В коридорах школы Олимпийского резерва суетятся мальчишки. На часах 9.45, через 15 минут начнется тренировка. Слева от входа небольшая комната.
− Вы к Маше? – интересуется один из тренеров. – Подождите здесь, она подойдет сейчас. Читали рассказ Горького «Двадцать шесть и одна»? – интересуется Владимир Митрофанович (прим.ред. – Скуднев – один из тренеров спортсменки).
Киваю.
− Значит понимаете аналогию. 120 пацанов и она одна. – Это к тому, что среди 120 воспитанников секции, всего одна девушка. Зато какая.
Лачугина забегает в тренерскую комнату, стягивает футболку, которая одета прямо поверх формы, начинает переобуваться, но вспоминает, что не взвесилась. И прыгает в зал прямо в одном носке.
− Классе в третьем, наверное, или во втором – даже не помню точно, − смеется девушка. – На самом деле в этом зале я с трех лет. У меня папа здесь раньше тренировал ребят, брал меня с собой. До этого я занималась гимнастикой, а потом мне захотелось чего-то особенного, не такого, как у всех. Зачем я буду как все девчонки танцами или гимнастикой заниматься, если можно выбрать какой-то другой вид спорта выбрать, выделиться, стать лидером?
Маша начала заниматься что называется «для себя». Но со временем втянулась, даже стала призовые места на разных соревнованиях занимать.
− После того, как стала на Чемпионате России второй, − «наверное, повезло» − смеется девушка − появилось желание расти, совершенствоваться и я неожиданно для себя поняла, что хочу выйти на профессиональный уровень в борьбе.
Маша ходит на тренировки уже 6 лет. Из них 4 года – занимается профессионально.
− Профессиональный спорт – это не только нагрузки, но и твое отношение к тренировкам, мотивация. Для меня сейчас важно полностью выкладываться, улучшать свой результат.
Отдыхать спортсменка практически не успевает. Тренировки каждый день по два часа. А еще нужно ходить в школу, учить уроки и при этом соблюдать режим.
− У меня бывают периоды, когда я даже в школе не появляюсь: то изматывающие тренировки, то соревнования, то сборы, которые обычно 2-3 раза в год проходят перед важными состязаниями. Но учителя чаще всего к этому с пониманием относятся. Вообще у меня достаточно однообразная жизнь: школа-тренировка-уроки-сон. В субботу – выходной. В этот день я позволяю себе расслабиться, погулять с подружками. Но при этом нельзя гулять пол ночи и потом как ни в чем не бывало прийти на тренировку. Я к такому распорядку привыкла, и он меня вполне устраивает.
− Иногда сильно устаешь, все на тебя кричат, и тогда ты думаешь: «А зачем я вообще сюда пришла?», но осознание того, что уже пол жизни в зале прошло и бросить это все сейчас просто глупо очень быстро возвращает в реальность.
Маша выиграла на первых же своих соревнованиях. В Воронеже. Девушка признается, что был жуткий мандраж:
− Коленки дрожали, руки дрожат, что происходит вокруг – вообще непонятно. Но как только вызвали – я вышла на ковер, что-то сделала, сама не помню что и...заняла первое место.
Тренироваться приходится с ребятами. В России, в отличие от Китая или, например, Бурятии, среди девушек борьба непопулярна.
− Девочки приходят и уходят. У них нет цели заниматься борьбой серьезно и тренироваться с ними просто бесполезно. С ребятами мне комфортнее даже.
− На прошлом Первенстве России я никому даже балла не дала, − вспоминает девушка. – Не позволила никому зайти за меня, забежать, перехватить. Можно сказать снесла там всех, и выиграла. Мне это было важно. Я долго тренировалась, серьезно к ним готовилась. Скоро будут еще подобные соревнования, где я тоже должна обязательно выиграть, чтобы поехать в следующем году на мир. Это даже не обсуждается. Если мне тренер так сказал, значит я должна так сделать.
− Пока я не достигну своей цели, я буду профессионально заниматься борьбой. А потом хочу тренировать пацанов, чтобы из них выросли хорошие, достойные бойцы.