Не боевые боевые искусства
Свой путь в спорте Игорь начал с бокса и каратэ, продолжив его занятиями по одному из самых жестких единоборств в мире - тайскому боксу.
На канале, которым Игорь руководит, стараются не делать акцент на чисто спортивную тематику, чередуя материалы о популярных смешанных боях и боксе с программами о традиционных боевых искусствах. Однако он считает, что нужно четко понимать специфику того или иного единоборства. В своей передаче «Академия единоборств» Игорь часто устраивает поединки между разными стилями.
- Все разговоры о боевой и не боевой технике – спекуляции, стремление привлечь к себе внимание. Мы приглашаем на передачи каких-нибудь спортсменов по тому же боксу, кикбоксингу, причем не самого высокого уровня, и устраиваем им поединки с адептами традиционных стилей мастерского уровня. Довольно часто получается, что выходец из спортивных стилей одерживает победу.
Однажды был у нас на передаче представитель хапкидо, который позиционировал себя как приверженца сугубо боевого стиля, предназначенного для максимально быстрого поражения противника, так он в поединке с обычным боксером не то чтобы нанес хоть какой-нибудь поражающий удар, но и просто не смог попасть по противнику.
Еще раз повторю: все разговоры о боевой и смертельной технике носят спекулятивный характер.
При этом Игорь не призывает отметать какие-то стили, он говорит, что необходимо понимать, для чего ты занимаешься. Сам термин «боевые искусства» довольно размыт, и понимать его можно самыми различными способами. К «боевым искусствам» можно отнести, например, стрельбу или спортивное ориентирование - то есть все то, что может применяться в боевых условиях, а вот что касается, казалось бы, привычного рукопашного боя, то здесь много оговорок.
- Я сам служил в воздушно-десантных войсках и понимаю, что рукопашный бой невозможно применить в условиях современной войны. Если, например, в период той же Второй мировой еще существовала штыковая атака, рукопашная схватка, применялась кавалерия с их клинковым вооружением, то в подготовке американских солдат та же штыковая атака из программы обучения личного состава убрана. Другое дело спецподразделения, в чьи функции входит, например, взять «языка». Там приемы рукопашного боя необходимы, но сугубо для конкретных условий. Да, в спецназе существует рукопашный бой, но он носит скорее характер психологической подготовки.
Как пример, Игорь привел типичную войсковую операцию, когда нужно уничтожить зенитные или ракетные точки, охраняемые большим количеством хорошо вооруженных и специально обученных людей. В данном случае рукопашный бой вам вряд ли чем поможет, если речь не идет о каких-то исключительных моментах.
Прародители единоборств
Мы привыкли приписывать японцам некие знания истинно воинских искусств, забывая при этом, что рабочими восточные системы сделали именно европейцы и американцы.
Сами японцы не воевали долгое время, начиная с XVI столетия, когда ниндзя и войны самурайских кланов уже стали легендами, и продолжалось это до XIX века. Все началось с запрета сегуна Такугавы, после которого боевые искусства переросли в некую дань памяти, в традицию. Японцы, в принципе, склоны к обращению большего внимания на внешнюю сторону любого действия. В связи с этим появляется привычный нам вариант традиционного джиу-джитсу или кендо, когда в первом случае облачение в доспехи стало заменять приемы с использованием плотной куртки-кимоно, а бой на мечах – поединки на их бамбуковых аналогах.
Для японцев форма главнее содержания. Этому свидетельствует множество примеров. Игорь привел один из таких:
- Приплывшие в Японию англичане учили японцев стрельбе из различного оружия, в том числе из пушек. В тот момент, когда время на выстрел занимала одна минута, у японца как минимум три. Для них было важно, как он подошел, как он поклонился, как сказал «ос». Как ни кричали, ни наказывали их англичане, все было бесполезно.
Так же получилось и с единоборствами, когда приехавшие иностранцы стали требовать прикладной техники японских систем. Сами же японцы довольно двусмысленно трактуют свой взгляд на это. Да, многие мастера прямо говорят, что они не участвуют в поединках, при этом не признавая, что многие как бойцы из себя ничего не представляют. Они вообще, как вспоминает Игорь, никогда не говорят ничего однозначно.
- Я посещал некоторые семинары, но, кроме обычной несложной базовой техники, у японских мастеров ничего не увидел. Когда к ним подходишь с конкретной целью или конкретным запросом получения прикладной техники, они отсылают повторить то или иное движение еще несколько тысяч раз, мол, тогда она заработает.
Но первыми, кто создал единоборства в том виде, в каком мы привыкли их видеть, были греки (некоторые историки считают, что многие единоборства Востока зародились во времена похода Александра Македонского. Этого мнения придерживался и родоначальник контактного каратэ – Масутацу Ояма – прим. авт.): они ввели турниры, спортивные состязания, принцип поединка ради самого поединка, а не ради победы над врагом или убийства противника.
Греки создали деление единоборств на кулачные бои (прототип бокса), борьбу и смешанные бои, при этом поединки проходили с минимальными ограничениями и выглядели намного жестче, чем современные турниры.
В христианскую эпоху о боевых искусствах, как в принципе о спорте вообще, забыли, так как христианская идеология была несовместима с понятием спорта. Единоборства снова ушли либо в народные забавы, либо в конкретные военные практики (например, фехтование у аристократов).
Вернулись систематизированные единоборства, как и спорт (в том числе и спорт профессиональный), благодаря англичанам, которые проводили спортивные состязания, часто и по боксу.
Первый боксерский турнир прошел в 1710 году. Дрались за деньги, и четких правил в боксе тогда еще не было, доходило даже до того, что использовали специальную обувь с гвоздями на подошве, которыми можно было в прямом смысле «пригвоздить» соперника к рингу, били даже ногами, могли использовать броски.
Когда в мир боевых искусств ворвались смешанные бои, круг замкнулся, и теперь навыки рукопашного боя существуют, но сугубо в спортивной практике. Сейчас можно говорить либо о спорте, либо о фитнесе, потмоу что техника некоторых восточных единоборств, то есть техника ради самой техники без практического аспекта, есть некий боевой фитнес.
Если мы говорим о неких силовых подразделениях, то здесь нужно понимать, что каких-либо особых приемов и техник военные или полицейские не используют. Для той же полиции вполне хватает приемов самбо или дзюдо, с помощью которых можно успешно задержать правонарушителя и довести его в ближайший участок. Если же мы говорим о ведении поединка, драке, то яркий пример этому именно ММА.
Как пример Игорь приводит беседу с легендарным чемпионом по боям без правил Олегом Тактаровым.
- Как-то я спросил у Олега, сколько приемов в самбо. Он ответил, что где-то 20 тыс., распространено около 200, а для победы над соперником достаточно 2-3-х. Вспомним хотя бы чемпиона Олимпийских игра по греко-римской борьбе Карелина, который чаще побеждал приемом «обратный хват», или российского чемпиона по боксу Костю Цзю, который использовал свой коронный правый прямой. Я говорю это к тому, что какие-то приемы будут совершенствоваться, будет появляться мода на какой-то конкретный прием, но в целом картина сильно не изменится.
На вопрос, что же ожидает боевые искусства в будущем, Игорь отметил, что на его взгляд, история повторяется, развиваясь словно по спирали. Когда-то не существовало систематизированных единоборств, были либо воинские практики, либо народные забавы вроде борьбы и кулачных боев.