятия – понять, что сегодня происходит на книжном рынке. 
 
- Издательское дело – для нас новое направление, - отметила Жанна Владимировна. – Пока мы сделали только два выпуска студентов. На этом направлении мы готовим редакторов, корректоров, издателей, книгораспространителей. Во-первых, конференция помогает нам понять, чему мы можем научить студентов, что сегодня происходит на книжном рынке? Во-вторых, студенты не должны формироваться только учебным процессом. Их нужно выводить за пределы аудитории. Им нужно общаться с другими людьми, слушать серьезных ученых, которые сюда приезжают из разных городов и стран. 
 
Действительно, на конференции прозвучали доклады филологов не только других городов России, но и Франции, Англии и Новой Зеландии. К примеру, англичанин Владимир Струков прислал доклад «Чтение как касание» - о том, что современный процесс чтения и многочисленного перехода по интернет-ссылкам уподобляется жесту, и применяет к нему термин – «тактильное чтение». Для подтверждения своей точки зрения ученый приводит пример устройства eye tracker (применяющийся в психологии и маркетинговых исследованиях), который позволяет проследить положение зрачка и движение глаза. 
 
Многие доклады были посвящены разным способам восприятия текста. Спорили о том, умрет ли печатная книга под натиском электронной, что будет с книжными магазинами и издательствами. Сошлись на том, что электронная книга не может заменить детские и богослужебные книги, книги для слепых. А священник Константин Рева, и.о. проректора по учебной работе Воронежской Православной Духовной Семинарии, заметил, что печатная книга сейчас находится в том же положении, что и рукописная – в конце ХIХ века:
 
- Сейчас можно услышать мнения о том, что электронные издания постепенно вытесняют на периферию классическую печатную книгу. И наступит время, когда печатная книга будет полностью вытеснена. Эта фраза не может не напомнить фразу из фильма «Москва слезам не верит» о том, что театр будет вытеснен телевидением. Телевидение сейчас вытесняется интернетом, но театр как жил, так и живет, - подчеркнул Константин Алексеевич. 
 
Стихи из плена Первой мировой войны
 
На конференции студент Евгений Чаплин и преподаватель, кандидат филологических наук, доцент Анастасия Гавриловна Лапотько представили сборник стихотворений «На десятой версте от границы. Сведения из германского плена 1915-1917 гг», автор которого - русский солдат Михаил Васильевич Медведев, который во время Первой мировой войны оказался в немецком плену. По-детективному загадочна история того, как эта тетрадь со стихами попала в руки филологов. Среди бумаг покойного отца, доцента Александра Кретова, ее нашел его сын, завкафедрой теоретической и прикладной лингвистики факультета РГФ доктор филологических наук, профессор Алексей Кретов. 
 
Автор книжки, Михаил Медведев, - вчерашний крестьянин, молодой солдат, у которого в деревне осталась невеста. Образование солдата – стандартное для крестьянских детей конца 19 века – всего четыре класса церковно-приходской школы. Поэтому стихи Медведева – наивны, они не блещут изысканными рифмами и размерами: «Дремлю ль в окопе в дождь ненастный, /Опершись на ружье рукой, / Во мраке образ твой прекрасный/ С тоской блуждает предо мной». 
 
Орфография Медведева не знает буквы «Ѣ» (ять), в стихах нет знаков препинания. Тем не менее, эти стихи – память о целой эпохе. Эта книга свидетельствует о жизни российских военнопленных в Германии. Надо сказать, что положение военнопленных во время той войны было не таким ужасным, каким оно было для наших соотечественников в годы Второй мировой. Отношение к пленным, как в Германии, так и в России, было, в общем, относительно цивилизованным. Сам автор стихов, солдат Медведев, по всей видимости, работал в немецком фермерском хозяйстве. Зато оставшимся в окопах солдатам пришлось пройти через тяжелейшие испытания. Основная мысль стихов Медведева – антивоенная. 
 
«Толпа всегда владеет истиной»
 
Литературоведы на конференции активно обсуждали не только классическую литературу, ее различные экранизации, но и современные популярные книги о классиках. К примеру, кандидат филологических наук, доцент Белгородского государственного национального исследовательского университета Ирина Салманова, прочитала доклад «Современный писатель как читатель классики», который построила на примере двух романов последних лет – «Т» Виктора Пелевина и «Лев Толстой: бегство из рая» Павла Басинского. По мнению Ирины Федоровны, эти книги – пример пропаганды классики для продвинутой молодежи. А вот – исторические корни таких «исследований». По мысли Салмановой, с конца ХIХ-начала ХХ века роль посредника между автором и читателем выполняет не только литературный критик, но и толпа, которая сама становится диктатором вкусов и предпочтений. 
 
- Основой для предпочтений являются толки – разговоры, шумы, сплетни, молва, - отмечает литературовед. - Толпа всегда владеет «истиной», которая дает им огромные преференции в суде над другим – будь то гений, пророк или сам Христос. Человек толкующий способен увидеть лишь часть целого. А поскольку толпа мыслит абстрактно, то от личности творца не остается ничего, кроме набора разноречивых толков, анекдотов, мифов, которые начинают существовать самостоятельно, ловко подменяя творца, становясь его альтер-эго. 
 
