|
|
Если бы меня спросили, чем пахнет Прага, я бы ответила: дождем. |
|
|
Погода в Праге меняется по три раза на день, так что в рюкзак лучше положить и куртку, и зонт, и даже запасную пару удобной обуви - приготовьтесь к тому, что вашим ногам предстоит испытание.
Одни едут сюда для того, чтобы посмотреть на готическую архитектуру и пражский модерн, другие – чтобы побывать на родине Франца Кафки и композитора Дворжака, третьи – как сейчас модно говорить, шопиться – за недорогой одеждой всех брендов мира. Четвертые – насладиться вкусом настоящего чешского пива, которое здесь стоит копейки – в среднем 9 крон (15 рублей) за бутылочку (для сравнения, в воронежских магазинах за ту же бутылочку берут 120 рублей).
Национальная чешская кухня – это неизменные кнедлики – вареные куски воздушного теста, в которые чехи добавляют то картошку, то копчености. На вкус они напоминают булки. Кнедлики туристам подают с кусками свинины и говядины. Не удивляйтесь, если мясо польют клюквенным соусом и сладкими сливками. Не удивляйтесь и тому, если, войдя в туалет ресторана, обнаружите там приветственную надпись гордящихся своим происхождением земляков: «Мы здесь были. Воронеж 2011. Коля, Андрей, Оля».
Неизменные туристические символы Праги, коими прохожих соблазняют витрины, - кольца с полудрагоценным камнем гранатом и богемское стекло. Чешские деревянные игрушки (пиноккио, кошечки, утята, гусеницы и кроты), глядя на которые, у человека, чье детство прошло в советские годы, невольно наворачиваются слезы ностальгии: точь-в-точь такие игрушки на ниточках (нажимаешь на кнопочку – и кошечка виляет хвостиком) ему покупала мама. Если у ребенка в детстве была подобная деревянная игрушка, он был самым счастливым малышом на свете. За такую вот белочку или робота мне не жалко было отдать 100 крон (170 рублей): деревянные игрушки – дорогое удовольствие. Не понимаю, кто придумал глупую и совершенно не актуальную поговорку: «Трудное детство, деревянные игрушки»…
В соседней витрине, под звуки странно-знакомого русско-кавказского хита прошлого лета, в котором мужчина-горец поет про черные глаза, продают резиновые маски Фантомаса и Гитлера, шапки-ушанки и шлем от советского скафандра. Дальше - чешские марионетки: на самом видном месте – пользующиеся спросом народные любимцы - застегнутые на все пуговицы строгих фраков лысоватый Путин и Барак Обама. Их бы вместо транспарантов – несогласным.
- Покупайте! Путина отдам всего за 1000 крон (или 1700 рублей - Авт.), - подмигивает мне продавец, который в Праге, кажется, успел изучить все языки мира. – Хотите, дам подержать в руках, а потом – повесить?
На главных витринах Праги – улицах Целетна, Карлова и Староместской площади – чего только не встретишь. Стоит тебе памятник ростом с человека, весь белый или, к примеру, золотой. Проходишь мимо – а он тебе подмигивает. Живые скульптуры, мимы. Музей бельгийского шоколада с примыкающим к нему магазинчиком, из которого не выйдет с пустыми руками ни один сладкоежка мира. Конфеты, словно произведения искусства, делают на глазах прохожих.
Музей восковых фигур. Музей инквизиции. Музей модерниста Альфонса Мухи и сюрреалиста Дали. Туристы туда, правда, идут неохотно: их гораздо больше пленит не искусство, а запах жареного на вертеле поросенка, который исходит из маленьких палаток на Староместской площади – в самом сердце исторической Праги.
|
|
Неподалеку стоит дом, в котором родился Франц Кафка. Хотите узнать о писателе больше – отправляйтесь в музей Кафки. |
|
|
Бюргерские дома, построенные в Средневековье, соседствуют с величайшими памятниками архитектуры - готической башней Староместской ратуши, храмом Девы Марии перед Тыном, чьи две восьмидесятиметровые башенки отчетливо выделяются с высоты Пражского града. Неподалеку стоит дом, в котором родился Франц Кафка. Хотите узнать о писателе больше – отправляйтесь в музей Кафки.
Ни один чешский писатель, будь то Чапек, Гашек или Майринк, в Праге еще не был растиражирован настолько, как Кафка. В каждом сувенирном магазинчике вы непременно найдете футболки с фигурой человека, уходящей по мостовой – и надписью «Франц Кафка». В еврейском городе, который по-чешски звучит как «Жидовске мисто» (только в великом и могучем слово «жид», произошедшее от «иудей», Jude (нем.), стало оскорблением), вы непременно натолкнетесь на кафе «Франц Кафка» с довольно скудным ассортиментом, но зато с двумя эксклюзивными напитками в меню – кофе «Франц Кафка» и чаем «Франц Кафка». Трезвенникам и беременным такой чай и кофе пить не рекомендую: в первом содержится ликер, во втором – водка.
Неподалеку от кафе стоит сюрреалистический памятник писателю, выполненный скульптором Ярославом Роной: Кафка сидит верхом на человеке-невидимке.
Сам музей Кафки находится в Малой стране, неподалеку от Пражского града. Но перед тем как попасть на экспозицию, вам придется пройти через магазин, в котором можно купить все, что имеет хоть малейшее отношение к творчеству и образу писателя. На витрине одинаково мирно уживаются блокнотики с Кафкой во младенчестве, закладки с рисунками Кафки, значки и брелочки и фотографией писателя, открытки с могилой Кафки и даже …картонные подстаканники с его портретом! Наверное, созданные специально для того, чтобы Кафка оказался под прессом туристической кружки с пивом. Пожалуй, единственным соперником коммерчески успешного проекта «Кафка» в Праге стал художник Альфонс Муха, но это как-то не обидно, ведь Муха по сути был дизайнером и не чуждался ничего коммерческого: оформлял афиши, иллюстрировал меню в ресторанах, рекламу шампанского и конфет.
Перед входом в музей Кафки российского туриста ждет культурный шок – фонтан, изображающий двух мужчин, писающих в лужу, своими границами и формами напоминающую Чехословакию. Мужчины эти – братья чех и словак – сделаны из металлических пластин, «филейная» часть которых движется из стороны в сторону, так же, как и их мужские достоинства. Зрелище магическое…
Сам музей Франца Кафки - образец того, как нужно организовывать музейное пространство и чем его наполнять. Это не просто стеклянные витрины с дневниками, рукописями, рисунками и фотографиями писателя. Поднимаешься по лестнице – и оказываешься в полумраке лабиринта. Никогда не знаешь, что тебя ждет за поворотом – то ли всплывающие на экране фотографии старой кафкианской Праги, зыбкие, словно воды Влтавы, то ли оживающие рисунки Кафки, из которых получился анимационный фильм. Остается только мечтать, что когда-нибудь и у нас появится подобный музей, посвященный, к примеру, творчеству Андрея Платонова.
Текст: Анастасии Сарма