ХХ век и Лев Толстой разминулись духовно. Неудобного Толстого либо препарировали, либо скрывали, либо ретушировали, либо тенденциозно выпячивали. Словом, всегда толковали как надо, с теми или иными установками. Сегодня, говорит Ирина Салманова, наступило время «перетолкования толков» – манипулирования гениальными именами. Современные писатели уверены, что именно они способны высказать последнюю правду о Толстом, вернуть гения обществу. Так, на новой волне появились два смежных произведения: в 2009 году выходит роман Пелевина «T», а в 2010 году – исследование Павла Басинского «Лев Толстой: бегство из рая». Способы разоблачения толков о Толстом для них принципиально противоположны. 
 
- Павел Басинский видит в уходе Льва Толстого из Ясной Поляны не грандиозный символический жест, а поступок слабого больного старика, уставшего от толпы и семейных конфликтов, - считает Ирина Федоровна. - Логика книги удовлетворяет вкусам толпы, массового читателя. Для этого автор жонглирует цитатами Толстого, пунктирно излагает фактический материал, делает безапелляционные заявки и выводы. Любое перемещение Толстого автор трактует как бегство. Блуждание героев Толстого он истолковывает как страсть – подобно той, что многие испытывают к картам и женщинам. Последней формой бегства становится самоубийство, которое не решает проблем. Получается непрекращающийся бег по кругу.
 
По словам Ирины Салмановой, Басинский – эдакий детектив, который бежит за убегающим Толстым, но, смакуя подробности интимной жизни, не возвращает читателям гения. 
 
Что же касается Виктора Пелевина, - продолжает литературовед, - то названием романа автор намекает на всякую потерю интереса к личности Толстого, от которой в ХХI веке сохранилась лишь буква «Т». Пелевинский граф Т. – продукт толков, анекдотов, устоявшихся мифов, штампов. Объектом его разоблачения становится процедура создания постмодернистского текста, для которого толки – единственная благодатная почва. Персонажи превращаются в кукол-марионеток. Однако главным героем, вокруг которого строится интрига романа, становится граф Т. 
 
Пространство текста заполняется неудобными толстовскими вопросами: кто я, кто мой создатель? Финальная сцена описывает все, что происходило в романе, как сон, который приснился графу. Пелевин все же пытается вернуть Толстого самому себе, восстановить Т до полноты имени. Однако финальная сцена смазывает впечатление: игра продолжается. Граф побеждает банду маркетологов и понимает, где искать истинного автора – он в нем самом. Согласно автору, у писателя нет истинного дома – есть Оптина Пустынь, пустота. 
 
- Как относиться к таким книгам? С одной стороны, понятен некий скепсис высоколобых интеллектуалов. С другой стороны, проблема заключается в том, что это массовая литература, и роман «Т» был раскуплен, не говоря о романе Басинского, который получил премию «Большая книга», - говорит Ирина Салманова. - По этим книгам наша молодежь составляет мнение о нашем национальном гении. Что делать? Возвращаться к чтению Толстого. 
 
А директор Государственного музея Л.Н.Толстого Виталий Ремизов заметил, что профанировать на классике нельзя и что проблемы, над которыми задумывался русский писатель, настолько сложны, что о них не стоит говорить всуе. 
 
Как препарируют сознание поэта
 
Один из самых интересных докладов книжной конференции сделали доцент кафедры «Издательское дело», кандидат филологический наук Марьяна Розенфельд и доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской литературы ВГУ Андрей Фаустов. Свое совместное исследование филологи назвали «Автор на кушетке филолога», отсылающее к отцу психоанализа Зигмунду Фрейду. 
 
- Уже два года мы работаем с проектом по изучению воронежских поэтов. Если очень огрублять, то нам интересно, что происходит в голове писателя и его тексте, - рассказывает Марьяна Розенфельд. - Набираем ряд поэтических текстов, проводим ряд психолингвистических исследований. Мы работаем именно с лирикой, потому что поэтический текст для анализа проще, чем прозаический. И сравниваем две картины мира – мир бытового, индивидуального сознания поэта и картину мира художественную, представленную в его текстах. 
 
В объектив филологов попали сразу несколько воронежских поэтов. Вначале поучаствовать в эксперименте предложили Александру Анашевичу и Андрею Коськову, но испытуемые со временем «сошли с дистанции», отказались участвовать в этом проекте. Все этапы исследования, растянувшегося на полтора года, прошла лишь признанная воронежская поэтесса Галина Умывакина. Начался подробный анализ языкового материала, взятого из её поэтического сборника «Родительская суббота». Самой Галине Митрофановне предложили пройти четыре этапа психолингвистических исследований. Не будем вдаваться в научные подробности. Скажем лишь, что результатами эксперимента Галина Умывакина осталась довольна. По ее словам, больше всего во время исследования она боялась разойтись со своими стихами, оказаться отличной от них, но все оказалось наоборот. Лексикон поэтессы полностью соответствует ее поэтическому сознанию, а это означает, что в своих стихах Галина Митрофановна - настоящая и не прячется от читателя за различными масками. 
 
Результаты исследований уже опубликованы в трех научных статьях. На этом филологи ставить точку не намерены и ищут для своих экспериментов новых поэтов. Только и здесь есть свои условия. Важно, чтобы поэт жил в Воронеже, чтобы его тексты были изданы и чтобы авторы эксперимента могли с ним общаться.
 
Автор текста: Анастасия Сарма